Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. Всё это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, именно поэтому происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком.
Именно в первые семь лет ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей. Уже осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, способен вычленять его ценности.
У ребенка дошкольного возраста закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать взаимодействие с природой, как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей.
Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Ведущей закономерностью в исследованиях, посвященных живой природе, была выбрана та, которой подчиняется жизнь любого организма. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой [9, с.13].
Дошкольное воспитание и есть начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры. Все это происходит только при одном условии – если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической культурой. Они понимают общие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человечку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В России в связи с этим в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Авторы создавали свои программы, в которых представлены психологические аспекты экологического воспитания дошкольников.
Так программа А. Вересова, под названием «Мы земляне», направлена на развитие у детей дошкольного возраста, элементов экологического сознания. Вся взаимосвязь природы, человека и его деятельности раскрывается в этой программе.
Программа Е. Рылеевой «Открой себя» предполагает индивидуализацию личностного развития ребенка и предусматривает развитие у детей дошкольного возраста естественно – научных представлений об экологической культуре. Самое начало экологического сознания формируется на основе цикла занятий под названием «Мир нерукотворный».
Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова создали программу экологического образования и воспитания дошкольников «Жизнь вокруг нас», целью которой – личностное развитие ребенка. Дети дошкольного возраста получают информацию экологического содержания. И на основе этого у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе [9, с.52].
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых – «Семицветик» нацелена на:
- культурно-экологическое образование детей;
- развитие у дошкольников начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.
Авторы этой программы считают, что ребенок дошкольного возраста научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, тогда, когда он воспримет ценности мировой культуры, и всё это будет зависеть оттого, как он будет действовать, какие поступки он будет совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают нравственное начало отношений к окружающему миру. Целью программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках [10, с. 162].
Программа Т. А. Копцевой – «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей – дошкольников представлений о природе, как о живом организме и развитие их творческой деятельности через средства изобразительного искусства. Т. А. Копцева решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой и художественной культуре. Два блока программы «Мир человека» и «Мир искусства» развивают у дошкольников эмоционально – ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
Очень большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет программа, которая направлена на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая нацелена на воспитание доброй, социально-активной и творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста, с единым взглядом на природу, с пониманием места самого человека в ней. Дети дошкольного возраста получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа «Наш дом – природа» предусматривает выработку у детей дошкольного возраста самых первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае [2, с.16].
Хочется подчеркнуть, что программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый блок включает в себя:
- обучающий и воспитывающий компоненты;
- знания о природе и развитие у детей – дошкольников разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту).
Пять блоков программы рассматривают область неживой природы – это: вода, воздух, почва. А три блока посвящены живой природе: растениям, животным и экосистеме леса. Программа имеет методическую разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой и воздухом. Важным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и они же составляют реальную опасность для всей природы нашей Планеты. Н. А. Рыжовой написаны экологические сказки, даже придуманы «Письма животным», ею создан экологический проект «Мое дерево» [8, с.9].
Внедряя эту программу с 2013 года, хочется отметить, что реализация ее блоков осуществляется через следующие виды деятельности, согласно ФГОС ДО:
– сюжетно-ролевую игру, которая отражает различные события в природе;
– практическую деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе);
– деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой;
– контакт с объектами растительного и животного мира;
– комплексную деятельность, состоящую из наблюдений, оценочных суждений, любований, действий по уходу, приручений и дрессировки (в случае с животными);
– экспериментирование: практическая и познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся действиями и высказываниями детей;
– речевую деятельность, включающую в себя: вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе при помощи слов;
– наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;
– деятельность, способствующую получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
– проектную деятельность.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Наши дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, потому что, процесс обучения будет непродуктивным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Всё это не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям [7, с.35].
На сегодняшний день социально-экологическая ситуация выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного отношения к природе. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, которые необходимы им в семейном воспитании.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Лебедушка» города Волжского Волгоградской области» занимается экологическим образованием с 1995 года и является базовым образовательным учреждением Волгоградской области с экологической специализацией. Мы понимаем, что в данный момент времени предметно-развивающая среда в группах удовлетворяет запросам воспитанников, в то время как развивающая среда на территории ДОУ, точнее участок для прогулок воспитанников, не удовлетворяет нашим запросам.
Поэтому, совместным решением, усилия родителей и детей необходимо было направить на реализацию экологического проекта «Сказочное царство», обозначив целью работы – благоустройство и озеленение прогулочной площадки (участка) группы через создание развивающего пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
– Создание благоприятной и комфортной развивающей среды на участке для эффективного проведения прогулок.
– Осуществление трудового воспитания в процессе ухода за зелеными насаждениями.
– Воспитание и развитие навыков бережного отношения к объектам, созданными руками человека.
– Улучшение экологического состояния территории участка.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет).
По содержанию: «Ребенок и природа», где ребенок – субъект проектирования; групповой; кратковременный; творческий.
Проблема: «Как можно украсить участок своими руками?»
Актуальность:
В современном мире экологические проблемы приобрели самое главное значение. Первоочередной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего разнообразия живых существ, сбережения совокупности нашей Планеты. Главное значение придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателей детского сада: от их экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, в умении создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться самому этими проблемами. Можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будет наиболее эффективным, если их использование будет осуществляться в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является основой для их использования. Хорошей опорой в этом являются программы экологической направленности, которые открывают большое количество возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. На федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем нас мире. Ученые и власть давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Почему всё это происходит? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неэкономная, ведущая к нарушению экологического баланса.
Российская Федерация является одним из самых загрязненных в мире государств. Аварийные ситуации на производствах перестали быть редкостью, атмосфера всё больше наполняется с каждым днем концентрацией вредных газов, поэтому крупные города стали находиться в опаснейшем положении. Причиной загрязнения воды и почвы становятся производственные выбросы, которые негативно отражаются на сельском хозяйстве. Быстрая вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов актуализируют проведение года экологии 2017 и плана мероприятий в ДОУ. Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии, принимают самое непосредственное участие. Так наш МДОУ детский сад № 66 «Лебедушка» – активный участник таких городских акций, как:
-акция «Мой добрый дворик»,
-акция «Мой чистый осенний скверик»,
-акция «Мой новогодний дворик»,
-акция «Вернисаж новогодней елки»,
-акция «Покормите птиц зимой»,
-акция «Первоцветы»,
-акция «Поднимем зеленую волну!»
Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, и эту работу надо начинать именно с дошкольного возраста. Именно с этого возраста важно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его активное участие в её сохранении и сбережении. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно соприкасаются с ней. Природа оставляет глубокий след в душе каждого ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что именно он первооткрыватель, что именно он первым услышал стрекотание кузнечика, именно он первым увидел, что снег – это очень большое количество красивых снежинок. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не видят и не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше. Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы. Человек связан с природой. Пусть с развитием городов об этом стали забывать, однако все мероприятия 2017 года, Года экологии в нашей стране, напомнят об этом. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на разные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией. Большую часть времени дети проводят в детском саду, нашем втором доме, и хотят видеть его красивым и уютным. Каждый человек может и должен внести свою частичку труда в творческое преобразование (украшение) своей территории.
Участие в практической деятельности поможет освоить не только определенные навыки работы по украшению участка организацией посадок, но и вызовет интерес и любопытство к нашей работе всех воспитанников детского сада и их родителей.
Мы решили, что сможем благоустроить наш любимый участок, так как именно летом дети проводят больше времени на нем. Поэтому забота о развивающей среде участка подразумевает не только обеспечение благоприятных условий для отдыха, игр и развлечений детей, что немало важно, но и создание максимального психологического комфорта.
Этапы экологического проекта «Сказочное царство», реализуемого в триаде «Педагог – Ребенок – Родитель» в детском саду:
1 этап: подготовительный:
- Рисование, аппликация на тему: «Царевна – лягушка»;
- Совместное сочинение интересных загадок про «Царевну – лягушку»;
- Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка»;
- Составление дизайн – проекта (картосхемы) участка группы.
Дизайн – проект, составленный в триаде «Педагог – Ребенок – Родитель».
Условные обозначения:
Теневая веранда
Ирисы
Условные обозначения:
Условные обозначения:
Теневая веранда Ирисы
Лилейник
Гусеница
Грибы
Цветы весенние
Песочница
Цветочная клумба с астрой
Мини – пруд с лягушкой
Деревья
Качели
Детский домик
Петуния
«Царевна лягушка»
Детский стол
Клумба с фиалками
Камыш декоративный
Клумба «Цветик – семицветик»
2 этап: практический:
– Появление на участке сказочного героя «Лягушка»;
– Появление мини-пруда для нашего сказочного героя;
– Изготовление клумбы «Цветик – семицветик» из автомобильных шин;
– Посадка разных сортов цветов: Бархатцев, Петунии, Астры, «Щучий хвост»;
– Сочинение – описание цветов «Астра»;
– Декор мини-пруда камнями.
3 – й этап: итоговый:
Достигнутый результат – это конкретное положительное изменение в окружающей среде, благодаря созданной активной заинтересованной команде участников проекта, способной и имеющей огромное желание продолжать работу в будущем.
Наш мини – пруд и «Царевна лягушка».
Мы и наше «Сказочное царство».
Наша красивая клумба «Цветик – семицветик».
Таким образом, приняв участие в экологическом проекте «Сказочное царство», мы пришли к следующим выводам:
- Работа по благоустройству территории приносит радость не только тем, кто её выполняет, но и всем окружающим.
- Путём высадки рассады декоративно-цветущих растений можно добиться раннего и обильного цветения;
- Необходимо бережно относиться к растениям, заботиться о наших «зеленых друзьях», нести за них ответственность.
- В результате проведенной работы дети стали бережно относиться к поделкам, сделанными руками родителей; прогулки воспитанников стали интереснее.
Литература:
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – №9.
- Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду. - М: Линка – Пресс, 2009.
- Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – №4.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Килпатрик У. Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
- Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – №3
- Мир природы и ребенок. Учебное пособие/под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
- Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. – №10 - с. 50 – 56
- Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет. – М.: Педагогическое общество России, 2015.