Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации: месяц
Актуальность проекта: В наше сложное противоречивое время воспитание, в первую очередь, должно формировать у ребёнка доброту, милосердие, способность к состраданию, сопереживанию. Когда ребёнок совершает акт милосердия, он получает удовлетворение оттого, что кому-то помог. Для маленького ребёнка таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Отношение детей к животным — это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, мы развиваем в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждаем к сочувствию, воспитываем готовность помогать.
Проблема: К сожалению, современный мир безжалостен по отношению к животным. Причина кроется в том, что в свое время уже повзрослевшим людям не была дана установка на бережное отношение к природе в целом и, как правило, не хватило соответствующего воспитания. А поэтому часто можно наблюдать, как взрослые люди проявляют жестокость по отношению к окружающим их живым существам.
Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого могут оказаться неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, дергают котов за усы. Они объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т. д.
Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели.
Это связано с недостатком или отсутствием представлений о живых объектах, низким уровнем развития наблюдательности, недостаточным опытом общения с природой, слабым уровнем владения навыками ухода.
Цель проекта- объединение усилий педагогов и родителей с целью обобщения знаний детей о жизни животных, формирования представлений об их зависимости от деятельности человека.
Предмет исследования- домашние животные.
Формулировка проблемы.
Зачем человек приручил животных?
Что произойдёт, если домашнее животное окажется в дикой природе?
Как ухаживать за домашними животными?
Каких животных можно держать дома?
Какова роль домашних животных в жизни людей?
Что мы можем дать домашним животным?
Как живется бездомным животным? Чем мы можем им помочь?
Задачи:
- Уточнять и расширять знания детей о домашних животных, где живут, кто за ними ухаживает.
- Закреплять знания детей о характерных признаках домашних животных.
- Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь, стремление отражать свои представления и впечатления в продуктивной (изобразительной, сочинение историй и сказок) и игровой (сюжетно-ролевых, подвижных играх) деятельности;
- Воспитывать желание заботиться о домашних животных, чувство сопереживания ко всему живому, эмоциональную отзывчивость.
Формы и методы реализации проекта:
– работа на занятиях;
– рисование на природе (на песке, рисование с натуры);
– наблюдения;
– индивидуальная работа с детьми;
– рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий;
– чтение художественной литературы о природе;
– утренние беседы;
Предполагаемые результаты:
Дети узнают названия домашних животных и их детёнышей, чем питаются домашние животные, какую пользу они приносят людям.
Научатся использовать в речи названия домашних животных и их детёнышей, частей их тела, отгадывать загадки, сравнивать животных.
Научатся различать голоса домашних животных.
Узнают, как за животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет);
Научатся любовному и бережному отношению к животным.
Этапы реализации проекта:
I этап.Подготовительная работа. Подбираем материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации, составляем лэпбук. Продумываем ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Дети знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
II этап. Основной этап — беседы; тематические занятия; сюжетно — ролевые, дидактические и подвижные игры; рисование, лепка, аппликация; оформление выставки книг и детских рисунков; экскурсия в зоопарк вместе с родителями
III этап. Заключительный этап-оформление фотовыставки «Я и мой любимец»
– создание альбома «Питомцы нашей группы» (рассказы о своем питомце)
Календарное планирование проекта
Сроки |
Формы иметоды реализации проекта |
Образовательная деятельность |
Цели ОД |
1 неделя |
Беседы Чтение Дидактические игры Рисование |
Зачем человек приручил животных? Какова роль домашних животных в жизни людей? С. Маршак «Усатый-полосатый» «Кто где живет?", «Где чей домик?" Мой домашний питомец |
Уточнять и расширять знания детей о домашних животных, где живут, какую пользу приносят людям. Развивать речевую активность детей, словарь. Формировать умение детей соотносить животное с местом обитания Учить передавать в рисунке образы домашних животных |
2 неделя |
Беседы Чтение Сюжетно — ролевая игра Дидактические игры Лепка из соленого теста |
Как ухаживать за домашними животными? Каких животных можно держать дома? «Сказка о глупом мышонке» «У ветеринара-котенок заболел» «Животное домашнее или дикое?" «Угадай, кто спрятался?" Создание сенсорной коробки «Ферма» из соленого теста |
Уточнять и расширять знания детей о том, где живут домашние животные, кто за ними ухаживает, как нужно ухаживать. Познакомить детей с произведением С. Маршака Вызвать у детей интерес к профессии ветеринара Развитие умения классифицировать животных по существенным признакам. Узнавать животное по описанию. Закрепить умение передавать образ животного |
3 неделя 4 неделя |
Беседы Чтение Сюжетно- ролевая игра Подвижные игры: Составление рассказов Беседы Чтение Викторина |
Что произойдёт, если домашнее животное окажется в дикой природе? Что мы можем дать домашним животным? С Маршак «Сказка об умном мышонке». Г. Остер «Котенок по имени Гав» «В зоомагазине». «Воробушки и кот», «Мышеловка», Мой питомец «Умеешь ли ты обращаться с животными?». «Когда домашние животные бывают опасны?» Н. Носов «Живая шляпа»; “Домашние животные” |
Закреплять знания детей о характерных признаках домашних животных, различие между домашними и дикими животными Вызвать интерес к художественным произведениям Вызвать интерес к профессии продавца Формировать навыки двигательной активности Учить составлять описательный рассказ Уточнять и расширять знания детей о домашних животных, о правилах безопасного общения с домашними животными Повторить, систематизировать знания о животном мире |
Литература:
- Гризик Т. И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4–5 лет.
- Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». — М., 2002.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1991.
- Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1998.
- Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4–5 лет. — М., 2007.
- Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 4–5 лет. Методическое пособие для воспитателей. — М., 2010.
- Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. — М.,1986.
- Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4–5 лет). Автор: Сенченко О. В. — инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга», г. Подольск.
- Журнал «Дошкольное воспитание».