Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назарова, Н. П. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста / Н. П. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46625/ (дата обращения: 19.12.2024).



Быть здоровым, значит быть счастливым. Это осознание приходит к нам ни в детстве, а в большинстве случаев к моменту зрелости. Задача любого взрослого заботиться о здоровье детей, прививать подрастающему поколению потребность в здоровом образе жизни, быть достойным примером. Здоровье самая большая ценность для человека.

Работая в детском дошкольном учреждении, провожу педагогическую диагностику развития общих и специфических двигательных навыков у детей. Она включает в себя комплексный анализ: работа с медкартами, выявление группы здоровья и соответствующие примечания, заболеваемость детей за год; проведение физических тестов на определения уровня развития таких качеств как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость; наблюдение за наличием культурно-гигиенических навыков. Диагностика дает возможность понять, что всё больше растёт процент детей с плоскостопием и с нарушением развития опорно-двигательного аппарата, высок процент часто болеющих детей. Несомненно, чтобы улучшить ситуацию развития, в свою непосредственно-образовательную деятельность я включила здоровьесберегающие технологии. Один из наиболее значимых и важных моментов – использование здоровьесберегающих общеобразовательных физических упражнений. Основной материал беру из учебного пособия «Приобщение к физической культуре детей дошкольного возраста» под редакцией академика ГАН РАО Лебедева Ю. А., профессора Филипповой Л.В., кандидатов педагогических наук: Шилковой И. К., Ложенициной Е. В.. Исходя из теории: «Общеразвивающие упражнения являются основным звеном общей системы физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, соответствующего возрастным особенностям растущего организма. А также, для сознательного управления выполняемыми движениями и являются средством для оздоровления, укрепления организма» [3, 6]. Систематически воздействуя на крупные группы, средние и мелкие группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – это целая система специально разработанных движений для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разной амплитудой, скоростью, в разном темпе и ритме, с разным мышечным напряжением.

В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательной памяти, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных физических, двигательных навыков.

Очень важную роль играют общеразвивающие упражнения в формировании рефлекса правильной осанки. Благодаря таким упражнениям укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы [4, с. 68].

Проводя занятия и утренние зарядки, я обязательно использую музыкальное сопровождение. Музыка воздействует на настроение детей, создает у них определенное позитивное отношение к занятиям, влияет на выразительность и эмоциональность детских движений. В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный) движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спокойными. Мне очень нравится использовать музыкальные композиции Е. Железновой, особенно в младшем дошкольном возрасте. Являясь активным пользователем интернета, стараюсь находить детские композиции. Большую радость детям доставляют песни групп «Великан», «Талисман», «Барбарики», «Волшебники двора», различные композиции из мультфильмов.

В своей работе я использую упражнения для психомоторного развития дошкольников, опираюсь на разработки Л. А. Сиротюк, её практическое пособие «Двигательное развитие ребёнка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития». Прежде всего – это пальчиковые упражнения. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков Академии психологии наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Упражнения подразделяются для младших дошкольников и старших. Помимо пальчиковой гимнастики в своей работе с детьми я использую упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно использовать перекрёстные упражнения, такие как «Кулак-ребро-ладонь». Ребёнку показываю три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга. Вначале воспитанник выполняет вместе со взрослым, затем – по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Вначале выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот» [5, с. 40]. Недавно в свою практику я включила стретчинг, как одну из здоровьесберегающих технологий. Уровень физической подготовленности во многом определяет гибкость. Недостаточность гибкости усложняет и замедляет процесс усвоения двигательных навыков, ограничивая проявление силы, скоростных и координационных способностей, повышая вероятность возникновения травм двигательного аппарата занимающегося. Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Улучшение, развитие гибкости – основной эффект стретчинга. Увеличивая гибкость, мы созидаем хорошей осанки и грации, создаём условия для нормальной работы внутренних органов. На каждом занятии я стараюсь включать упражнения на растяжку.

С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Функция равновесия формируется к 12 годам и совершенствуется в процессе дальнейшей жизнедеятельности [1, 7]. Упражнения на развития равновесия я включаю в занятия с дошкольниками. Равновесие – сохранение необходимой позы человека в неподвижном или движущемся положении. Особо любимыми занятиями стали занятия в кружке «Привет, Фитбол!». Занятия с фитболами влияют на психоэмоциональное состояние занимающихся, способствуют формированию силы, ловкости, выносливости, координации движения. Эффективность воздействия, на организм занимающегося обусловлена свойством самого большого гимнастического мяча. Мы с детьми с удовольствием используем фитбол и в выполнении гимнастики, и для проведения подвижных игр, и для создания танцевальных композиций, сказочных постановок, используем как массажёр и предмет.

Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, а говоря о здоровьесберегающих технологиях, важно достойное место уделить подвижной игре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой [2, с. 100].Подвижные игры принято рассматривать как средство упражнения детей в ходьбе, беге, прыжках и других видах движений. Но задача подвижных игр состоит не только в удовлетворении потребности ребёнка в движении. Движения ребёнка необходимо воспитывать.

П. Ф. Лесгафт, создавший систему физического воспитания, среди других средств рекомендует и подвижные игры. Говоря о работе с детьми дошкольного возраста, он указывал на преимущество игры перед упражнениями, считая их материалом наиболее доступным, понятным для детей вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Лесгафт видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал её сложным действием, упражнением более высокого порядка, нежели отдельные гимнастические упражнения; лучшим средством воспитания личности ребёнка. Особо он подчёркивал тот факт, что игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы [6, с. 79]. Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение и в современных научных исследованиях, в частности в работе А.В. Запорожца, и подтверждаются практикой.

Многие исследователи (В. Г. Барбаш, О. И. Кокорева, Т. И. Осокина, Н. В. Полтавцева, Е. В. Сагайдачная, Э. Я. Степаненкова, Е. А. Тимофеева) констатируют тот факт, что подвижная игра – средство гармоничного развития и воспитания ребёнка, управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине 19 века в работах П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, позднее Е. Н. Водовозовой, и других подчёркивалось первостепенное значение подвижных игр как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребёнка. В создании теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Это А. А. Леонтьев, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Рассмотрим их классификацию.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с ним. Игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, определяющими последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движения и их последовательность [7, с. 200]. При отборе игр, способствующих физическому воспитанию дошкольников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым подразумевается, прежде всего, сюжет, тема, правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет её образовательную значимость, игровые действия детей. От него зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Я хочу попробовать рассмотреть многообразие подвижных игр с точки зрения их социальной «полезности». Несомненно, любое дошкольное учреждение должно способствовать социальной адаптации ребёнка. Выделим основные позиции, на которые следует обращать внимание. Призыв нашего президента В. В. Путина «Здоровый ребёнок – здоровая нация, здоровая нация – здоровое, богатое государство» [8, с.30]. В подавляющем большинстве, начиная с дошкольного возраста, малыши страдают дефицитом движений. Поэтому двигательная активность выходит на первый план. Подвижная игра способна побуждать детей дошкольного возраста к движению. Итак, первая позиция нашей классификации:

– Подвижные игры как средство повышения двигательной активности. Говоря о социальной значимости подвижной игры, нельзя не сказать о её возможности сближать детей, учить их общаться, дружить. Помогать индивидуализировать способности каждого.

– Подвижная игра как форма общения. Существует множество игр и у большинства из них есть правила, которые необходимо соблюдать. В игре мы приучаем действовать соответственно заданному, т.е. приучаем к определённым нормам, законам, к порядку. Без чего наше общество немыслимо.

– Подвижные игры с правилами. Например, «Играй и порядок соблюдай!» Подвижные игры с сюжетами, несущие определённый смысл и дающие знания ребёнку об окружающем мире, новые сведения из разных областей общественного бытия.

– Подвижная игра как средство познания нового. Подвижные игры в жизни дошкольника имеют огромную ценность. Оздоровительная ценность подвижной игры определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Активизируются физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, деятельность центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Укрепляется костно-мышечная система, улучшается подвижность суставов, эластичность мышц и связок [4, с. 70]. Создаются условия для повышения работоспособности. Усиливается неспецифическая сопротивляемость детского организма. Благодаря положительным эмоциям, испытываемым игроками в процессе подвижной игры, улучшается их субъективное состояние – повышается самочувствие, активность, настроение.

В заключении хотелось бы обратиться к педагогам с предложением: находить время для включения в свою деятельность здоровьесберегающих технологий, которые очень необходимы подрастающему поколению, делать это систематически и интересно

Литература:

  1. Баранов А. С. Состояние здоровья детей дошкольного возраста // Здоровье дошкольника. 2009. № 4. – 4-8 с.
  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР М.: «Просвещение» 1988. – 239 с.
  3. Приобщение к физической культуре детей дошкольного возраста. Под редакцией академика ГАН РАО Лебедева Ю. А., профессора Филиппова Л. В., кандидатов педагогических наук: Шилковой И. К., Ложенициной Е. В. М.: «Просвещение», 1998
  4. Седловская И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольника. // Инструктор по физкультуре 2012 №5 – 67-71 с.
  5. Сиротюк Л. А. Упражнения для психомоторного развития дошкольника. Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2008. – 60 с.
  6. Сорокина А. И. Игры с правилами в детском саду. – М., «Просещение»,1970 – 183 с.
  7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: 5-7 лет/ пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика Синтез, 2000. – 256 с.
  8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. // Инструктор по физкультуре. 2011. №3 – 26-32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подвижная игра, дошкольный возраст, игра, упражнение, ребенок, двигательная активность, здоровая нация, подрастающее поколение, правая рука, физическое воспитание.


Задать вопрос