Важность и актуальность проблемы интеграции различных видов искусств в педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.
Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем, предполагает достижение целей: формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и искусство, через решение следующих задач:
формирование эстетического восприятия окружающего мира;
развитие музыкально-художественной деятельности:
приобщение к миру искусства;
воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.)
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития. Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.
Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Это реализуется в музыкальной деятельности на каждом занятии: в слушании музыки, в пении, в музыкально-ритмических движениях, в музыкальном творчестве.
В современной педагогике довольно широко применяется рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать своё внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Ведь даже по мнению К.Д.Ушинского «Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей, что и позволяет сделать следующие выводы:
1) арт-терапия позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах;
2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств;
3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.
Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и репродукций известных художников, слушание и сравнивание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий в музыкально-ритмических движениях. Для более проникновенного понимания образа было использовано художественное слово, стихи М.В.Сидоровой:
«С нами Осень говорит»
Тише… С нами Осень говорит.
Слышишь?.. Листик подл ногой шуршит,
Зайка глупый серенький дрожит,
Белки шишки с ёлки шелушит.
Слышишь?.. Частый дождик моросит.
Тише… С нами Осень говорит.
«Лес осенний»
Ах, какое это чудо:
Лес осенний золотой!
И слетают отовсюду
Листья пестрою гурьбой.
Сколько звуков разных самых:
Шишка с ёлки упадёт,
Хрустнет ветка под ногами,
Птичка с дерева вспорхнёт.
И, как будто бы спросонок,
Листик в воздухе кружит.
Даже слышно, как ежонок
Тихо лапками шуршит.
При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.
На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ. Образ является объединяющим элементом. Яркие музыкальные и художественные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка. При создании этих образов должна быть подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушают музыку, беседуют о композиторе, произведении, которое прослушали и о музыкальном образе и только после этого приступают к рисованию.
Интегрированные занятия в нашем детском саду проводятся музыкальными руководителями совместно с воспитателями. Хотелось бы рассказать о конкретном музыкальном интегрированном занятии с детьми в подготовительной к школе группе. Связующий образ занятия: «Осень» в музыкальных произведениях композиторов П. И. Чайковского и Ж. Вивальди. В ходе занятия дети закрепили представления об осенних изменениях в природе, сравнили разнохарактерные музыкальные произведения П. И. Чайковского и Ж. Вивальди и нарисовали, то, что каждый услышал и представил, слушая музыку. В каждой пьесе настроение осени разное: у П. И. Чайковского осень – грустная, дождливая, а у Ж. Вивальди – яркая, весёлая. Дети старались вслушаться и выбрать какая осень им больше нравиться: грустная или весёлая.
Была проведена предварительная работа: подготовлен музыкальный зал (столы и принадлежности для художественного творчества детей). Иллюстративный материал (презентация репродукций известных художников об осени: «Ранняя осень» И. Левитана, «Ранняя осень» Л. В. Туржанского. Раздаточный материал для музыкально-ритмических движений (осенние листочки и веточки). Выучены стихи, и песни об осени.
Творческая задача увлекла детей и помогла выразить свои эмоции в рисунках. Осенняя галерея рисунков в группе – стала результатом детского самостоятельного творчества. Родителям очень понравились детские работы.
Таким образом, объединение различных видов искусств на одном занятии способствует эффективному взаимодействию и сотрудничеству всех специалистов детского сада.
В дальнейшей работе мы планируем продолжать интегративный подход к организации педагогического процесса с детьми, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.
Литература:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, ст. 64.
- Радынова О.П. Слушаем музыку. – М. Просвещение, 1990.
- Чумичёва Р.М., Дошкольникам о живописи. – М., «Просвещение», 1992.