Агрессивное поведение – это поведение, сочетающее в себе враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости. При этом агрессивное поведение может проявляться совершенно по-разному: частые споры, нарушение принятых правил, провокация конфликтов, ссоры, драка, словесные жалобы и оскорбления.
Проблема агрессивности детей беспокоит психологов уже долгое время.
Агресси́вность, по мнению С. А. Бадмаева – это поведение, умышленно наносящее вред другому человеку, прямой (физически или вербально) или косвенный (разрушение собственности, порча социальной репутации) [1, с.274].
Детская агрессивность, по мнению С. Л. Колосовой – это проявление эмоций. Проблему вызывает не сама эмоция, как ответная реакции на раздражающие факторы извне, а способы выражения ее ребенком [3, с. 55].
Таким образом, детская агрессивность имеет несколько ключевых причин: самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; стремление получить желаемое; стремление к доминированию; месть; защитная реакция; подчеркивание собственного превосходства с помощью ущемления личности других. Ошибки родителей – основная причина агрессивности детей: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие агрессивность ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении. Психологические факторы агрессивности детей следующие: отсутствие навыков самоконтроля; низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта; примитивная игровая деятельность; низкая самооценка; проблемы в отношениях с ровесниками.
Авторы, занимающиеся вопросами преодоления агрессивности (агрессивного поведения), предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей (Кряжева Н.Л., Фопель К, Бардиер Г.Л, Коротаева Е.В, Карпова Е. В, Лютова Е.К. и др.). С.Л. Рубинштейн говорил, что игра для ребенка – это школа жизни и практика развития. Именно игра является лучшим и наиболее эффективным способом преодоления различных нарушений в поведении детей, в частности их агрессивности.
Задачей педагога является не выявление и устранение причин агрессивности, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу приходит развивающая игра. В развивающей игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В развивающей игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций [2]. Развивающие игры на снижение агрессивности у детей, помогут им справиться с тревожностью, приобрести уверенность и веру в своих силах, помогает правильно выражать и контролировать свои эмоции.
Наблюдая за детьми в группе, мы увидели, что некоторые дети ведут себя агрессивно. Они доминируют над другими детьми, обижают их, подчёркивают собственное превосходство. Пообщавшись с родителями, мы заметили, что во многих семьях превалирует суровое авторитарное воспитание, а так же чувствуется неблагоприятная атмосфера. Учитывая наши наблюдения за детьми и их семьями, мы решили, что преодоление агрессивности у таких детей будет протекать эффективнее, если воспитатель будет использовать развивающие игры, а также проводить работу с родителями дошкольников, направленную на снижение агрессии у их детей.
Просмотрев методический материал, мы решили использовать комплекс развивающих игр, направленных на преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста «Снижаем агрессию!», основанный на системе развивающих игр авторов О. И. Златогорской, С. Л. Колосовой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной.
Цель: создание эффективных педагогических условий преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи:
1. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
- Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
- Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Снижение уровня личностной тревожности.
- Развитие позитивной самооценки.
- Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.
Тематический план «Снижаем агрессию!», основанный на системе развивающих игр О. И. Златогорской, С. Л. Колосовой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной.
№ этапа |
Название занятия |
Цель |
1 |
Занятие 1 Знакомство |
Цель: знакомство с группой, научить детей взаимодействию со сверстниками; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; формирование умения и навыки контролировать произвольные движения на основе развития психомоторики; вырабатывать навыки психокоррекции негативных эмоций. |
2 |
Занятие 2 Мой хороший попугай |
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. |
3 |
Занятие 3 Котик |
Цель: устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение; научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
4 |
Занятие 4 Возьми себя в руки |
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. |
5 |
Занятие 5 Липучка |
Цель: научит сдерживать себя; устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости; научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом; обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). |
6 |
Занятие 6 Кулачек |
Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; стимулировать проявление агрессии у детей со страхами, аффективная стимуляция ребенка; снятие негативных настроений и восстановление сил. |
7 |
Занятие 7 Разыгрывание ситуаций |
Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях; развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. |
8 |
Занятие 8 Комплименты |
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми; снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло; снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме; научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. |
9 |
Занятие 9 Дракон кусает свой хвост |
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм; формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. |
10 |
Занятие 10 Бумажка |
Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни; научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев; развитие чувства элепотии, умение работать в группе. |
С родителями дошкольников также проводился ряд мероприятий: беседа «Агрессия детей: ее причины и предупреждение», деловая игра «Маленький агрессор», целью которых была помощь родителям в общении с агрессивными детьми, развитие коммуникативности, навыков диалогического общения.
Родителям были предложены памятки, в которых описаны признаки проявления агрессивного поведения дошкольников, а также предложены игры, в которые можно играть с агрессивными детьми с целью снятия напряжения у ребёнка.
Игры для снижения агрессивности ребенка:
«Игрушка в кулаке» (Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).
«Мешочек гнева» («Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится).
«Тух-тиби-дох» (Когда ребенок напряжен и зол на кого-то).
«Час «можно» – «Час тишины». (Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому – управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины»).
Нами были предложены родителям и подвижные игры. Подвижные игры тоже являются хорошим средством для снижения агрессии у детей. Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.
Анализ исследований различных авторов позволил нам выделить следующие подвижные игры по снижению агрессивности у дошкольников:
– мотивационные: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры. Такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, у детей вырабатывается готовность к любой активности, если она приносит радость.
– функциональные, они связаны с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно сначала предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки»), а потом новые, но простые подвижные игры (например, «Капканы») или организовывать командные соревнования типа («Художники», «Водочерпалка»), используя отдельно как командное соревнование, в которых горечь поражений не воспринимается как личная неудача.
Игра как форма сотрудничества, приводящая к подчинению поведения известному игровому правилу, становится внутренней формой деятельности ребенка, управляющей его волевыми процессами. Следовательно, подвижная игра занимает такое же место в развитии детской воли и творчества, как спор или дискуссия в развитии мышления (Л.С. Выготский, 2003).
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников. В ходе проведённой нами работы были получены следующие результаты:
- Дети научились «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.
- Стали оценить свое состояние, анализировать поведение.
- Научились контролировать свои движения при раздражении и в гневе.
- Научились переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
- Научились использовать агрессивные действия в социально позитивных целях.
- Дети научились понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
- Научились рефлексировать (способность анализировать причины и следствия) свое агрессивное поведение.
Литература:
- Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения [Текст] / С. А. Бадмаев – М., 2008. – 497 с.
- Заиграев, Г. Г. Проблемы, пути решения детской девиации [Текст] / Г. Г. Заиграев – М., 2008. – 466 с.
- Колосова, С. Л. Детская агрессия. [Текст] / С. Л. Колосова – СПб.: ПИТЕР.–2014. – 120 с.
- Кудрявцева, Л. А. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. А. Кудрявцева // Народное образование. – 2005 г. –№9. – С.193-195.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина – М.: Генезис, 2013. – 432 С.
- Электронная универсальная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biblioclub.ru свободный с экрана.