Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого.
А. С. Спиваковская
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Главное место в игре я отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью дидактических игря использовала разнообразные подходы, формы и методы работы.
Подходы, которые я использую в своей работе — это совокупность приемов, оказывающих непосредственное воздействие на детей дошкольного возраста с учетом временных рамок и объема программного обеспечения. Они неразрывно связаны с методами воспитания.
Основной целью моего педагогического опыта является развитие речевой активности детей, повышению результативности коррекционной работы посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:
- Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.
- В центре по развитию речи, создала и накопила материал и дидактические игры по теме.
- Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.
- Организовала работу с родителями (проведение родительских собраний «Роль семьи в речевом развитии детей 6–7 лет»; разработала буклеты для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста»).
Одной из ведущих форм моей работы — это непосредственно образовательная деятельность по развитию речи. Процесс речевого развития у дошкольников происходит через дидактическую игру — ведущую его деятельность. В своей практике я использовала следующие виды дидактических игр: на развитие фонетической стороны речи «Похоже-непохоже», «Поймай звук», Лото «Назови картинку и найди гласный звук», «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С», «Назови картинку и найди первый звук», Лото «Паронимы», «Каждому звуку — свою комнату», «Разгадай ребус»; на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Первоклассник», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение» «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Подними цифру», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Нарисуй сказку», «Фотограф», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».
Я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста разнообразные формы работы: продуктивная, творческая деятельность, которая включает ручной труд, аппликацию и рисование. Творческая деятельность, прежде всего, направлена на закрепление полученных знаний дошкольников и отражение формирующегося у них отношения к изучаемым предметам.
В дальнейшем я планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи.
Таким образом, использование дидактических игр в своей работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приемы по данному направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения, воспитания и развития речи у дошкольников.
Литература:
- Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — В кн. Умственное воспитание дошкольника. М. Просвещение, 1991. — 84 с.
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 1991–160с.
- Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 9.