На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», учитывающая возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста.
«Хорошо устроенная голова
лучше доверху наполненной»
Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир. Многие великие художники и исследователи благодаря правополушарному мышлению не только оставили след в истории своими достижениями, но и подарили миру многих мастеров, продолживших их вдохновенные идеи. В наше время правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.
Профессор Бетти Эдварде, автор книги «Художник внутри вас» утверждает: «Менеджер, учитель, писатель, инженер, студент — любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займётся рисованием. Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике или живописи много лет. Рисуйте так, как можете. Рисуйте больше! Тогда вы приобретёте умение по-новому взглянуть на все точки приложения каждодневных забот и эффективно решать все проблемы» [2, с. 1].
Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Используя специальные техники, разработанные высококвалифицированными специалистами, активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека.
«Я утверждаю, что всякий человек способен в достаточной степени научиться видеть, чтобы рисовать с высокой степенью подобия то, что он видит в реальном мире.
Когда вы выучите навыки восприятия, область их применения может варьироваться, как варьируется сфера применения усвоенных вами речевых и арифметических навыков. Кое-кто остается предан искусству и со временем становится художником, подобно тому как кое-кто остается предан языку или математике и становится писателем или математиком. Но почти каждый может использовать навыки восприятия — опять же, как и навыки речи и математики — для улучшения навыков мышления» [2, с 16].
Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть». Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт. Вырастая же, мы так мало позволяем себе поиграть, то есть быть готовыми к неожиданным открытиям и увлекательным путешествиям в другие миры…
Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью. От рождения правополушарный мыслитель вынужден действовать как левополушарный. Как итог – стрессы, ощущение себя не на своем месте, болезни. Правополушарное же мышление дает больше возможностей для лавирования, открывая выход из любой, даже самой не ясной ситуации.
Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов.
Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.
«Все действия ребенка, – и продукты его творчества могут быть поняты и объяснены как в основном, так .и в частностях этим взаимоотношением между двигательно-осязательными и -зрительными способами восприятия ребенком мира. Ребенок весь в непосредственном реальном движении. Он творит реальное действие. Его интересует прежде всего процесс действия, а не результат; вещи предпочитает делать, а не изображать, стремится использовать их до предела утилитарно, – главным образом, в процессе игры, но равнодушен, или почти равнодушен к их созерцанию; особенно длительному. В этом периоде действия ребенка отличаются сильной эмоциональной окраской. Действие физическое преобладает над аналитическими процессами сознания» [1, с.10].
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования.
На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи. А это функция левого полушария.
Однако если для развития правого полушария ничего не предпринимается, асимметрия усиливается. А ребёнок должен развиваться гармонично. Это важно для всей жизни, поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий. Начинать необходимо с детства.
Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными.
Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.
Сторонники считают, что научиться рисовать может каждый. Этого не происходит потому, что в какой-то момент человек решил (или ему подсказали), что ему этого не дано. Нет таланта.
Правополушарное рисование для детей отличается от такового для взрослых. Дети гораздо меньше подвержены страхам и стереотипам. У них левое полушарие не так сильно довлеет над правым. Кроме того, рисование – естественная деятельность для дошколят.
В 2015 году мы впервые услышали о правополушарном рисовании. Заинтересовавшись этим, Елена Геннадьевна прошла обучение в НОУ ДПО «Институт практической психологии «ИМАТОН»» по программе «Правополушарное рисование как способ оптимизации психологического состояния».
В том же году мы стали внедрять эту технологию.
Познакомили родителей воспитанников с технологией правополушарного рисования на родительском собрании. Родители с удовольствием рисовали. А потом поддержали нас в использовании этой технологии с детьми. Мы собрали необходимый материал. Началась интересная работа с детьми.
Первый год мы учились рисовать левой рукой фон, используя различные способы. Детям очень нравится необычное смешение красок в процессе рисования фона. Фон в правополушарном рисовании рисуется только левой рукой, для того, чтобы «включить» правое полушарие. Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы они не путались, на левую руку одеваем им цветную резинку, и во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон. Резинка помогает педагогу – отметить в какой руке у ребёнка кисть, а ребёнку напоминает, что необходимо держать кисть в левой руке. Далее мы с детьми стали осваивать техники правополушарного рисования. Техник – двенадцать – это: город, горы старые, горы новые, стога сена, деревья, пальмы, отражение, цветы полевые (маки, васильки, ромашки, дельфиниумы, одуванчики) елка, кактусы, сосны, веточка сакуры. Так как дети очень любят животных мы рисуем ещё котиков, зайчиков, птичек. Как правило у детей не вызывают затруднения все эти техники, так как они очень простые. Важно помнить, что в правополушарном рисовании используют плоские кисточки из щетины, разного размера. Ребёнок сам выбирает и какую краску ему взять и какой кисточкой он будет рисовать.
Этапы работы:
1 этап. Выбор темы рисования. Фон. После освоения нескольких техник дети сами предлагают, что они сегодня хотят нарисовать. И работа начинается. Обсуждаем какие краски мы можем использовать для фона. Например, «Ночной город» для фона понадобятся темные краски, для рисования на тему «Горы», для фона можем выбрать голубые тона. После того как фон нарисован ему надо дать время просохнуть. В это время мы слушаем музыку, читаем стихи.
2 этап. Сюжет. Несмотря на то, что дети знают техники правополушарного рисования, педагог рисует вместе с ними, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор.
3 этап. Демонстрация работ. Этот этап дети любят больше всего. Работа каждого ребёнка демонстрируется всем, этой работай все восхищаются, в ней находятся особенно яркие изюминки, и они подчеркиваются.
4 этап. Заключительный. На этом этапе мы – оформляем альбомы, дарим мамам (если это был букет для мамы), организуем выставки.
Вся творческая работа вызывает у детей только положительные эмоции, в правополушарном рисовании не бывает критики, так как основным принципом правополушарного рисования является не критичность, детям очень нравится быстрый результат деятельности. Это происходит за счет того, что лист мы используем размером А6 и других технических приемов.
Мы планируем продолжать работу по правополушарному рисованию, осваивая новые техники, и возможно придумаем свои.
Вывод. Разработанная система в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста.
Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям. Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
- Эдварде Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б. Г. Клюйко. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.— 256 с.: ил. ISBN 985-438-491-8.