Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Камышова, Т. В. Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью игр / Т. В. Камышова, С. Б. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46603/ (дата обращения: 16.11.2024).



Агрессивное поведение – это поведение, сочетающее в себе враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости. При этом агрессивное поведение может проявляться совершенно по-разному: частые споры, нарушение принятых правил, провокация конфликтов, ссоры, драка, словесные жалобы и оскорбления.

Проблема агрессивности детей беспокоит психологов уже долгое время.

Агресси́вность, по мнению С. А. Бадмаева – это поведение, умышленно наносящее вред другому человеку, прямой (физически или вербально) или косвенный (разрушение собственности, порча социальной репутации) [1, с.274].

Детская агрессивность, по мнению С. Л. Колосовой – это проявление эмоций. Проблему вызывает не сама эмоция, как ответная реакции на раздражающие факторы извне, а способы выражения ее ребенком [3, с. 55].

Таким образом, детская агрессивность имеет несколько ключевых причин: самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; стремление получить желаемое; стремление к доминированию; месть; защитная реакция; подчеркивание собственного превосходства с помощью ущемления личности других. Ошибки родителей – основная причина агрессивности детей: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие агрессивность ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении. Психологические факторы агрессивности детей следующие: отсутствие навыков самоконтроля; низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта; примитивная игровая деятельность; низкая самооценка; проблемы в отношениях с ровесниками.

Авторы, занимающиеся вопросами преодоления агрессивности (агрессивного поведения), предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей (Кряжева Н.Л., Фопель К, Бардиер Г.Л, Коротаева Е.В, Карпова Е. В, Лютова Е.К. и др.). С.Л. Рубинштейн говорил, что игра для ребенка – это школа жизни и практика развития. Именно игра является лучшим и наиболее эффективным способом преодоления различных нарушений в поведении детей, в частности их агрессивности.

Задачей педагога является не выявление и устранение причин агрессивности, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу приходит развивающая игра. В развивающей игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В развивающей игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций [2]. Развивающие игры на снижение агрессивности у детей, помогут им справиться с тревожностью, приобрести уверенность и веру в своих силах, помогает правильно выражать и контролировать свои эмоции.

Наблюдая за детьми в группе, мы увидели, что некоторые дети ведут себя агрессивно. Они доминируют над другими детьми, обижают их, подчёркивают собственное превосходство. Пообщавшись с родителями, мы заметили, что во многих семьях превалирует суровое авторитарное воспитание, а так же чувствуется неблагоприятная атмосфера. Учитывая наши наблюдения за детьми и их семьями, мы решили, что преодоление агрессивности у таких детей будет протекать эффективнее, если воспитатель будет использовать развивающие игры, а также проводить работу с родителями дошкольников, направленную на снижение агрессии у их детей.

Просмотрев методический материал, мы решили использовать комплекс развивающих игр, направленных на преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста «Снижаем агрессию!», основанный на системе развивающих игр авторов О. И. Златогорской, С. Л. Колосовой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной.

Цель: создание эффективных педагогических условий преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

1. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

  1. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
  2. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  3. Снижение уровня личностной тревожности.
  4. Развитие позитивной самооценки.
  5. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

Тематический план «Снижаем агрессию!», основанный на системе развивающих игр О. И. Златогорской, С. Л. Колосовой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной.

№ этапа

Название занятия

Цель

1

Занятие 1 Знакомство

Цель: знакомство с группой, научить детей взаимодействию со сверстниками; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; формирование умения и навыки контролировать произвольные движения на основе развития психомоторики; вырабатывать навыки психокоррекции негативных эмоций.

2

Занятие 2

Мой хороший попугай

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

3

Занятие 3 Котик

Цель: устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение; научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

4

Занятие 4 Возьми себя в руки

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

5

Занятие 5 Липучка

Цель: научит сдерживать себя; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом; обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.).

6

Занятие 6 Кулачек

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; стимулировать проявление агрессии у детей со страхами, аффективная стимуляция ребенка; снятие негативных настроений и восстановление сил.

7

Занятие 7 Разыгрывание ситуаций

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях; развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

8

Занятие 8 Комплименты

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми; снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло; снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме; научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

9

Занятие 9 Дракон кусает свой хвост

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм; формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

10

Занятие 10 Бумажка

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; развитие чувства элепотии, умение работать в группе.

С родителями дошкольников также проводился ряд мероприятий: беседа «Агрессия детей: ее причины и предупреждение», деловая игра «Маленький агрессор», целью которых была помощь родителям в общении с агрессивными детьми, развитие коммуникативности, навыков диалогического общения.

Родителям были предложены памятки, в которых описаны признаки проявления агрессивного поведения дошкольников, а также предложены игры, в которые можно играть с агрессивными детьми с целью снятия напряжения у ребёнка.

Игры для снижения агрессивности ребенка:

«Игрушка в кулаке» (Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).

«Мешочек гнева» («Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится).

«Тух-тиби-дох» (Когда ребенок напряжен и зол на кого-то).

«Час «можно» – «Час тишины». (Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому – управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины»).

Нами были предложены родителям и подвижные игры. Подвижные игры тоже являются хорошим средством для снижения агрессии у детей. Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.

Анализ исследований различных авторов позволил нам выделить следующие подвижные игры по снижению агрессивности у дошкольников:

– мотивационные: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры. Такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, у детей вырабатывается готовность к любой активности, если она приносит радость.

– функциональные, они связаны с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно сначала предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки»), а потом новые, но простые подвижные игры (например, «Капканы») или организовывать командные соревнования типа («Художники», «Водочерпалка»), используя отдельно как командное соревнование, в которых горечь поражений не воспринимается как личная неудача.

Игра как форма сотрудничества, приводящая к подчинению поведения известному игровому правилу, становится внутренней формой деятельности ребенка, управляющей его волевыми процессами. Следовательно, подвижная игра занимает такое же место в развитии детской воли и творчества, как спор или дискуссия в развитии мышления (Л.С. Выготский, 2003).

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников. В ходе проведённой нами работы были получены следующие результаты:

- Дети научились «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

- Стали оценить свое состояние, анализировать поведение.

- Научились контролировать свои движения при раздражении и в гневе.

- Научились переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

- Научились использовать агрессивные действия в социально позитивных целях.

- Дети научились понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

- Научились рефлексировать (способность анализировать причины и следствия) свое агрессивное поведение.

Литература:

  1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения [Текст] / С. А. Бадмаев – М., 2008. – 497 с.
  2. Заиграев, Г. Г. Проблемы, пути решения детской девиации [Текст] / Г. Г. Заиграев – М., 2008. – 466 с.
  3. Колосова, С. Л. Детская агрессия. [Текст] / С. Л. Колосова – СПб.: ПИТЕР.–2014. – 120 с.
  4. Кудрявцева, Л. А. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. А. Кудрявцева // Народное образование. – 2005 г. –№9. – С.193-195.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина – М.: Генезис, 2013. – 432 С.
  6. Электронная универсальная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biblioclub.ru свободный с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, приемлемая форма, игра, накопившийся гнев, агрессивное поведение, занятие, мышечное напряжение, неконтролируемое чувство гнева, обучение ребенка, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности

Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания

Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Похожие статьи

Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности

Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания

Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Задать вопрос