Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.11.2017

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Ольховая, К. Э. Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности / К. Э. Ольховая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46576/ (дата обращения: 16.11.2024).



На современном этапе развития общества наблюдается высокий темп научно-технического роста, появление новых информационных технологий, что обуславливает предъявление повышенных требований к продуктивности мышления человека. Отсюда следует, что выпускник начальной школы должен владеть элементами творческой деятельности, мыслить самостоятельно, ориентироваться в сложных ситуациях, принимать нестандартные решения и т. д.

Вместе с тем, в современной начальной школе еще только начинается переход от усвоения учащимися готовой информации к обучению, обогащающему смысловую сферу, присвоению норм и традиций, культурных, исторических ценностей на основе раскрытия противоречий, нахождения и проверки гипотез, оригинальных путей достижения цели. Обращение современного образования к задачам разностороннего развития личности предполагает необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая связывает формирование знаний и умений обучающихся с творческой деятельностью, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческой активности.

Исследование вопроса о творческом потенциале целесообразно начать с определения понятия «творчество», которое, с одной стороны, является характеристикой деятельности, выступающей в особом ее виде — деятельности в области искусства, литературы, науки, или деятельности, которая проходит путь развития и совершенствуется, переходит на новый, более качественный уровень. Предваряет творческую деятельность процесс познания, усвоение знания о предмете, который будет изменен.

Формулировку анализируемого понятия дает Л. С. Выготский, согласно которому, творчество присуще не только гению, создающему великие исторические произведения, но человеку, который воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Творчество — неотъемлемый спутник детства. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению»

Стремление младшего школьника к творчеству, потребность в культуре, духовной деятельности не возникают спонтанно, в определенный момент жизни. Эти качества зарождаются и развиваются постепенно, в процессе личностного становления [3].

С детских лет, когда формируются основные черты характера человека и его психологические особенности, актуализируется творческий потенциал личности, как основа творческой самореализации личности в будущем.

Исследователи в области творчества (A. M. Матюшкин, Н. С. Лейтес, В. Н. Дружинин, Г. М. Романцев, А. И. Савенков, Е. В. Ткаченко и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Каждый человек рождается с предопределенными особенностями, уникальными способностями, влечениями к некоторым талантам и видам деятельности. Творческий потенциал личности есть в каждом человеке, но не все пытаются в течение всей жизни его развивать [4].

Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, становлению индивидуальности, формированию нестандартного, продуктивного мышления. Творческий акт — это реализация индивидуальности, неповторимости, уникальности человека [5].

Творческий потенциал — это творческие ресурсы личности, её психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Кроме того, творческий потенциал личности наделен большой информационностью, его понятие показывает внутреннюю целостность человека, а обладание таким видом потенциала обеспечивает высокий уровень успешности деятельности [1].

В сознании человека, творческое начало, порождает фантазию и воображение. Это устремление идти вперед, развиваться, добиваться совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, активизации бессознательного и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно пробудить гениальность в человеке.

По мнению ученых, творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е. С. Громов и В. А. Маляко называют семь признаков креативности: оригинальность; эвристичность; фантазию, активность; концентрированность; четкость; чувствительность [4].

Специфику творчества, по мнению А. Т. Шумилина и М. И. Махмутова, раскрывают следующие два его признака: первый — «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных»; второй — новизна, оригинальность [3]. Имеется в виду новизна продуктов деятельности, необычайность приемов или средств, применяемых в деятельности. Творчество оригинально в главном: «оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, по алгоритму». Эту особенность творчества подчеркивают и зарубежные исследователи. Например, А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г. А. Саймон определяют творчество как вид «деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью», причем имеются в виду любые психологически трудные творческие задачи практического, научного или художественного типа [1].

Мы провели исследование, направленное на выявление уровня проявления творческого потенциала младших школьников (учащихся 1-ого класса). Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом» г. Биробиджана. В экспериментальном исследовании приняли участие 31 учащийся 1 класса.

Исходя из понимания термина «творческий потенциал, были выделены следующие критерии уровня проявления творческого потенциала младших школьников:

Наличие представлений о творчестве и творческих способностях (методика «Наборщик»).

Высокий уровень — названы все возможные образованные слова, отличающиеся необычностью и оригинальностью. Время, затраченное учащимся на выполнение задания, не превысило 2 минут.

Средний уровень — использованы не все словообразовательные ресурсы, слова просты. Время выполнения задания до 5 минут.

Низкий уровень — нет понимания в выполнении задания, образование бессмысленного набора слов за превышающее норму время.

Стремление к самовыражению, оригинальности (методика «Особенности творческого воображения»).

Высокий уровень — у учащегося не возникло трудностей при составлении текста. Рассказ является законченным, наполненным яркостью и разнообразными оригинальными образами. Он обладает необычностью поворота сюжета и неожиданностью концовки. В тексте прослеживается логика изложения.

Средний уровень — учащийся столкнулся с некоторыми трудностями в придумывании сюжета рассказа, логикой его изложения. Рассказ является законченным, но не отличается яркостью и разнообразием оригинальных образов.

Низкий уровень — учащийся не понял суть задания, составил несвязанные друг с другом предложения. Текст лишен необычности и оригинальности.

Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. (методика «Незаконченный рисунок» (адаптированный тест Поля Торренса).

Высокий уровень — большинство рисунков оригинальны и необычны, с прорисованными деталями.

Средний уровень — все незаконченные рисунки преображены в изображения предметов, но меньше половины из них являются оригинальными

Низкий уровень — задание выполнено не полностью. Рисунки не отличаются оригинальностью.

Полученные результаты, позволили разработать уровневую характеристику проявления младшими школьниками творческого потенциала:

Высокий уровень — учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, демонстрируют свободное самовыражение; проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления, отражающиеся в создании чего-то своего, нового, оригинального, непохожего ни на что другое.

Средний уровень — характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают в основном самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения, проявляют пытливость и любознательность, выдвигают идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляют.

Низкий уровень — учащиеся владеют умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью, но они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидают вмешательства в деятельность со стороны учителя; для обдумывания, планирования нуждаются в более длительном промежутке времени; демонстрируют шаблонные ответы, без проявления индивидуальности, оригинальности, самостоятельности, отсутствует проявление инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Анализ результатов диагностики, представленных в таблице 1., позволяет сделать вывод, что на относительно высоком уровне, в сравнении с двумя другими критериями, выявлены проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления, причем девочки продемонстрировали более высокий показатели.

Таблица 1

Уровни проявления творческого потенциала младшими школьниками на констатирующем этапе

Критерии

Уровни

наличие представлений отворчестве итворческих способностях

стремление ксамовыражению, оригинальности

проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

высокий

0

0

0

0

1

3,5

1

3,5

3

11

2

7

средний

5

18

7

25

3

11

9

32

6

21

8

29

низкий

7

25

9

32

8

29

6

21

3

11

6

21

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. На уроках по предмету «Окружающий мир» мы используем задания, направленные на актуализацию творческого потенциала посредством проектной деятельности. Это могут быть конкретные задания, так и целые уроки-проекты.

Учебник окружающего мира по УМК «Планета знаний» предполагает отдельные уроки-проекты по разделам:

  1. проект по теме «Школа». Среди учащихся был объявлен конкурс на лучший рисунок «Я учусь в лицее». После подведения итогов был оформлен стенд.
  2. проект по теме «Одежда». В рамках данного проекта учащиеся изготовили гардероб для кукол из бумаги и других средств.
  3. проект по теме «Растения» сподвигнул нас на создание фото-выставки «Что дают растения человеку?».

Кроме того, после изучения тем, касающихся раздела «Человек», мы создали кодекс «Я». В его содержание вошли следующие пункты:

  1. «Наша история взросления». С помощью детских фотографий и тематических картинок составили коллаж, ярко описывающий историю взросления учащихся всего класса.
  2. «Этот мир нашими глазами, ушами, носами, кожей и языком». В данном разделе был составлен перечень (с помощью картинок) того, что человек может воспринимать определенными органами чувств.
  3. «Наше тело». Данный раздел содержит истории с фотографиями о тех упражнениях, которые учащиеся выполняют дома во время утренней разминки.
  4. «Мы то, что едим». Эту страницу кодекса составили рецепты блюд, которые любимы учащимися и которые они с помощью родителей смогли приготовить.

Таким образом, переход на новые стандарты образования, где ключевыми аспектами является развитие универсальных учебных действий (действий личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) не может обойтись без актуализации творческого потенциала младших школьников. В работе над предметом «Окружающий мир» очень важно уделять внимание актуализации творческого потенциала учащихся, готовить их быстро развивающемуся будущему, ожидающего людей креативных, мобильных, творческих, не боящихся перемен.

Литература:

  1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества/В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.– 238 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение,2001. — 92 с.
  3. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. — М., 1992.
  4. Серёжникова Р. К., Смачная О. Ю. Актуализация творческого потенциала личности как результат субъектной активности студента-будущего педагога// Профессиональное образование в современном мире. Всероссийский научный журнал. — № 1 (16) 2015. — С.193–203.
  5. Серёжникова Р. К., Компетентностно-деятельностный подход в профессионально-педагогическом образовании // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. –№ 3.–Москва, 2015. — С.127–133.
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, высокий уровень, творческий потенциал личности, учащийся, оригинальность, оригинальность мышления, проявление нешаблонности, творческая деятельность, уровень, выполнение задания.


Похожие статьи

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Похожие статьи

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Задать вопрос