Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колмыкова, И. Г. Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности / И. Г. Колмыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46614/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев [1, 3].

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике [1, 7].

В требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему ФГОС ДО обозначает, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социальнокоммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

В организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности мы опираемся на программу «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Программа включает основные разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице». По данной программе организуется непосредственно образовательная деятельность 2 раза в месяц.

В ФГОС ДО отмечается, что образовательная деятельность осуществляется в формах:

- непосредственно образовательной деятельности (НОД, не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

- совместной деятельности педагога и детей;

- образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);

- взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанников.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования [5, 3].

На протяжении последних 4-х лет в ДОУ реализовываются летние коллективные проекты различной направленности. Лето – 2017 прошло под девизом «Безопасность детей – забота общая!». Силами педагогов и родителей был успешно осуществлен летний коллективный проект ДОУ «Летнее путешествие с Сашей и Машей».

Цель проекта: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (ОБЖ) и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) в процессе совместной деятельности детей и взрослых на основе сюжетно-событийного принципа.

Задачи проекта:

1. Формирование, уточнение и закрепление представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Передача, уточнение и закрепление знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

3. Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе интеграции ОО, регионального компонента.

Проект состоит из единого сюжета, который представляет собой целостный, содержательно-завершенный фрагмент воображаемой жизни (путешествие по разным местам), носителями которой являются персонажи, педагоги, дети, родители. Материал для планирования готовят временно создаваемые творческие микрогруппы для всех возрастных групп на 2 недели (подтемы, краткосрочные проекты) в соответствии с планом проекта. В завершение каждой подтемы проводится итоговое тематическое мероприятие (развлечение, театрализованное представление, конкурс, викторина и др.), оформляется выставка, дополняется характерными элементами центральная стена. Каждой группой ведется фотолетопись проекта.

План проекта:

  1. «Погружение в тему» (создание условий: организация пространственной среды в группах, оформление центральной стены в музыкальном зале).

Развлечение «Отправляемся в летнее путешествие с Сашей и Машей».

2. «На даче» (растения сада, огорода; польза витаминов; укусы насекомых, первая помощь при укусах (осы); закаливание (солнце, воздух, вода); первая помощь при солнечных ожогах; трудовая деятельность; ЧС). Итоговое мероприятие.

3. «В деревне» (домашние животные, обращение с ними; природные явления – гроза, град; водоемы (реки, озера, ерики, пруды); незнакомые люди; первая помощь при ушибах, травмах и порезах; ЧС). Итоговое мероприятие.

4. «На речке (море)» (поведение на воде; обитатели водоемов; первая помощь при солнечном, тепловом ударе; пищевые отравления; незнакомые люди; ЧС). Итоговое мероприятие.

5. «В лесу» (ядовитые и съедобные растения и грибы; дикие животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся; первая помощь при укусах насекомых, змей, отравлениях ядовитыми растениями и грибами; ЧС) Итоговое мероприятие.

6. «В городе» (устройство проезжей части, «Зебра», светофор; дорожные знаки; правила езды на велосипеде; о работе ГИБДД; правила поведения в транспорте; если ребенок потерялся на улице; ребенок и другие люди; ЧС). Итоговое мероприятие.

7. Развлечение – «Путешествие закончилось – возвращаемся домой вместе с Сашей и Машей». Подготовка презентации проекта.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

Младшая группа

- развитие интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

- обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Средняя группа:

- обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- овладение знаниями о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях;

- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Старшая группа:

- расширение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;

- развитие умений самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения;

- обогащение знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развитие осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Подготовительная группа:

- развитие предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них;

- закрепление знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе;

Для взрослых:

- умение решать задачи социально-коммуникативного развития детей на основе интеграции ОО;

- использовать разнообразные технологии в работе с детьми;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды (центр сюжетно-ролевых игр, центр конструирования + ПДД, центр природы).

Значительное внимание в работе коллектива уделяется вопросу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах. По статистике лишь одна из 200 ошибок ребенка при переходе дороги «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в его сознании как правильные действия. Формируются ложные навыки и привычки. В среднем одна из 4000 ошибок ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Ребенок, оставленный взрослыми без помощи в изучении скрытых опасностей дорожного движения, ставит эксперимент на себе. При самообучении ребенка его знания и навыки целиком и полностью зависят от случайных факторов.

Второй год, с детьми групп старшего дошкольного возраста, в нашем ДОУ реализуется технология по безопасности дорожного движения «Минутка безопасности» [4, 22].«Минутка» по безопасности дорожного движения это попытка заменить плачевный опыт проб и ошибок квалифицированной помощью в постижении скрытых опасностей, неявных закономерностей современного городского дорожного движения. Она призвана показать детям, что на дороге не все так просто и очевидно, как им кажется в силу возраста. «Минутка» настраивает детей на внимательное наблюдение за дорогой, предупреждает их о таких «ловушках» для пешехода, о которых, к сожалению, почти не имеют представления многие взрослые. Занятия по ОБЖ не могут заменить ежедневные «минутки» по безопасности движения во 2 половине дня. В отличие от занятия, игры или викторины по правилам дорожного движения, «минутка» не требует от педагога специальной подготовки, либо каких-то особенных знаний. «Минутку» по безопасности дорожного движения проводит воспитатель во 2 половине дня, за 1,5 – 2 часа до ухода детей домой.Одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми, – настроить их по дороге домой на мысли об опасностях и «ловушках» в движении транспорта. «Минутку» надо проводить каждый день. В этой непрерывности залог того, что у детей появятся спасительные навыки и привычки в результате организованной деятельности, а не риска на мостовой.

Техника проведения «минутки»: детям задается один вопрос, выслушиваются ответы, в случае необходимости вносятся поправки. Можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.

Вот лишь малая часть наших минуток:

Вопрос. Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Ответ. Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

Вопрос. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

Ответ. Когда для пешехода включен «красный» свет, для водителя горит «зеленый». Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти, и подождать «зеленого» света.

Вопрос. Почему опасно переходить улицу бегом?

Ответ. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Все прыгает, и сил уходит много. А при переходе улицы главное – внимательно наблюдать и влево, и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно, и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.

Вопрос. Почему опасно переходить улицу наискосок?

Ответ. Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам, и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

Вопрос. Как видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ. Водитель наблюдает за посадкой и высадкой и за пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему и не надо поворачивать голову, чтобы увидеть, что делается сзади.

Каждый день с «минуткой» безопасности – и в памяти детей накапливаются правильные ответы на «ребусы», которые загадывает улица.

Целенаправленная работа педагогического коллектива по формированию основ безопасности жизнедеятельности способствует созданию в ДОУ безопасной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, комплексному решению задач образовательных областей.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., программа Безопасность. – СПб: «Детство-пресс», 2014.
  2. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду (современные подходы). – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
  3. «Детство», примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.»: Детство-пресс», 2014.
  4. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград, 1994.
  5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии «Метод проектов в ДОУ». – СПб: «Детство-пресс», 2013.
  6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, итоговое мероприятие, качество пешехода, образовательная деятельность, осмотрительное отношение, транспортное средство, улица, правило безопасности.


Похожие статьи

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Использование интерактивных форм работы с родителями

Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры

Формирование компетенций готовности подростков к условиям здорового физического развития

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию

Похожие статьи

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Использование интерактивных форм работы с родителями

Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры

Формирование компетенций готовности подростков к условиям здорового физического развития

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию

Задать вопрос