Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Бесклеткин Виктор Викторович, ассистент;
Пестеров Дмитрий Ильич, студент;
Одинцов Василий Олегович, студент;
Соснин Александр Сергеевич, студент;
Антоненко Илья Александрович, студент;
Коновалов Илья Дмитриевич, студент;
Бабкин Виталий Андреевич, студент.
Российский государственный профессионально-педагогический университет
(г. Екатеринбург)
Данная работа является продолжением статьи [1]. Проекции векторов и выведены на основе интегрирующих звеньев с моделированием в Simulink.
В работе [1] было получено уравнение (9) для расчета тока ISx в Simulink-Script:
Перенесем в левую часть:
Обозначим и
Умножим обе части полученного уравнения на kr:
Ток ISx определится в следующем виде:
Структурная схема для определения тока ISx представлена на рис. 1.
Трансформируем структурную схему на рис. 1 в оболочку, позволяющую производить расчет коэффициентов в отдельном блоке Subsystem. Для этого установим блоки перемножения, к которым подведены сигналы с результатами расчетов в Simulink, как показано на рис. 2.
Рис. 1. Структурная схема для определения тока ISx в Script-Simulink
Рис. 2. Структурная схема для определения тока ISx в Simulink
Произведем аналогичную трансформацию при определении вектора тока по проекции y. В работе [1] получено следующее уравнение (11):
Перенесем в левую часть и умножим обе части на kr:
Определим ток ISy:
Структурная схема для определения тока ISy приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения тока ISy в Script-Simulink
Расчет коэффициентов будем производить в отдельном блоке Subsystem, поэтому вносим в структурную схему на рис. 3 блоки перемножения (рис. 4).
Рис. 4. Структурная схема для определения ISy в Simulink
Определим потокосцепление Ψmx по оси (+1) из уравнения (13) работы [1]:
Перенесем в левую часть :
Обозначим:
Определим потокосцепление Ψmx:
Структурная схема для определения потокосцепления Ψmx приведена на рис. 5. Подготовим эту схему для расчета в Simulink (рис. 6).
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления Ψmx в Script-Simulink
Рис. 6. Структурная схема определения Ψmx в Simulink
Аналогично определим потокосцепление Ψmy по оси (+j) из уравнения (15) [1]:
Перенесем в левую часть :
Тогда потокосцепление Ψmy определится следующим образом:
Структурная схема для определения потокосцепления Ψmy приведена на рис. 7.
Рис. 7. Структурная схема для определения потокосцепления Ψmy в Script-Simulink
Схема для расчета Ψmy в Simulink представлена на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема для определения Ψmy в Simulink
На рис. 9 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента в Simulink:
Рис. 9. Математическая модель определения электромагнитного момента M в Simulink
Структурная схема скорости вращения вала двигателя приведена на рис. 10:
Рис. 10. Математическая модель уравнения движения в Simulink
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными Ψm – IS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink дана на рис. 11, …, 15.
Рис. 11. Общая схема математической модели асинхронного двигателя с переменными
Ψm – IS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink
Рис. 12. Паспортные данные
Рис. 13. Расчет коэффициентов базового варианта
Рис. 14. Расчет коэффициентов для варианта с переменными Ψm – IS
Рис. 15. Оболочка модели асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink
Эту же схему можно представить в более компактной форме с использованием блоков Goto и From (рис. 16) и отдельных субблоков с расчетами токов и потокосцеплений, приведенных на рис. 17 и 18.
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 19.
Рис. 16. Оболочка модели асинхронного двигателя с применением блоков Goto и From
Рис. 17. Схемы для расчета ISx и ISy
Рис. 18. Схемы для расчета Ψmx и Ψmy
Рис. 19. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Пестеров Д.И., Одинцов В.О., Антоненко И.А., Коновалов И.Д., Бабкин В.А. Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script // Молодой ученый. - 2017. - №45. – С. 8-19.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.