В отличие от иных таможенных преступлений «контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (статья 229.1 УК РФ) [1] наносит непоправимый вред экономической и национальной безопасности государства. На сегодняшний день контрабанда наркотических средств является одним из основополагающих факторов роста незаконного оборота наркотических средств в России, что в свою очередь приводит к асоциальному поведению в обществе. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 “О судебной практике по делам о контрабанде” «необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле». [2] Эта особенность данного вида преступления во многом усложняет процесс выявления, предотвращения преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. В настоящее время необходимо ответить, что суды, при вынесении приговора, а таможенные органы наряду с органами следствия руководствуются Таможенным Кодексом Таможенного Союза, утвержденным 27 ноября 2009 года до вступления в законную силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.
К важным элементам криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств относятся: во-первых, психотропные и наркотические вещества. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Существуют различные квалификации наркотических средств, такие как по источнику происхождения, по воздействию на человека и другие.
Во-вторых, прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, которые в свою очередь обязательно должны быть включены в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (в ред. от 23.11.2012).
В-третьих, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и части растений, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.
В-четвертых, это инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Контрабанда наркотических средств считается оконченной с момента покушения на незаконное перемещение одного из предметов данного преступления.
Основные способы совершения данного преступления, согласно УК РФ: «вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; с сокрытием от таможенного контроля; с недостоверным декларированием или не декларированием предметов преступления; с использованием документов, содержащих недостоверные сведения об этих предметах; с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации». [3]
Данный перечень способов совершения контрабанды наркотических средств не исчерпывающий.
Контрабанда наркотических средств может быть совершена в различных формах. Контрабанде могут предшествовать специальные подготовительные действия преступника — выбор им времени совершения преступления, оружия, подручных и маскировочных средств, определение места. Специфическими могут быть и действия по сокрытию следов преступления.
При анализе обстановки совершения преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, весьма продуктивен уровневый подход. Согласно которому возможно разделить её на общегосударственный, региональный и местный уровень. Что касается государственного уровня, необходимо отметить, что либерализация внешнеэкономической деятельности была осуществлена, на мой взгляд, без должного учета допускаемых международной практикой мер государственного регулирования. Применительно же к общегосударственному уровню можно отметить следующее, что несовершенство правовой базы и особенно таможенного законодательства еще более усугубило ситуацию. Постоянно изменяющееся таможенное законодательство содержит противоречия с другими контактирующими отраслями права. Третий уровень — это обстановка совершения рассматриваемых преступлений в таможнях и на таможенных постах. К элементам данного уровня относятся: положение таможни в системе внешнеэкономической деятельности. Важную роль играет географическое расположение таможни или таможенного поста, так как от этого зависит количество перемещаемого товара и оснащение таможен техническими средствами проведения таможенного контроля. Категория таможни, поскольку от нее зависит структура и штатная численность, расположение мест таможенного контроля и оформления, оптимальность распределения между ними объема работы, создание надлежащих условий для их функционирования. Квалификация сотрудников таможенных органов также играет важную роль. Состояние материально-технической базы таможни или таможенного поста, в том числе обеспечение технико-криминалистическими и техническими средствами таможенного контроля, о котором говорилось ранее.
Обратимся к статистике таможенных преступлений за отчетный период 9 месяцев с 2013 по 2017 года, которая для наглядности представлена в таблице, составленной автором.
Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2013 по 2017 года
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
По ст. 229.1 УК РФ |
977 |
894 |
793 |
723 |
574 |
По ст. 200.1 УК РФ |
42 |
54 |
78 |
44 |
49 |
По ст. 194 УК РФ |
289 |
289 |
488 |
562 |
400 |
По ст. 193 УК РФ |
168 |
105 |
142 |
148 |
135 |
Всего уголовных дел |
1415 |
1518 |
1617 |
1864 |
1747 |
Доля дел по контрабанде |
69 % |
62,5 % |
55 % |
42 % |
52 % |
[Таблица составлена автором]
Исходя из которой, мы видим, что произошло значительное снижение исследуемого вида преступлений. Так в 2013 году было выявлено 977 уголовных дел предусмотренных ст. 229. УК РФ, а в 2017 году 574 дела, что на 42 % меньше, что говорит о том, объясняется изменениями в ведении статистики, если в отчеты за 2013 год включались все выявленные наркотические средства, будь то самостоятельно или совместно, то в 2017 году в отчет включались только наркотические средства, выявленные самостоятельно таможенными органами.
Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если же исходной информации недостаточно, проводится проверка первичных материалов с целью установления законных оснований для возбуждения уголовного дела. [4]
Таможенный сотрудник или следователь должен уметь обнаруживать, анализировать и фиксировать признаки, свойства и состояние предметов контрабанды при следственном осмотре. По делам о контрабанде это может быть осмотр места происшествия, местности или помещений (не являющихся местом происшествия), предметов и документов, а также освидетельствование. Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это ручная кладь и багаж, одежда, обувь и тело физических лиц, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.
Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетекторы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления. [5]
Из вышеизложенного следует, что криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств служит познавательным целям при возникновении и решении вопросов, связанных с практической деятельностью следователей.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017);
- Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 “О судебной практике по делам о контрабанде”;
- «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (10-е издание, дополненное и измененное) (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева, 2014);
- Белкин Р. С. Курс криминалистики. — М., 2000.
5. Электронный ресурс: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/krimnalistika/116.php