В статье представлен опыт работы по организации и проведению физкультурных досугов, праздников и соревнований, как эффективного средства реализации двигательного опыта старших дошкольников. Представлены рекомендации по составлению оптимального двигательного режима в условиях ДОУ, раскрыты задачи, тематика и особенности организации физкультурных досугов и праздников.
Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие.
Прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне. Так, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы», в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Не многие понимают, что под понятием «здоровье» подразумевается отличное самочувствие и большой запас прочности с молодости до старости. А ведь именно к такому состоянию нужно стремиться каждому из нас.
Здоровый ребенок дошкольного возраста, как любят говорить педиатры, – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Однако здоровье не существует само по себе, оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. «Мера» здоровья у всех разная, а поэтому для поддержания и укрепления здоровья требуется разное количество и качество усилий.
По данным исследований, 75% болезней взрослого человека закладываются в детстве. Поэтому вопросам физического развития, формирования у ребенка основ культуры здоровья следует уделять как можно больше внимания, начиная с детского возраста.
Одной из важнейших проблем в настоящее время является гипокинезия, т.е. недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствия двигательной нагрузки, пристрастия к играм статического характера (в т.ч. компьютерным), негативного отношения к физической культуре. В результате гипокинезии снижается тренированность мышц, нарушаются мышечный тонус и осанка, происходит задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
– охрана и укрепление здоровья детей;
– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
– создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
– воспитание потребности в здоровом образе жизни;
– обеспечение физического и психического благополучия.
В работах Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Ноткиной, Т. И. Осокиной, М. А. Руновой, В. А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников, так как именно в эти годы происходит становление двигательной деятельности, совершенствуются функции организма ребенка, развивается нервная система.
Один из ведущих детских физиологов Ю. М. Змановский предлагает следующие рекомендации по рациональной организации двигательной деятельности:
- Преобладание в первую очередь беговых циклических упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
- Целесообразность частой смены упражнений при многократной повторяемости одного упражнения, предпочтительна многовариативность.
- Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. Это возможно и легко доступно детям при условии руководства взрослого.
- Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования.
- Выполнение движений должно быть легким и красивым. Это возможно лишь при руководстве взрослого и при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку.
- Занятия должны проводиться ежедневно подготовленными специалистами при участии воспитателя (либо воспитателем).
- Моторная плотность должна составлять 80%, для прогулок 60%.
По мнению ученых, необходимо создавать такие условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья, при этом учитываются результаты медико-педагогических комиссий, группа здоровья и определяется группа физкультуры. Вот пример планирования движений для детей подготовительной группы в соответствии с нормой их естественной потребности в движении.
Утренняя гимнастика до занятий – 8-10 минут.
Физкультминутки на каждом занятии – 2-4 минуты.
Игры и упражнения между занятиями – 8-18 минут.
Подвижные игры на прогулке – 30-40 минут.
Физкультурное занятие (НОД) или занятие в спортивной секции – 30-35 минут.
Самостоятельная двигательная деятельность с различными физкультурными пособиями: утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке – 50 мин.
Бодрящие, корригирующие, тактильные гимнастики после сна – 8-10 минут.
Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался и контролировался воспитателем и инструктором физической культуры.
Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт двигательных навыков.
Наиболее эффективными и популярными формами активного отдыха являются физкультурные праздники и досуги, которые позволяют успешно реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Не случайно педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений уделяют пристальное внимание поиску эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, внедрению инновационных предложений, привлечению семьи, специализированных спортивных и образовательных школ.
В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются физкультурные досуги и праздники. Намечается тематика физкультурных досугов и праздников, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов и праздников исходили из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности. По решению задач, хотелось бы выделить 4 группы физкультурных праздников и досугов.
|
Темы досугов |
Задачи |
Физкультурно-музыкальные досуги |
«Масленица» «Наша Армия сильна» «Моя спортивная мама» «Двигательная сказка» «Папа, мама, я – спортивная семья» |
способствовать всестороннему физическому развитию и совершенствованию функций организма; разнообразить взаимодействие родителей и детей; привлечь родителей к участию в совместных физкультурных мероприятиях; повысить интерес родителей к двигательным потребностям ребенка. |
Физкультурно- познавательные досуги |
«Таинственный остров» «Лесные путешественники» «Чудо-урожай» «Цветик-семицветик» «В гостях у сказки» «Море и моряки» «Мой друг Светофор» «Пожарные на ученье». |
способствовать осознанному отношению детей к выполнению упражнений, способах охраны жизни и укрепления собственного здоровья; формировать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, привлекать к занятиям спортом; развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость); повышать активность и общую работоспособность. |
Оздоровительные досуги |
«Дружно мы идем в поход» «День туриста» «Праздник Нептуна» «Солнце, воздух и вода» «Остров Здоровья» «В гостях у Айболита». |
обучать способам охраны жизни и укрепления собственного здоровья детей; приобщать к природным и климатическим условиям жизни; создавать благоприятные условия для закаливания организма, использовать естественные силы природы для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста; способствовать положительному влиянию на эмоциональное состояние детей; всесторонне развивать организм и совершенствовать функциональные системы. |
Праздники – соревнования |
«Веселые старты» «Малые Олимпийские Игры» «Олимпийские Надежды» «Шашечные турниры» «Фестиваль ГТО» «Веселые старты». |
способствовать реализации двигательных умений и навыков; обеспечить условия для демонстрации и поощрения двигательных успехов детей; продолжать формировать интерес детей к занятиям физкультурой и спортом; создавать условия для положительно-эмоционального комфорта; воспитывать морально-волевые качества (смелость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность, чувство товарищества, коллективизма). |
В течение года важно чередовать разные виды физкультурных досугов (сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, двигательный калейдоскоп и т.д.), место проведения как на воздухе, так и в помещении в зависимости от времени года и погодных условий. В сюжет могут быть включены персонажи из знакомых сказок и книг, с воспитателями групп обговариваются поощрения (эмблемы, открытки, угощение, наклейки и т.д.).
Организация физкультурных праздников и соревнований требует большой предварительной подготовки всего педагогического коллектива, детей и родителей, так как это зрелищные массовые мероприятия, которые привлекают многочисленных зрителей и служат мощным средством пропаганды и популяризации физкультуры и спорта. При подготовке праздников и соревнований необходимо учитывать следующие особенности:
– выбор темы праздника. Тема праздника, соревнования посвящается знаменательным датам или выдающимся событиям (Зимние и Летние Олимпийские Игры, Чемпионат Мира по Футболу, Годовщина Победы в Сталинградской битве и т.п.);
– определение цели и задач (образовательные, воспитательные, оздоровительные);
– разработка положения, сценария. Определяются творческая группа по подготовке к празднику или соревнованиям, судейская бригада, требования и критерии судейства. Программа праздника, соревнования составляется с учётом программного материала, возраста, уровня подготовленности, режима дня дошкольников, соблюдения правил гигиены. В сценарий праздников и соревнований включаются показательные и музыкальные номера, стихи детей, загадки, хороводные игры, речёвки, кричалки и аттракционы для зрителей, такое чередование различных видов деятельности дает возможность отдыха между эстафетами, конкурсами и удерживает интерес всех участников.
– место проведения праздника, соревнований. Соблюдение правил безопасности жизни в зале и на воздухе. Праздничное красочное оформление: шары, ленты, баннеры, флажки, цветы, детские рисунки и плакаты.
Методически правильно составленный сценарий, красочное оформление зала или места праздника, музыкальное сопровождение всего праздника – создают положительную эмоциональную атмосферу для психологического благополучия, определенный духовный настрой, оказывают влияние на развитие умственных способностей, нравственности, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и совершенствованию навыков, но и благотворно влияют на детскую психику. Положительный эмоциональный заряд, полученный на физкультурных досугах, праздниках, соревнованиях побуждает детей выполнять все более новые и сложные движения.
Физкультурные досуги, праздники и соревнования в полной мере реализуют двигательные потребности детей старшего дошкольного возраста, помогают выявлять способности к занятиям спортом, повышают интерес родителей в дальнейшем развитии ребенка.
Результативность:
– повысилась заинтересованность детей и родителей в систематических занятиях физкультурой и спортом. Кружки оздоровительной и спортивной направленности посещают 57% дошкольников МДОУ;
– выпускники МДОУ д/с № 63 продолжают заниматься спортом, имеют спортивные успехи и достижения;
– дошкольники МДОУ вместе с родителями активно принимают участие во Всероссийских и городских физкультурных акциях: «Кросс Наций», «Лыжня России», сдача норм «Комплекса ГТО», «Веселые старты во дворе»;
– МДОУ д/с № 63 «Звездочка» – призеры областного этапа ХІІ Всероссийской Акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;
– команда дошкольников МДОУ заняла ІІІ место в городских соревнованиях «Малые Олимпийские Игры» в 2016 г., 2017 г.;
– команда дошкольников МДОУ д/с №63 – победитель в комбинированной эстафете, прыжках в длину, призер в метании мяча, беге на 30 м. в 2016 г., призеры в беге на 30 м., комбинированной эстафете в 2017 г. в «Фестивале ГТО» в рамках сетевого взаимодействия между д/с № 53, 63, 79, 94, 98, 102.
– «Фестиваль ГТО» является инновационным продуктом и представляет практическую значимость для системы образования. Соревнования являются переходным звеном между детским садом и школой, физкультурно-оздоровительной формой внедрения Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО.
– ежегодное участие в городских соревнованиях в рамках фестиваля «ДРОЗД» среди воспитанников ДОУ «Стартуем вместе – будем здоровы!» По результатам 2016 года команды МДОУ № 63 вошла в 6 лучших, по результатам 2017 года в 5 лучших.
Литература:
- Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду пособие для работников дошкольных учреждений / З. Ф. Аксенова – М. ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Алексеева А. М. Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольном образовательном учреждении / А. М. Алексеева – Ростов н/Дону, Феникс, 2005. – 224 с.
- Власенко О. П. Лето красное звонче пой / О. П. Власенко Сборник летних праздников для дошкольников. Волгоград, Учитель; 2007. – 140 с.
- Доскин В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2003. – 110с.
- Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б., Воробьева О. И. Спортивные праздники и развлечения, СЦЕНАРИИ, старший дошкольный возраст / В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева, М. Б. Зацепина, О. И. Воробьева – М.: АРКТИ, 2001, с. 72.
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1998. – 88 с.
- Сапего С. Н. Спортивные праздники в детском саду / С. Н. Сапего – М.: АСТ; Донецк: 2007. – 94 с.