Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью, становления первичных форм игры.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. В нашем детском саду используются новые, современные формы дошкольного образования. В группах раннего развития была введена авторская программа дополнительного образования «Волшебный песочек». Основной целью программы является развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (c 2-х до 3-х лет) посредством игры с кинетическим песком. Игра с песком это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Кинетический песок — это современное изобретение, новейший материал, который имеет свойства лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки, может превратиться обратно в рассыпчатую песчаную массу.
Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, речи и усидчивости. Важно помочь детям освоиться в жизненном пространстве, а не перегружать их лишними занятиями. Кружковые занятия проходят в форме игры, где дети с легко усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки.
В данной программе учитываются возрастные возможности детей третьего года жизни, имеющих разный уровень развития навыков самообслуживания, различный опыт предметной и игровой деятельности, различные задатки речевого общения.
Занятия кружка «Волшебный песочек» в свою структуру включают игровые упражнения, которые можно разделить на группы:
игры с песком и предметами (бросовым материалом, природным материалом, мелкими игрушками и т.д.);
игры с песком и ладошками (лепка объёмных форм);
игры с формами (наполнение формочек для песка и вырезание из песка фигур формами);
пальчиковые игры;
подвижные и музыкальные игры с предметами;
дидактические игры.
На занятиях особый акцент делается на формирование начальных представлений о ближайшем окружении ребёнка:
о близких ребёнку людях (о маме, бабушке);
о труде взрослых (повар);
о предметах и действиях с ними (скалка, кастрюля, тарелка, ложка);
о явлениях общественной жизни (праздниках – Новый год, Мамин праздник);
о живой и неживой природе (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные);
особенности времён года.
Отличительной чертой занятий кружка является использование сюжетно-игровых замыслов, которые развивают у детей начальные элементы ролевого поведения и простейшие ролевые действия.
Для проведения игр-занятий были созданы специальные условия, изготовлена песочница с мягкими бортиками и жёстким дном.
Для занятий осуществлялся подбор:
демонстрационного и раздаточного материала (формочки для песка, фигурка животных, мелкие игрушки, прищепки);
музыкального сопровождения;
литературно-речевого материала;
видео материала для эмоционального настроя и погружения в тему;
природного материала (шишки, орехи, камушки, горох, фасоль и др.);
пальчиковых игр;
подвижных игр;
изготовлены специальные игрушки из бросового материала, которые можно использовать в процессе деятельности.
Широко представлена предметная деятельность, в процессе которой развиваются сенсорные способности детей и наглядно-действенное мышление.
Выполняя игровые задания с кинетическим песком, дети овладевают способами действий с предметами (нащупывание, украшение постройки, вырезание форм из песка, дополнение постройки деталями до полноты образа, отпечатки), выполняют конструктивные задания (составление целого из частей), а также учатся играть без предметов, создавая элементарные постройки из песка. Игра с песком доставляет ребёнку радость, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус. Процесс обучения на занятиях кружка «Волшебный песочек» не выступает как средство «отработки» технических навыков и умений, главное – познакомить ребёнка со способами и вариантами игр в песочнице, создать благополучный эмоциональный настрой на творческую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок применял опыт, приобретённый на занятиях кружка, и увлечённо играл во дворе в песочнице.
Проработав год по этой программе, мы с уверенностью можем сказать, что дети с радостью идут на кружок, ждут его с нетерпением. Игры в песочнице у ребят стали разнообразными. Заметно повысился уровень развития мелкой моторики. В игре дети научились договариваться и уступать друг другу. Обогатился и расширился словарный запас.
Взрослым необходимо с раннего дошкольного возраста заниматься развитием мелкой моторики рук малышей через организацию специальных игр и упражнений, а играя с ребёнком в кинетический песок, это стало сделать на много проще и интереснее. Для того чтобы родители знали в какие игры можно было поиграть с ребёнком дома, во дворе или в песочнице, как правильно подойти к вопросу развития мелкой моторики рук детей были изготовлены буклеты и листовки для родителей с играми и рекомендациями.
Литература:
- Сапожников О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — с.
- Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. — СПб.: Речь, 2007. — 208 с.