Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, О. В. Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога / О. В. Васильева, В. В. Гоношилова, Н. В. Руппель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46601/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены формы работы с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога. Подробно рассказано о разработке и реализации проекта «Использование ИКТ в работе специалистов дошкольного учреждения».

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные технологии, разные образовательные потребности.

Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ.

В. В. Путин

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования».

Нормативные документы:

– Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

– «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155;

– «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26;

– «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03;

– Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16;

– Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

ФГОС ДО:

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы:

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

«Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; …»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

 Владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет – 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования, открывает широкие возможности в нашей практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми. Современные ИКТ являются перспективным средством обучения, повышают познавательную активность детей, делают процесс обучения современным и интересным, позволяют индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.

Вытекает из Концепции Национальной программы информатизации – «информатизация образования направлена на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, усовершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения».

Нами был разработан и реализован проект «Использование ИКТ в работе специалистов дошкольного учреждения».

Цель проекта: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в работе с дошкольниками:

- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса за счет повышения эффективности занятий;

- развитие психических процессов и познавательных способностей;

- повышение учебной мотивации;

- повышение речевой активности ребенка;

- включение всех видов анализаторов;

- индивидуализация процесса, с учетом возможностей ребенка;

- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

В рамках проекта была организована предметно-развивающая среда: отдельный кабинет, оснащенный необходимыми пособиями, играми и оборудованием для эффективной работы с детьми, родителями и педагогами. Техническое оснащение кабинета:

- магнитофон;

- ноутбук;

- проектор;

- интерактивная приставка Mimio Teach;

- документ – камера Mimio View;

- видеокамера, фотоаппарат, микрофон.

Нами созданы:

- аудиотека со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);

- видеотека физкультминуток, подвижных игр, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.

- игры на развитие психических процессов и речи;

- тематические мультимедийные презентации для родителей и педагогов.

Преимущества информационно-коммуникативных технологий для детей:

- информация несёт в себе образный тип, более понятный детям;

- предоставляет возможность индивидуализировать обучение;

- позволяет моделировать различные жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты), максимально раздвинуть образовательное пространство;

- обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал – движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- ребенок сам регулирует темп решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- компьютер позволяет исправить допущенные ошибки.

Применение ИКТ в работе специалистов возможно во всех формах работы с детьми, родителями, педагогами и для самообразования.

С детьми:

- диагностика уровня интеллектуального и речевого развития;

- проведение коррекционно-развивающих занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных;

- проведение фронтальных занятий познавательного характера;

- проведение интеллектуальных конкурсов, игр, викторин.

С родителями:

- мультимедийные тематические презентации («Вредные привычки», «Мальчики и девочки – два разных мира», «Возрастные страхи», «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников», ««Родительская компетентность – как защита от влияния средств массовой информации», «Релаксационные игры для детей», «Развиваем пальчики – формируем речь», мастер-класс «Артикуляционная гимнастика, как средство профилактики речевых нарушений»

- возможность демонстрировать фото- и видеоматериалы занятий, которые позволяют увидеть динамику в развитии ребенка.

С педагогами:

- тематические мультимедийные презентации в работе клуба «Молодого педагога «Ступеньки мастерства» («Темперамент – основа поведения», «Взаимодействие с агрессивными детьми»,мастер-классы: «Интерактивные игры для детей с разными образовательными потребностями»; «Составление стендовых докладов в программе Publisher», «Созданием и использование в работе гифанимации», открытое НОД с использованием интерактивных игр для детей с ОВЗ.

В работе с детьми мы используем интерактивную приставку Mimio Teach,

документ – камеру Mimio View и программу MimioStudio. Педагог-психолог использует ее на занятиях по развитию и коррекции эмоциональной сферы, по подготовке детей к школе, в индивидуальной коррекционной работе. Учитель-логопед работает над формированием восприятия и развития фонематического слуха, формированием и коррекцией произносительной стороны речи, формированием лексико-грамматического строя, развитием связной речи.

Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Особенностью использования интерактивных программ является активизация внимания детей за счет своей яркости, что способствует лучшему запоминанию, позволяет развивать звукоподражание, экспрессивную сторону речи, а в дальнейшем формировать планирующую функцию речи. Например, ребенку с ОВЗ (при отсутствии активной речи) будет гораздо интереснее на большом экране увидеть петуха, услышать настоящее кукареканье, самостоятельно нарисовать ему зернышки, и вслед за ним попытаться звукоподражать ему, чем увидеть простую картинку с изображением петуха. Такой яркий момент запомнится быстрее и лучше. Эффективной будет работа над развитием физиологического и речевого дыхания: ребенок дует в микрофон, а на экране в это время разлетаются осенние листья, снежинки или одуванчик, открывая спрятанную картинку. Интересной будет и физминутка, которую проведет герой любимого мультфильма под веселую музыку. Полезными будут и игровые программы-тренажеры для глаз. Эти формы работы помогают прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенностей развития ребенка.

Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание интерактивных игр с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными объектами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, игр, подготовка отчетной документации, создание тематических презентаций для родителей и педагогов ДОУ и т. д. — всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В результате использования ИКТ в ходе проекта:

- дети стали более активны на занятиях;

- улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать;

- детей развиваются познавательные способности, интеллект;

- прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему;

- повышается мотивация к процессу обучения;

- родители получили возможность видеть процесс работы с детьми, а так же динамику в развитии;

- родители стали более заинтересованными во взаимодействии со специалистами;

- педагоги минимизировали временные и материальные затраты для подготовки и проведения НОД с детьми;

- педагоги повысили уровень владения средствами ИКТ.

Включение в учебный процесс средств ИКТ, индивидуализация и дифференциация образования обеспечивают условия, направленные на развитие личности. Систематическое использование в практической деятельности современных образовательных технологий способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.

Специалисты систематически повышают профессиональную компетентность, участвуют в мероприятиях разного уровня по обмену опытом работы с ИКТ, участвуют в профессиональных конкурсах.

Педагог-психолог и учитель логопед представили презентацию «Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ как средство социализации» (использование ИКТ – технологий) на III открытом фестивале презентаций педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства для детей с ОВЗ» 30.11.2016 г.

Педагог-психолог представила свой опыт в виде стендового доклада «Реализация принципов индивидуализации в образовании и использование новых форм работы с детьми с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в МБДОУ д/с № 85» и видеоролика на Региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций – 2016 – Волгоград 26.02.2016г., где стала победителем. Является призером III городского открытого конкурса профессионального мастерства «Ярмарка социально-педагогических идей» с работой «Опыт использования ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями» – 01.12.2016 г.

В заключении хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать информационно-компьютерные технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для педагога. При всех положительных сторонах использования ИКТ в образовательном процессе не сможет заменить полноценного человеческого общения с другими людьми, не научить конструктивному взаимодействию, не научит контролировать свое поведение, эмоции, чувства, да и не должны.

Не бывает неудач! Есть только опыт!

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказы и письма министерства образования и науки РФ. (ООО «ТЦ Сфера», Москва, 2014).
  2. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития службы социально-психологического сопровождения: реализация ФГОС и профессионального стандарта педагога-психолога». Гоношилова В.В. «Индивидуализация дошкольного образования».
  3. Сборник по материалам участников ярмарки Регионального этапа международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Гоношилова В.В., Васильева О.В., Архипович О. В. «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе специалистов дошкольного учреждения как средство повышения качества образования детей с разными образовательными потребностями».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ИКТ, III, игра, педагог, дошкольное образование, педагогическая деятельность, процесс обучения, работа специалистов, форма работы.


Ключевые слова

информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные техноло-гии, разные образовательные потребности

Похожие статьи

Педагогический проект «Формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями через использование здоровьесберегающих технологий»

В статье представлен опыт работы педагога-психолога, учителя — дефектолога и воспитателя с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...

Подходы и стратегии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в работах отечественных и зарубежных ученых

Данная публикация рассматривает подходы, стратегии и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проведен теоретических обзор исследований зарубежных авторов и последних работ отечественных ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Похожие статьи

Педагогический проект «Формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями через использование здоровьесберегающих технологий»

В статье представлен опыт работы педагога-психолога, учителя — дефектолога и воспитателя с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...

Подходы и стратегии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в работах отечественных и зарубежных ученых

Данная публикация рассматривает подходы, стратегии и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проведен теоретических обзор исследований зарубежных авторов и последних работ отечественных ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Задать вопрос