«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего – воспитание человека» – это высказывание известного педагога В. А. Сухомлинского стали обязательным условием моей педагогической деятельности.
Музыкальным руководителем я работаю уже более 15 лет и считаю своей главной задачей работы не только дать знания, развить умения и навыки, но и пробудить в детях любовь к музыке, любовь к родному языку, к обычаям, обрядам и традициям нашего народа посредством музыкального языка, то есть способствовать формированию национального самосознания. Поэтому на протяжении многих лет я работаю над темой моего самообразования: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями православной культуры в условиях праздника».
Целью этого опыта работы, которую я ставила перед собой, является – возрождение детского праздника в православной традиции.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации данного опыта:
1. Привлечь к обычаям и традициям православной культуры.
2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия смысла православного праздника.
3. Учить радоваться «тихой радостью».
Для успешной реализации этих задач мною была создана:
– папка детской продуктивной деятельности, в которой собраны альбомы рисунков, репродукций, книжных иллюстраций, фотографий для помощи в проведении занятия с православной тематикой, в изготовлении подарков для гостей праздника и для украшения музыкального зала;
– составлены и распространены в группах диски с записями тропарей, записей колокольных звонов, колядок, инструментальных и вокальных произведений зарубежных и русских композиторов;
– подобрана литература, презентации, вырезки из газет, журналов, фотографий для ознакомления со смыслом православного праздника. – создана папка с разнообразным речевым материалом, в которой собраны стихи, сказания, загадки, инсценировки, притчи.
– в течение многих лет создавался репертуарно-методический сборник с песнями, колядками и песнопениями по тематике православных праздников.
Задачи реализовывала с учетом возраста детей в рамках перспективного планирования.
План работы с детьми для подготовки к православному празднику:
а) разучивание праздничного репертуара песен, танцев, колядок на музыкальных занятиях;
б) индивидуальные и подгрупповые занятия по разучиванию праздничного репертуара; в) проведение музыкально-тематического занятия (в том числе с использованием ИКТ) по теме данного православного праздника;
г) распределение ролей и индивидуальная работа с детьми – исполнителями ролей в празднике;
д) изготовление подарков для гостей праздника и для благотворительной акции.
Мной были предприняты следующие шаги по созданию детско-взрослого сообщества в ДОУ. С этой целью был составлен план работы с родителями для подготовки к православному празднику:
а) анкетирование родителей «Что вы знаете о православном празднике»;
б) оформление наглядного материала в информационно-консультативный стенд групп: – о смысле, обычаях, традициях предстоящего праздника;
- об организации домашнего праздника православной тематики (например, «Как изготовить рождественский вертеп»);
- с рекомендациями в помощь родителям для изготовления костюмов к предстоящему православному празднику;
в) показ открытого музыкального занятия по теме данного православного праздника в рамках «Дня открытых дверей»;
г) оформление ширмы «Учим вместе с детьми» текстами песен, колядок и т.д., которые поются на данном празднике;
д) привлечение родителей к организации и проведению группового развлечения или праздника православной тематики;
е) обновление «Музыкальной шкатулки» дисками с аудио и видео записями по тематике данного православного праздника.
План работы с педагогами для подготовки к православному празднику:
а) проведение православного лектория «Детские православные праздники» их цель, способы и тематики проведения. Песнопения данного православного праздника»; б) обсуждение сценария праздника, распределение ролей по сценарию: педагогов и детей. в) пополнение педагогических копилок репертуаром православной тематики; г) привлечение воспитателей к изготовлению костюмов, атрибутов и оформлению зала. Все мероприятия данных тематических планов проводятся до праздника, то есть в ПРЕДПРАЗДНЕСТВЕ. Это помогло нам наполниться смыслом праздника, ведь мы подготавливали не только детей, но и подготавливались сами, подготавливали других взрослых (педагогов, родителей).
Ведь у любого православного человека пост – это предпразднество, то есть подготовка к радости праздника, далее наступает празднество, то есть сам праздник – ликование духа, сознающее милости Божии, и потом – попразднество – славление Бога, донесение благой вести о нем.
Начинается православный детский праздник с благословения духовного наставника. В нашем детском саду чаще и удачнее всего проходят праздники в форме урока-праздника. Урок-потому что на нем дети получают и закрепляют знания об иконе, традициях и обычаях праздника, которые в ходе беседы-рассказа они слышат из уст взрослого. В этой беседе-рассказе активное участие принимают дети, которые отвечают на вопросы, отгадывают загадки, как своеобразное подведение итогов тому, что они узнали на этом празднике.
Игры, используемые на празднике – народные, соревновательные и влияющие на духовно-нравственное состояние ребенка.
Одна из песен, используемых на празднике, должна быть с приятной мелодией и богатым духовным смыслом. Вторая песня – с четким ритмическим рисунком и сопровождающаяся движениями, чтобы дети порадовались празднику. И третья песня – это песня-величание: слушаем тропарь или кондак праздника.
С помощью стихов, танцев, инсценировок дети наполняются смыслом праздника, закрепляют знание традиций и обычаев, символов праздника. Дети младших групп присутствуют на празднике в качестве зрителей, чтобы поучаствовать в нем на следующий год. Заканчивается каждый праздник дарением подарков, сделанных своими руками, ведь смысл дарения – поделиться радостью.
В подпразднество дети ходят в группы к младшим детям, колядуют, играют с ними. Так как подпразднество – это время делать добрые дела в это время мы проводим детский благотворительный концерт для детей-инвалидов, изготавливаем подарки для них или детей младших групп.
Успешное проведение праздника для детей достигается только при взаимодействии и сотрудничестве педагогов, администрации, музыкального руководителя и родителей, ведь праздник для детей, а особенно православный праздник – это
Педагогика
Радость
Активность
Знание
Духовность
Наука
Игра
Культура
Результатами совместной работы педагогов, родителей и детей является: развитие интереса к православной культуре, повышение интереса к участию в празднике, опросы и анкетирование показывают об удовлетворительности родителей и о востребованности проведения православных праздников.
Результатом работы с детьми является осознание ребёнком тех базовых духовно-нравственных качеств, которые мы пытаемся воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и т.д.
И пусть мои воспитанники не станут величайшими композиторами или музыкантами, главное, чтобы каждый из них научился быть человеком, умеющим чувствовать, видеть прекрасное в жизни, способным дарить радость другим, ценить наследие прошлого, приносить пользу Родине.
|
|