Проблемное обучение при занятиях математикой с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2017

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Корнева, Т. А. Проблемное обучение при занятиях математикой с детьми / Т. А. Корнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46535/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная педагогика как наука постоянно находится в процессе своего развития. По мере того, как изменяются роли человека в сферах общественных отношений, совершенствуются педагогические методы образования, здесь же появляются новые идеи и возобновляются старые, которые становятся актуальными, изменяются и цели, которые образование ставит перед собой. Наличие инертности к нововведениям в фактической системе образования является, с одной стороны, определенным сдерживающим фактором для развития педагогики как науки и теории, а с другой, имеет положительный характер, так как такая инертность носит и характер сохранения традиций и системы образования в целом. В условиях относительной либерализации системы образования в современной России имеются возможности к появлению, развитию и воплощению различных педагогических методов, концепций и технологий обучения на практике. Так, на практике появились возможности для реализации и проблемного подхода в обучении. личностного развития учащихся. Разработкой тех или иных аспектов проблемного подхода в обучении как концепции в целом занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В.Оконь, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, А. В. Хуторской и многие другие.

Проблемную ситуацию можно считать определением психического состояния или интеллектуального затруднения, которое возникает при невозможности объяснить факт, процесс, явление, которое заинтересовало ученика, с помощью уже имеющихся у него знаний или выполнить известным способом необходимое действие.

Из такого определения мы видим, что современная теория проблемного подхода в обучении имеет два вида проблемных ситуаций: педагогическую проблемную ситуацию, которая представляет организацию учебного процесса и психологическую, касающуюся непосредственно деятельности учеников.

Такой вид проблемной ситуации как педагогическая, создается при помощи активизирующих действий, вопросов учителя, которые подчёркивают важность, новизну, необходимость и другие качества объекта познания, отличающие его от других.

Создание психологической проблемной ситуации носит непосредственно индивидуальный характер. Познавательная задача, которая является не слишком трудной и не слишком легкой не создаст для ученика проблемной ситуации.

Рассмотрим методические приёмы создания проблемной ситуации:

  1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
  2. Сталкивает противоречия практической деятельности.
  3. Излагает различные точки на один и тот же вопрос.
  4. Предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций, например: командира, юриста, педагога и др.
  5. Побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты.
  6. Ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение.
  7. Определяет проблемные теоретические и практические задачи например: исследования).
  8. Ставит проблемные задачи.

Для реализации проблемной технологии необходимы следующие составляющие:

  1. Отбор самых актуальных, сущностных задач.
  2. Определение особенностей проблемного образования в различных видах учебной деятельности.
  3. Построение оптимальной системы проблемного обручения, создание учебных и методических пособий и рекомендаций.
  4. Личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать активную познавательную деятельность.

По этой причине, чтобы создать проблемную ситуацию, необходимо учесть её специфику, все её компоненты. А. М. Матюшкин выделяет следующие компоненты проблемной ситуации:

‒ необходимость выполнения таких действий, при которых возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия;

‒ неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникающей проблемной ситуации;

‒ возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового.

Учебные задания выступают в качестве дидактического средства, обеспечивающего развитие у учащихся мышления в процессе обучения русскому языку.

Задание можно называть проблемным, если оно максимально создает проблемную ситуацию. Данная характеристика зачастую требует пояснения, поскольку школьникам часто предлагаются задания различного типа, которые, с одной стороны, создают ученикам определенные интеллектуальные задания, а с другой, они не могут являться проблемными, поскольку не создают проблемной ситуации. Дело в том, что термин «проблемная ситуация» не может рассматриваться отдельно от самого субъекта.

Если субъект не осознает сути задания, не может выполнить определённые мыслительные операции, то такое задание не является для него проблемным. И если субъект легко и быстро справился с заданием, при это используя уже известные для него способы действия, оно так же не является проблемным.

Таким образом, проблемное задание является неотъемлемой частью всего процесса обучения, целью которого выступает развитие мышления у учащихся.

Активное использование приёмов умственной деятельности, таких как: обобщение, анализ, синтез, сравнение, является необходимым условием

Таким образом, учитель должен достичь того, чтобы ученик:

  1. Действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность.
  2. Чётко определил проблему или уяснил сформулированное учителем.
  3. Захотел решить эту проблему.
  4. Смог это сделать.

В результате исследования нами были сформулированы следующие выводы:

  1. Познавательная деятельность — это одна из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность является системой определенных действий и входящих в них знаний. Когда ученик овладевает этим видом деятельности, сам процесс обучения становится эффективным.
  2. Учение является одним из видов деятельности, который актуален для реализации познавательной деятельности. Учение является непосредственно деятельность только тогда, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.
  3. Когда ученик сталкивается с проблемой, которую он не может решить известным способом, у него появляется познавательная потребность в нахождении решения.
  4. Решение проблемы, непосредственно, требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.
  5. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемное обучение.
  6. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
  7. Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования элементов проблемного подхода.
  8. При использовании в обучении элементов проблемного подхода, непосредственно, при делении с остатком в начальных классах активизируется познавательная деятельность младшего школьника.

Проанализировав методические приёмы создания проблемной ситуации и её составляющие сформулируем правила создания таких ситуаций:

  1. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задач, которые не содержат познавательного затруднения, способствуют только репродуктивному мышлению и не позволят достигнуть целей, которые ставит перед собой проблемный подход в обучении. С другой стороны, проблемная ситуация, которая имеет чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.
  2. Несмотря на то, что проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность — для развития творческих способностей учащихся, но наиболее эффективным вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
  3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятной опорой для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Таким образом, вариантами реализации проблемного подхода в обучении выступают исследовательские и поисковые методы, при которых ученики ведут исследование проблем, самостоятельный поиск и творчески применяют новые знания на практике.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Амонашвили Ш. А. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя [Текст] / В. Б. Бондаревский. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  4. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Мысль, 1970. — 192 с
  5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — Психология: Классические труды. — Коммент.: с. 505–522.
  6. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2005. — 288 с.
  7. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи.; Пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. Н. Д. Виноградова. — М.: Издание Т-ва «МИР», 1919. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, проблемный подход, познавательная деятельность, познавательная потребность, ученик, вид деятельности, дидактическое средство, известный способ, методический прием создания, проблемное обучение.


Задать вопрос