Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданственности через ознакомление с родным городом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, Е. Е. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданственности через ознакомление с родным городом / Е. Е. Захарова, Е. В. Улиско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46606/ (дата обращения: 19.12.2024).



В последнее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения приобретает все большее общественное значение. ФГОС ДО ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь.

С этой целью был разработан проект, в основу которого легли материалы региональной программы Е.С.Евдокимовой «Воспитание маленького Волжанина». Приоритет проекта – воспитание благородного гражданина, активно познающего природу малой Родины, историю родного города, его традиции и культуру.

В начале проекта было проведено диагностическое обследование по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство из них мало знают об историческом прошлом нашего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:

- познакомить детей с историей и современностью города Волжского;

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях;

- развивать стремление знать свой город;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.

Проект по ознакомлению с родным городом реализовывался по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: игры-занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

Наш город сравнительно молодой, но у него есть свои достопримечательности и памятники, к которым мы организуем экскурсии и семейные прогулки в выходной день. Ведется совместная работа с Краеведческим музеем, которая позволяет ребенку открывать интересные страницы родного города, знакомиться с культурно-историческими объектами города Волжского.

Большое внимание уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая способствует развитию познавательного интереса ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе. В познавательно-исследовательском уголке имеются фотоальбомы «Волжский город моей судьбы», «Как все начиналось», «7 чудес Волжского»; карты города и улиц города Волжского; книжки-самоделки «Улицы нашего города», «Памятники Волжского», «Герои города Волжского»; литература о городе и тематические альбомы «Моя семья». Идет активное сотрудничество с издательством информационно – патриотического детского журнала «Про Волжский дом». Наши воспитанники вместе со своими родителями читают статьи в журнале, отгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах этого издания. В уголке художественного творчества размещена литература альбом-каталог о творчестве волжских художников, таких как Малков П. Л. автор памятников Пушкину А. С., Логинову Ф. Г., воинам-героям, погибшим в Афганистане, героям Гражданской и Отечественной войн. Бароха И. Н.– автор росписи Храма Серафима Саровского и Сергея Радонежского, Иванова П. В. – его картины «В зимнем парке», «Городской пейзаж». Покрашенко М. И. автор картин «Проводы русской зимы в Волжском», «Волжская ГЭС». Игровой уголок постоянно пополняется атрибутами и дополнительным материалом для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Почта», «Путешествие по городу» и другие. Совместно с родителями изготовлены макеты 25 микрорайона, улицы Оломоуцкой, игрового участка детского сада. Оформлены авторские дидактические игры которые используются как в организованной образовательной так и в самостоятельной детской деятельности: «Где находится памятник?», «Узнай по описанию», «Знатоки Волжского», «Найди символы Волжского», «Кто что делает», «Мой город», «Мой адрес», «Сколько в доме этажей», «Отгадывание и толкование загадок о Родине» «Подбери и придумай», «Собери целое», «Где что находится», которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. В музыкальном уголке собрана фонотека музыкальных произведений местных авторов, подборка видеосюжетов о городе Волжском.

Для реализации проекта была разработана система игр-занятий по ознакомлению детей с родным городом: «Мы в этом городе живем», «По улицам родного города», «Символы города» «История города Волжского», «Мой любимый город».

Совместный проект по ознакомлению дошкольников с родным городом проводился в тесном сотрудничестве с родителями. Нами были использованы разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания с использованием презентаций «Как знакомить детей с городом», «По дороге в детский сад»; консультации, викторины «Мой край родной Волжский», «Знатоки родного города»; фотовыставки «Мы жители нашего города», «Улица на которой я живу»; сезонные выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой любимый город», «Город глазами ребёнка»; оформлены фотоальбомы с историческими сведениями об улицах города, памятниках, трудовых буднях горожан, истории создания герба Волжского; подобрана библиотека познавательной литературы об истории и культурных ценностях города.

Результатом нашего проекта стали заметный интерес родителей и воспитанников к природному своеобразию родного края, его достопримечательностям, жителям, прославившим наш город. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Таким образом, проводимая работа помогла обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за земляков, побудить детей проявлять естественный интерес и заботу о ближайшем природном окружении (сквер, парк, клумба). Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе гражданского патриотизма.

Литература:

  1. Приказы, письма министерства образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ООО ТЦ «Сфера», 2014. — с.
  2. Евдокимова Е. С. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького Волжанина». — М.: «Планета», 2012. — 154 с.

D:\!!!Work\Documents\ДОГОВОРА\статьи АПРЯТКИНОЙ окт 2017\Апряткиной Е.Н. Молодой ученый окт 2017 дс105 Волжский 22222222222\Статья Улиско Е.В. дс105 Волжский\IMG_5301.JPGG:\DCIM\114_PANA\P1140841.JPGIMG_0195.JPGIMG_0199.JPGIMG_0126.JPGLenovo_A1000_IMG_20170720_095151.jpgLenovo_A1000_IMG_20170724_144218.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, город, малая родина, ребенок.


Похожие статьи

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями

Музыкальный туризм как средство ознакомления старших дошкольников с родным краем

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями православной культуры в условиях праздника

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Приобщение детей к национальным традициям при помощи знакомства с русским фольклором в детском саду

Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Похожие статьи

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями

Музыкальный туризм как средство ознакомления старших дошкольников с родным краем

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями православной культуры в условиях праздника

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Приобщение детей к национальным традициям при помощи знакомства с русским фольклором в детском саду

Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Задать вопрос