Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку:
сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, –
на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы
на расстоянии вытянутой руки.
Д.С. Лихачев
Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связанно с нашим поведением в быту, в природе. Нашему подрастающему поколению придется решать экологические проблемы. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Тема экологической ситуации очень актуальна для нашей области, как и для многих регионов России. Одной из важных проблем является утилизация отходов производства и потребления. Современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днем всё более масштабной во всем мире. Над ней работает большинство ученых. Постоянно разрабатываются новое технологии. Во многих западных странах люди сами сортируют мусор по материалу изготовления. Ученые посчитали, что ежегодно из-за загрязнения окружающей среды в мире умирает около 3 миллионов человек. Это в пятнадцать раз превышает число жертв военных конфликтов и насильственных преступлений. Загрязнение окружающей среды убивает больше, чем война. Технический прогресс, развитие промышленности и сельского хозяйства. Породили новые виды отходов, объёмы которых растут с каждым годом. Усиливается загрязнение природной среды твердыми промышленно-бытовыми отходами. Засилье отходов нарушает естественный баланс среды, что в будущем может иметь катастрофические последствия для мира животных, растений и климатических условий Земли. Объектами разных видов загрязнения становятся почва, реки и моря, а также воздушная среда.
Все мы прекрасно осведомлены о существовании сложных экологических проблем. Но нередко нам кажется, что лично мы к этим проблемам никакого отношения не имеем. На самом деле любой человек каждый день оказывает влияние на окружающую среду, используя воду, энергию, бумагу, покупая товары, отдыхая в парке, передвигаясь на автомобиле. С каждым годом мы все сильнее ощущаем результаты глобального потепления, но не осознаем, что сегодня, каждый, кто потребляет энергию, вносит свой вклад в повышение атмосферы. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно воспитывать у подрастающего поколения новую систему ценностей, в которой важное место отводится СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДЫ и улучшению состояния окружающей среды. Современные детские сады обладают уникальной возможностью для экологического образования детей, родителей и педагогов. Конечно, экологическое образование – это не развитие каких-то определенных способностей ребенка, не усвоение им дополнительных знаний… Это формирование ОСНОВ мировоззрения будущего ГРАЖДАНИНА! И неважно, кем он станет – политиком, художником, поэтом, программистом или рабочим. В любом случае ему придется взаимодействовать с окружающей средой.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным издан УКАЗ от 05.01. 2016г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года Экологии» (2017 г.), целью которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Современная гражданская позиция не может быть сформирована без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости ее состояния от действий каждого человека. Как подчеркивает Г.А. Ягодин, экологическое образование – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений.
Становление такой позиции начинается с действий ребенка в его ближайшем окружении. Гражданскую позицию ребенка формируют даже самые, казалось бы, незначительные по масштабу действия – посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора, исследование окружающей детский сад территории, парка.
А любовь к Родине, как утверждал М. Пришвин, неразрывно связана с любовью к природе.
У каждого народа в разные периоды развития складывались свои отношения с природой, с окружающей средой, что отражено в национальных праздниках, играх, других формах фольклора.
Воспитанники детского сада свое отношение к природе выражают через разнообразные театрализованные постановки о ценности природных объектов, об экологических проблемах региона, через природоохранные акции социально-полезной деятельности и экологические проекты. Например, в июне 2015 года детский сад принял участие в ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ конкурсе «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» (в рамках «Региональных мероприятий первого экологического детского фестиваля»), организованного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации, Фондом «Природа». Дети награждены за участие в этом конкурсе ДИПЛОМАМИ Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Интересно то, что на награждение дети были приглашены в Дубовский природный парк, расположенный на берегу Волги, на мероприятие по внесению в реестр «Памятник живой природы» Всероссийского значения следующих деревьев: дуб черешчатый, возраст которого 231 год и каштан конский, которому исполнилось 225 лет. На детей произвело это событие неизгладимое впечатление. Совместно со взрослыми, об этих деревьях-памятниках природы, дети сочинили стихи, вошедшие в постановку «День природолюбия». С огромным желанием дети также рассказывали о том, как посещали с родителями Волго-Ахтубинскую пойму, где встречали птиц, занесенных в Красную Книгу, помогали взрослым убирать мусор, оставленный отдыхающими.
Работая в рамках экологического образования детей 22 года, детям был задан вопрос: «Как вы думаете, уважаемые, чтобы вам рассказала ПРИРОДА об отношении к себе ЧЕЛОВЕКА?»
Из размышлений детей появилась идея по реализации экологического проекта «Мусор», целью которого является формирование у детей дошкольного возраста эмоционально положительного отношения к окружающей среде родного города, повышение уровня информированности о его экологических проблемах, продолжение традиций познания и личной заботы каждого о природных ресурсах родного края, их рациональном использовании и восстановлении, минимизация накопления отходов и загрязнения ими территории города и Волги (Ахтубы), а также поддержка новой традиции – эффективного вторичного использования отходов.
Актуальность данного проекта заключается в том, что мусор, действительно, является проблемой, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улицах, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке, или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать её нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения…. Но поведение даже маленького человека должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, на поляне, в городе он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого, на примерах ближайшего окружения детского сада. Неужели наша планета станет одной огромной свалкой? На этот вопрос педагоги совместно с воспитанниками и родителями нашего детского сада попытались ответить в рамках Международного проекта ОМЕП по образованию для устойчивого развития, который стартовал в Швеции в 2013 году. Наш опыт по реализации данного проекта был удачным. Детский сад представил в Швецию свое видение проблемы «Пластик в нашей жизни», стал победителем Международного проекта и был приглашен в Китай (Шанхай) на Всемирную Ассамблею ОМЕП, которая проходила с 13-17 июля 2013 года. На Ассамблее представители всех стран мира обсуждали вопрос о том, что собственными руками люди создают угрозу здоровья, как отдельного организма, так и планеты в целом…. Но в наших силах остановить это бедствие, взяв за правило БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ВОКРУГ СЕБЯ.
Проектная деятельность, на наш взгляд, должна опираться на 7 принципов:
- Уважать (уважение):
у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка).
2. Осознавать (осознание):
люди разных культур смотрят на мир по-разному (необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур).
3. Переосмыслить (переосмысление):
люди начинают ценить то, что не ценили раньше (смена системы ценностей).
4. «Переиспользовать» («переиспользование»):
старые вещи можно использовать по-новому (повторное, многократное использование вещей).
- Экономить (экономия):
с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
- Переработать (переработка):
ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов).
- Перераспределить (перераспределение):
можно использовать ресурсы более справедливо
(обеспечение равного доступа к ресурсам).
В рамках проекта желательно использовать методику Н.А.Рыжовой, которая поможет детям и взрослым (педагогам и родителям) ответить на следующие вопросы:
1. Что думают дети о проблемах окружающей среды?
2. Сколько мусора выбрасывает детский сад?
3. Откуда берется мусор?
4. Что мы приносим из магазина?
5. Что делать с мусором?
6. Оформление детского сада. В том числе – места сбора мусора, различных отходов.
7. Экономим бумагу – спасаем деревья.
8. Охотники за батарейками.
9. Вторая жизнь вещей и отходов.
10. Экология и экономика: как получаются доходы при правильном обращении с отходами.
11. Праздник в честь маленьких исследователей – воспитанников ДОУ и их взрослых помощников в конкурсном проекте.
Содержание:
Реализация проекта состояла из теоретической и практической частей. Так, в рамках теоретической части были определены цели и задачи проекта, выбрана и изучена проблема – «Что мы можем сделать, чтобы мусора было меньше?».
Основной целью стало осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Выяснение причин мусора;
Проведение эксперимента «Как разлагается мусор?»;
Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
Проведение акций «Сбор батареек», «Вторая жизнь вещей», «Чистый двор – чистый город» (с привлечением родителей);
Разработка дидактических игр, памяток по теме проекта;
Оформление декораций, костюмов и атрибутов к спектаклям, пошив (изготовление) костюмов для героев спектаклей по сказкам, сочиненным детьми;
Изготовление коллекций моделей одежды из бросового материала для дефиле;
Выставка «Вторая жизнь вещей» из бросового материала.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ статистических данных (сколько мусора производится в городе Волжском, сколько вывозится на свалки и перерабатывается, как долго мусор самостоятельно перерабатывается в природе),
изучение и анализ литературы,
наблюдение,
эксперимент.
Педагогам необходимо понимать, что проблема мусора не может быть решена без участия всего населения. Для того, чтобы обратить внимание родителей, бабушек, дедушек на возможные пути ее решения и получить более полную картину по теме «Мусор вокруг нас» в семьях воспитанников, необходимо разработать анкету и попросить воспитывающих взрослых ответить на вопросы анкеты.
Предлагаем пример анкеты, которая использовалась при обследовании семей в детском саду № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области:
Уважаемые родители и прародители!
В дошкольном детстве ВСЕ важно! Каждый шаг, каждое событие могут стать определяющим для настоящего и будущего. Мы, ваши помощники, задумываемся, каким станет ваш ребенок завтра, как будут складываться ваши с ним отношения. Мы, дети и педагоги, хотим узнать ваше мнение по интересующей нас теме: «Мусор вокруг нас». Спасибо!
1. Куда вы выбрасываете мусор? (Мусоропровод, мусорный бак, другие варианты.)____________________________________________________________________
2. Как часто вы это делаете?_______________________________________________
3. Какого вида мусора больше всего в вашем мусорном ведре (отметить):
— пищевые отходы _______________________________________________
— упаковочные материалы _________________________________________
— бумага ________________________________________________________
— другое (укажите, что именно) _____________________________________
4. Как вы считаете, можете ли вы уменьшить количество выбрасываемого мусора? (Если да, предложите свои варианты, если нет, — объясните, почему)
__________________________________________________________________
5. Знаете ли вы, куда девается мусор, который вы выбрасываете?
__________________________________________________________________
6. Готовы ли вы сортировать отходы? _________________________________
7. Всегда ли вы выбрасываете мусор в урны (мусорные баки)? __________________________________________________________________
8. Сдавали ли вы когда-нибудь макулатуру? Если нет, то почему? _______________________________________________________________
9. Были ли случаи, когда ситуация заставляла вас выбросить мусор в речку
или на ее берег, в овраг, на обочину дороги (например, из окна автомобиля
или поезда), на улице? Делали ли вы это в присутствии ребенка? ________________________________________________________________
10. Обращали ли вы внимание ребенка на то, что мусор нужно выбрасывать только в специально отведенных для этого местах? ___________________
__________________________________________________________________
11. Как вы считаете, достаточно ли урн в вашем городе?__________________
__________________________________________________________________
12.Что вы делаете с мусором во время отдыха на природе?______________
___________________________________________________________________
С уважением и благодарностью – педагоги, ваши помощники в воспитании ваших детей
Анализ анкет показал, что вобследовании приняла участие 221 семья. Из анкет мы узнали, что 90,5% семей выбрасывают мусор в мусорные баки во дворе. Каждый день это делают (81%) семей, (19%) семей делают это раз в 2-3 дня. Из видов мусора, выбрасываемых в семьях наших воспитанников, наибольшее место занимают пищевые отходы (86%), упаковочные материалы занимают второе место (62%), бумага же занимает наименьший объем в мусорном ведре семей (19%). На вопрос анкеты «Можно ли уменьшить количество мусора?», положительно ответили (71%) респондентов, не ответили (24%), отрицательно – (19%). Родители отметили следующие варианты уменьшения объема выбрасываемого мусора:
Вариант |
Количество ответов |
Еда животным, птицам, курам |
133 |
Сжигаем бумагу при растопке бани |
27 |
Изготовление поделок, оригами |
33 |
Сортировать отходы уже дома |
21 |
Ходить в магазин с тряпочными сумками |
11 |
Сдавать макулатуру |
101 |
Покупать продукты без упаковки |
13 |
Реже ходить в магазин |
1 |
Родители воспитанников имеют представление о том, куда девается мусор, ответив, что мусор из городских мусорных баков отправляется на свалку, где его периодически сжигают. На вопрос «Готовы ли вы сортировать мусор?», большая часть (81%) семей ответила положительно. «Нет» – сортировке сказали (9,5%) семей. Среди ответов были и такие: «Понимаем необходимость сортировки, но нам это не очень удобно», «Сами сортировать не готовы, должны быть специальные службы».
На вопрос «Всегда ли вы выбрасываете мусор в урны», утвердительно ответили (81%) семей, стараются это делать (19%) семей. Макулатуру сдавали практически все, кроме (14%) семей, которые не знают, куда сдавать, или используют ее для розжига бани. Многие отметили, что сдавали макулатуру, учась в школах.
При анализе ответов на вопрос анкеты «Были ли случаи, когда ситуация заставляла вас выбрасывать мусор в неположенном месте? выяснилось, что родители из (28%) семей иногда позволяли себе выбрасывать некоторые виды мусора из окна автомобиля или на улицах города, где нет мусорной урны, но не в присутствии детей. Но зато все респонденты обращают внимание своих детей на то, что мусор нужно выбрасывать только в специально отведенных местах.
Подавляющее большинство отвечающих на вопросы анкеты – (90,5%) семей сказали, что урн для мусора в городе недостаточное количество. Один респондент отметил, что урн достаточно, но их нужно чаще и вовремя освобождать. Еще одна семья заметила, что распределение урн по городу неравномерно. Ответы на последний вопрос анкеты о том, что делают родители с мусором во время отдыха на природе, позволяет порадоваться за уровень экологической грамотности родителей, которые 100% ответили, что мусор после пикника они собирают в пакеты и довозят до ближайшего мусорного контейнера.
Анализ анкеты и обсуждение результатов опроса помог папам и мамам понять важность проблемы, о которой мы говорим с детьми, почувствовать ее значимость. Родители поделились друг с другом информацией о возможных вариантах сокращения количества мусора с учетом его видов. Информация они получили из сети интернета и оформили в виде следующей таблицы:
Группа отходов |
Процент общего количества |
Вариант переработки и способ уменьшить количество |
Пищевые отходы |
Около 10% от всех отходов |
Компостирование. На корм скоту. |
Бумажные |
Около 35% мусорного ведра |
Экономно расходовать, особенно цветную бумагу. Сдавать макулатуру. |
Пластмассы |
105 по массе и до 405 по объему |
Предпочитать товары и тару многоразового использования. Не покупать товары в излишней упаковке. |
Опасные отходы |
Менее 1% мусорного ведра |
Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными зарядными устройствами. |
Металлы |
4% мусорного ведра |
Сдавать алюминиевые банки |
Изучая проблему в ходе бесед с педагогом на темы: «Сколько мусора выбрасывает детский сад?», «Откуда берется мусор?», «Что мы приносим из магазина?», «Что делать с мусором?», «Экономим бумагу – спасаем деревья», «Охотники за батарейками», «Вторая жизнь вещей и отходов», дети узнали, что мусор – это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов: бытовыми, строительными, промышленными.
Реализация проекта: Получив интересную информацию при анализе ответов воспитанников и их родителей, педагогами сформулированы для себя наиболее значимые и интересные темы для ознакомления и исследования:
Какие виды бытового мусора бывают?
Наблюдение за тем, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время. Может ли этот мусор навредить природе, ее обитателям?
Ознакомление с экологическими значками на упаковках.
Что мы можем сортировать в детском саду?
Изготовление бумаги из макулатуры.
Участие в выставке «Вторая жизнь вещей», изготовление кормушек
К ребятам в гости пришла Флора – фея цветов и растений. Дети показали ей корзинку со следами осени и посетовали, что кроме листьев, семян растений и деревьев нашли и мусор (пластиковую сломанную игрушку, обертку от конфеты, пластиковую бутылку из-под воды). Флора была очень огорчена. Она пришла к ребятам тоже не с пустыми руками, а принесла опавшие листья и предложила детям их рассмотреть и разложить по порядку: от желтых, зеленых до, почти разложившихся, темно-коричневых. «Какие из них опали в этом году, а какие в прошлом?» – спросила она ребят и выслушала их ответы. Потом Флора рассказала детям, что происходит в природе с листьями: «В природе существуют «волшебные превращения», все связано друг с другом, все куда-нибудь девается. Все природные объекты перерабатываются, кем-нибудь съедаются и превращаются, в конце концов, в почву. Иногда листья называют мусором и считают, что нужно очищать от них лес. Согласны вы с этим?» Дети ответили отрицательно.
Фея поинтересовалась у детей, что же все-таки происходит с мусором, который производит человек и попросила ребят узнать больше об этом.
Следующим этапом работы стала экспериментальная деятельность по теме: «Как разлагается мусор?», в которой дети решили выяснить, какой мусор исчезает в природе, а какой остается. В начале лета воспитанниками был закопан бытовой мусор некоторых видов: бумага, пищевые отходы (банановая кожура), пластиковый стаканчик. Для удобства наблюдения были поставлены специальные таблички. Ранней и поздней осенью мы с ребятами рассматривали состояние нашего эксперимента. В ноябре, откопав мусор, воспитанники выяснили, что пищевые отходы полностью исчезли, бумага тоже практически исчезла, став очень мягкой, а вот пластик остался в земле в том же состоянии. Занесли полученные данные в таблицу. В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать. А все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
Вид мусора |
Обёрточная бумага |
Банановая кожура |
Пластиковый стаканчик |
Время захоронения: июнь 2014. |
|||
Сентябрь 2014 |
помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся |
нет |
Без изменений |
Ноябрь 2014 |
небольшие трудно определяемые остатки |
нет |
Без изменений |
Полученные знания пригодились ребятам, когда они помогали взрослым убирать территорию участка и спортивной площадки от мусора. Ребята смогли правильно рассортировать мусор и использовать его по назначению. Собранные листья мы добавили в компостную кучу на территории детсада для создания будущих альпийских горок.
Вообще, создание компостных куч из опавших листьев – это многолетняя традиция нашего детского сада. На его территории функционирует много альпийских горок (их на территории дошкольного образовательного учреждения – 5, созданных на базе экологически разумного сбора листвы. Ветки, собранные в результате коллективного труда, были сложены в специальное место для их вывозки за пределы города, а камни добавлены в релаксационные сухие дорожки видовой точки «Японский садик» на территории детского сада.
После проведения эксперимента ребята сделали вывод для себя, что если никто не будет мусорить, то будет чисто на улицах, в лесу. Но каждый день в жизнедеятельности человека все равно скапливается много мусора и его надо куда-то девать. Посмотрев мультфильм «Мультик про мусор», где авторы немного глобализировали проблему замусоривания, сравнив ее масштабы с космической катастрофой, дети согласились, что надо что-то делать. Чтобы подвести воспитанников к грамотному пониманию проблемы утилизации мусора, им было предложено в рамках НОД «Встреча с Мусоромором»прийти к осознанию необходимости сортировки мусора.
(Дети выкладывают картинки с изображением мусорного мешка).
Анализ содержимого мусорной корзины.
Педагог вместе с детьми рассматривает заготовленную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов.
В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ёмкости из-под молока и кефира, упаковки тетрапак от сока, картонные коробки от конфет, пластиковые бутылки от шампуня, полиэтиленовые тюбики от зубной пасты, клея, обрезки бумаги, текстиль, стеклянная тара от соусов, металлические изделия и пр. Пищевые отходы могут быть символично представлены апельсиновыми корками и банановой кожурой, завёрнутыми в целлофан.
Займёмся сортировкой содержимого корзины:
1) пищевые отходы
2) бумага и картон
3) стекло
4) металл
5) пластик, полиэтилен, полимеры
1-я группа. Пищевые отходы представляют собой растительные или животные компоненты, поэтому с ними природа сможет справиться сама, превратив их в полезные удобрения. Главное отсортировать пищевые отходы от остальных бытовых отходов.
2-я группа. Бумага и картон – это макулатура, идущая на вторичное использование. При этом сохраняются от вырубки многие гектары леса. И наша задача сводится к тому, чтобы отсортировать бумажные отходы от остальных бытовых отходов.
3-я и 4-я группы. Стекло и металл – долговечные материалы. Они в небольшом количестве присутствуют в мусорной корзине. И стекло, и металл можно переплавить и получить новые стеклянные и металлические изделия, сэкономив при этом на расходе песка и руды, которые необходимы для их производства, не забирая их запасы у природы. Но чтобы их переплавит, мы должны опять отсортировать отходы стекла и металла от всех остальных отходов.
5-я группа. Пластик и полимеры – самая большая группа отходов. Как видим, чаще всего мы выбрасываем именно пластиковые упаковки. Действительно, современный производитель чаще других использует пластиковую тару. Но пластик и полимеры – это изобретение человека, такого материала в природе не существует, поэтому природа не может переработать его сама. Человек, создавая такие материалы, должен сам позаботиться об их утилизации, т.е. переработке. Сжигать их нельзя, т.к. при этом выделяется большое количество не просто вредных, а смертельно опасных веществ. Значит, нужно уменьшить само производство вредных упаковок, заменив их менее вредными.
Вывод 1: Одним из путей предотвращения появления отходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную. с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Поэтому, если вы действительно хотите помочь природе, будьте думающими покупателями. Помните, красивые пластиковые коробки и бутылки уже через несколько часов после покупки отправятся на помойку, нанося большой урон природе.
Вывод 2: Сортировка мусора значительно облегчает весь процесс дальнейшей переработки твёрдых бытовых отходов. Отправляя мусор в контейнер, не пожалейте несколько минут своего времени на то, чтобы каждая группа ваших бытовых отходов попала в нужный бак.
Увидев наглядно, сколько мусора остается от покупок, принесенных из магазина, ребята заинтересовались, как сделать, чтобы мусора было меньше, продукты, в каких упаковках предпочтительнее покупать? Во всем мире для помощи потребителям используются специальные экологические значки, которые могут означать, из каких материалов сделана та или иная упаковка, как ее можно утилизировать и т.д. Учитывая возраст своих детей (4-5 лет), мы сначала сомневались – будет ли понятна для них эта тема? Решили попробовать. Оказалось, что дети поняли назначение этой маркировки, с удовольствием дома и в детском саду стали находить экологические значки на коробках и «расшифровывать» их.
Таким образом, выяснив, что первым вариантом решения проблемы мусора является его сортировка для последующей переработки, ребята вместе с родителями включились в работу. Дети сортировали мусор и складывали его в специальные коробки.
Важным этапом нашей работы был сбор макулатуры под девизом; «Собери макулатуру – спаси дерево!». Опять же родителям была предоставлена полная информация об этой акции, и они откликнулись, собрав нужное количество бумаги, чтобы спасти от вырубки дерево. Таким образом, первым вариантом решения проблемы, стала грамотная сортировка мусора для последующей переработки. И участники проекта перешли от рассуждений к действиям. Воспитанники и их взрослые помощники (педагоги и родители) сортировали мусор и выбрасывали его в самостоятельно сконструированные специальные коробки (для макулатуры, стекла, пластика, батареек и других опасных отходов). Педагоги нашли адреса соответствующих пунктов приема мусора в городе Волжском, куда сдавали сортированный мусор. Макулатуру относили в приемный пункт фонда экологической культуры «Зеленый лист» (квартал 100). Этот фонд функционирует с 2010 года, руководителем которого является Лебедева Татьяна Анатольевна. Центральный офис находится в г. Волгограде: Ворошиловский район, ул. Моздокская, 9 (тел.: 8 937 561 10 55). Татьяна Анатольевна рассказала нам о том, что фондом организовано более 300 приемных пунктов, из них в Волжском более 100 пунктов. Отличительной особенностью работы фонда экологической культуры является то, что к сортировке макулатуры привлекаются волонтеры, которые отбирают книги, ремонтируют их (дают им вторую жизнь) и отправляют в социальные учреждения: интернаты, тюрьмы, детские дома. Партнеры компании отправляют остальную макулатуру на предприятия по изготовлению гипсокартона в Россию и Белоруссию.
Так как в работе с детьми очень важна наглядность, то вся работа по проектам сопровождалась яркими, образными плакатами, побуждающими участников проекта к практическим действиям.
В ходе работы по сбору макулатуры вместе с детьми мы приняли решение по экономному использованию бумаги: стали рисовать на двух сторонах листа, складывать использованную бумагу в специальную коробку для сбора макулатуры, стали использовать для тренировки при обучении в вырезании круга и овала из квадрата и прямоугольника уже использованную бумагу.
Просмотрев с детьми презентации на тему «Откуда к нам пришла бумага?», «Откуда берется и куда девается мусор?», педагог месте с воспитанниками решили самостоятельно изготовить бумагу. В ходе этой работы дети смогли проследить основные упрощенные этапы повторной переработки бумаги: измельчение, замачивание, перемалывание, раскатывание, просушка. На полученных листах вторичной бумаги воспитанники детского сада изобразили картинки по временам года и украсили ими стенд «Наш вернисаж» в группе.
Рецепт изготовления бумаги своими руками предложили родители воспитанников.
- Порезать бумагу на мелкие кусочки 2. Замочить её в горячей воде
3.Перемолоть блендером 4. Слить воду черед дуршлаг
5. Всыпать крахмал 6. Влить клей ПВА
7. Замесить получившееся тесто и можно раскатывать бумагу.
У нас получилась целая фабрика по переработке бумаги и изготовлению ёлочных игрушек.
Воспитанники детского сада знакомятся с техникой переработки «вторсырья» (бумаги) представителей администрации городского округа, Управления образования, Волгоградской общественной организации «ЭКРАНД», корреспондентов газеты «Волжская правда».
В резиновых перчатках ребята занимаются «переработкой использованной бумаги.
Родители совместно с детьми стали дома мастерить ёлочные игрушки и приносили их в детский сад.
Малыши нарядили ёлочку…
И с удовольствием водили вокруг неё хоровод
В детском саду была организована ярмарка новогодних игрушек «Принеси батарейку, макулатуру – возьми ёлочную игрушку».
В результате проведённой ярмарки, воспитанниками детского сада спасено 5 деревьев.
Как результат, воспитанники и их родители стали активными участниками городской акции «Посади дерево!»
Таким образом:
Дети и взрослые познакомились со способами переработки бумаги.
Научились её экономить.
С помощью детей нам удалось убедить родителей в том, что использованную бумагу не стоит выбрасывать, а необходимо её сдавать в специально обустроенные для неё места.
У детей и родителей появилось чувство сопричастности ко всему живому, появилось стремление проявлять заботу о сохранении природных богатств нашей планеты.
Нам бы хотелось:
-Нам бы хотелось, чтобы на земле как можно меньше вырубалось деревьев,
и все люди поняли, что дерево – это основа жизни на земле.
-Нам бы хотелось жить на чистой планете, дышать свежим воздухом, чтобы люди никогда ничем не болели.
-Чтобы взрослые нашли способ не загрязнять окружающую среду, а наоборот, её очищать от всего вредного.
Семьи воспитанников принимали активное участие в выставке «Вторая жизнь вещей». Здесь не было предела фантазии и мастерству участников выставки: помогли в оснащении физкультурных уголков, изготовили атрибуты для музыкальных уголков, изготовили чудесные поделки для украшения группы к новому году.
Вот такое разнообразие поделок можно сделать из ненужных вещей. Наших работ оказалось так много, что мы организовали выставку, куда могли прийти все желающие, чтобы познакомиться с нашими идеями по сокращению использования ненужных отходов из магазина.
Так учитель-логопед вместе с воспитанниками и их родителями разработали и смастерили из бросового материала (пластика, картона, бумаги, гипса, кусочков ткани, шнурков) дидактические пособия (речевые игры) для коррекции речи:
«Школа Веселого Язычка» (для логопедического массажа и гимнастики),
«Прожорливые фрукты» (для дыхательной гимнастики и коррекции речи: формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи),
«Быстрые черепашки» (для пальчикового тренинга и коррекции речи: закрепление сенсорных навыков словообразования, умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции, составлять предложения различных синтаксических конструкций),
«Волшебные шнурочки», «Ромашка», «Солнышко», «Цветные кнопочки», «Какое что бывает?», «Волшебное зеркало» (для формирования лексико-грамматической стороны речи и связной речи, пространственных представлений, навыков словоизменения),
«Представлялки», «Зимой и летом, каким цветом?», «Фотограф», «Перфокарты» (для формирования способностей к произвольному использованию в речи грамматических средств).
Формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды осуществлялось в рамках работы над темой: «Маленькая батарейка и ее большой вред для окружающей среды». Детям известно, что в большинство привычных бытовых приборов, которыми люди ежедневно пользуются, работают от батареек. На этикетке батарейки написано, что их нельзя выбрасывать в корзины с бытовым мусором, но, как правило, взрослые игнорируют этот предостерегающий знак. А ведь этот знак означает, что выброс батареек наносит вред окружающей среде.
Ученые подсчитали: в среднем одна семья за год использует 60 батареек. Элементы питания используются везде – в детских игрушках, плеерах, фотоаппаратах, пультах управления. Но выкидывать их нельзя, необходима утилизация. Эксперты уверяют, что один выброшенный элемент питания загрязняет 400 литров воды и 20 квадратных метров почвы. На каждой пальчиковой батарейке есть значок – перечеркнутая мусорная корзина. Это означает, что выбрасывать батарейки в мусорное ведро, откуда они попадают на свалку – категорически нельзя.
В России в ближайшее время появятся новые заводы по переработке батареек. А пока задача всех неравнодушных жителей нашей планеты собирать батарейки.
Батарейки давно и прочно вошли в нашу повседневную жизнь, где мы используем их в сотне различных электроприборов от часов и пультов от телевизора, до мощных фотовспышек и другого оборудования. Для множества приборов требуются батарейки. Горы отработанных батареек заканчивают свою жизнь в мусорных ведрах, пакетах и мало кто задумывается, какую опасность они хранят для природы.
Как же нужно осуществлять акции по сбору использованных батареек с детьми дошкольного возраста? Педагогам-дошкольникам хорошо известно, что дети часто приносят в детский сад заводные игрушки на батарейках и радуются, когда игрушки поют, двигаются, но, когда игрушка ломается, возникает вопрос: «Куда девать использованные батарейки?» Возникают разные мнения: купить новую батарейку, выбросив старую… Но куда выбросить? Ответы бывают разные: в мусорное ведро, на улицу. По возникающим вопросам мы часто обращаемся за помощью к родителям, чтобы вместе сформировать у детей правильные понятия о пользе и вреде батарейки.
Цели акции:
Собрать использованные элементы питания для дальнейшей транспортировки в пункт приёма и утилизации;
Расширять знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых хозяйственных отходов;
Воспитывать экологическое грамотное поведение в природе, помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты;
Уменьшение вреда, наносимого окружающей среде не переработанными батарейками.
Задачи акции:
- Информировать, разъяснять, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
- Содействовать в организации активного сбора и сдачи использованных батареек в пункты приёма, способствовать в организации утилизации батареек.
- Изменить отношение людей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом.
Также можно предложить родителям опубликовать свои выступления в ширмах-передвижках на тему о вреде и пользе маленькой батарейки, организовать сбор использованных батареек «Сдал батарейку – спас ежика».
В группе или в вестибюлле можно повесить географическую карту нашей Волгоградской области и наклеваивать на неё картинку ежика: сколько принес батареек – столько спас ежиков! Дети и родители с интересом вовлекаются в это мероприятие. Информацию о сборе использованных батареек в детском саду родители могут донести до соседей, до сотрудников по работе. Желаюших спасти ежиков увеличится в несколько раз. Собранные вместе с детьми и родителями батарейки можно сдать в специальные приемные пункты на утилизацию.
С большим интересом родители придумывают сказки, стихи про батарейку и даже их иллюстрируют. При помощи родителей в группе можно оформить музей заводных игрушек и бытовых предметов. На экскурсиях дети узнают, что батарейки нужны людям в часах, пультах, телефонах, фонариках. Составление (придумывание) рассказов, сочинение сказок и стихов о батарейках – один из этапов реализуемой акции.
Сказка о батарейке.
Жила-была батарейка мизинчиковая. Она жила в маленькой коробочке и ей всегда не везло. Батарейка верила в приметы, поэтому у нее ничего не получалось и никому она была не нужна. Обычно люди покупали пальчиковые батарейки, но не ее.
У бедной батарейки не было друзей. Но как-то раз ее наконец-то заметили. А случилось это так: продавец в магазине собрался ее выкинуть и положил батарейку на стол. А одна семья искала мизинчиковую батарейку во всех магазинах, и, заметив ее, купила.
Теперь наша героиня живет в часах и очень радуется, что она оказалась нужной вещью.
(Автор: Вера Чистопрудова, 6, 5 лет)
Если что-то отключилось,
Не спеши его выбрасывать или чинить.
Может просто разрядилось,
Может просто нужно батарейки заменить.
Батарейки нам их надобно
Огромное количество,
Чтобы было у приборов
Электричество.
Батарейки по размеру и по форме
Очень разные:
И зеленые, и синие, и красные.
(Автор: Родион Зельков, 6 лет)
Нельзя бросать батарейки
В мусор никогда!
От них загрязняются реки,
Леса, поля и луга.
(Автор:Рома Соловьев, 6 лет)
Сказка про Гену и батарейки.
Гене подарили машинку. Она управлялась с пульта, быстро ездила, поворачивалась в разные стороны…
Но однажды машинка перестала ездить: «сели» батарейки. Мама, конечно же, купила новые. Но куда же деть «старые»? Мама хотела их просто выбросить. Но Гена вспомнил, как воспитательница рассказывала, что просто выброшенные батарейки приносят вред окружающей среде: и траве, и деревьям, и людям. И тогда Гена собрал все использованные батарейки и отнес их в садик.
Теперь все будет хорошо. Машинка будет также ездить, трава и деревья будут расти, а птички весело петь! (Автор: Гена Знищенко, 6 лет)
Путешествие маленькой батарейки.
Жили-были старик со старухой. Однажды пошли они в лес. Собрали много грибов. И стало темнеть. Старик достал фонарик (на батарейке). Дошли они до деревни и фонарик перестал светить, старик вытащил батарейку и выкинул в урну.
Попав на свалку, батарейка превратилась в тучу диоксинов. Туча направилась в лес и погубила его. Потом маленькая батарейка полетела к реке, искупалась и загрязнила ее. Зловредная туча поднялась над огородом старика и старухи, полила дождем, овощи и фрукты стали непригодны для пищи.
Вот так, казалось бы, маленькая безвредная батарейка, а на самом деле больной вред для окружающей среды и для человека! (Авторы: Лена, Настя, Аня Никишины, 4 года, 5лет, 6 лет)
Мы знали, что по инициативе студентов-экологов город Волжский присоединился к всероссийской акции по сбору батареек. С начала 2014 года отслужившие свои сроки элементы питания отправляются в первый в России перерабатывающий завод в Челябинске. Волжанам предлагается сдать любые бытовые батарейки для часов, аккумуляторы для портативных устройств (мобильных телефонов, ноутбуков и др.) в пункты сбора на базе школ № 11, № 14, № 30, № 35, а также в филиалах ВГИ (в школе № 9). Батарейки, собранные воспитанниками нашего образовательного учреждения, были приняты в школе № 14, где мы получили информацию от школьников о том, что по мере накопления студенты ВГИ вывезут батарейки в Волгоград, оттуда их отправят в герметичных емкостях на челябинский завод «МЕГАПОЛИСРЕСУРС». Там элементы будут утилизированы по специальной технологии, которая позволяет перерабатывать батарейки с эффективностью до 80%. Такая мощность превышает эффективность многих европейских предприятий. Примечательно, что переработка элементов питания позволяет вторично использовать содержащие в них ценные компоненты: соли цинка и марганца, графит. Полученные вещества в дальнейшем могут быть использованы для создания новых батареек, а также в различных отраслях, в частности, в фармацевтики. Собранные батарейки мы с детьми отвезли в пункт приёма на утилизацию в МОУ СОШ № 14 г.Волжского Волгоградской области. Поэтому дошкольники детского сада присоединились к сбору использованных батареек.
Решая поставленные задачи, можно добиться того, что дети станут больше задумываться о поступках людей и их последствиях для природы. Чаще будут говорить «Природе больно!», «Природа не может сказать: «Не губите меня, берегите меня», «Это – хорошо, а это – плохо для планеты». Дети станут чаще напоминать родителям о том, что не надо выбрасывать много мусора, что в природе всё взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большего сложного мира природы.
Подводя итоги, можно отметить следующее:
Проект помог детям понять, что нельзя мусорить бездумно.
Бумагу и картон нужно сдавать в приемные пункты приема макулатуры.
Батарейки необходимо сдавать в специальные приемные пункты сырья.
Мусор следует сортировать дома и выбрасывать в предназначенные для него отдельные контейнеры.
Воспитанники поняли, что нужно:
бережно относиться к вещам, беречь их,
делать из предметов на выброс оригинальные подарки, элементы интерьера или различные пособия для познавательной, речевой, театрализованной, игровой деятельности.
при покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть впоследствии переработана.
Результатами проектной деятельности дошкольники поделились друг с другом, а также с родителями.
Равнодушным к проблеме мусора не остался никто. Доказательством этого является общий вывод, сделанный участниками образовательного процесса: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы можем вместе. За нами будущее, чистое будущее!
Литература:
- Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – №4.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Килпатрик У. Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
- Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – №3
- Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
- Малофеева Н. Н. Большая энциклопедия природы для детей. /Межкнига, 1994г
- Рыжова Н. А. Экологическая тропинка в детском саду.- М: Линка – Пресс, 2009.
- Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. – №10. - с. 50 – 56
- Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
- Рыжова Н. А. Наш дом-природа./ ТЦ Сфера, 2006г.
- Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду./ ТЦ Сфера, 2006г.
- Рыжова Н.А. Почва- живая земля./ ТЦ Сфера, 2006г.
- Энциклопедия дошкольника./ Москва: «Росмэн», 2008г.