Программа дополнительного образования для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации 2 года
Паспорт программы
Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Заказчик программы: МДОУ №54 « Берёзка».
Составитель программы: Воспитатель МДОУ №54 «Берёзка» Кузьмина Александра Ильинична
Цель программы:
Создание условий для формирования духовной основы высоконравственного поведения в будущем, через общее духовное просвещение.
Сроки реализации программы: 2 года.
Исполнитель программы: воспитатель МДОУ №54 «Берёзка» Кузьмина Александра Ильинична
Руководители программы: Заведующий МДОУ №54 «Берёзка» Ерохина Е. В., старший воспитатель Соболева Е. В.
Пояснительная записка.
Новизна программы.
Программа предлагает детям и наставникам открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.
Программа научит ребёнка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и значительно уточнит его восприятие и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений. В целом же «Философию для детей» можно считать одним из направлений гуманной педагогике, цель которой – комплексное воспитание гармоничного и культурного человека.
Актуальность программы.
Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это нетрудно увидеть по его поведению, отношению к окружающим, чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его недопустимая халатность со стороны педагога. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает ребенка к человечности и культурным проявлениям.
Не секрет, что дети получают крайне разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения, «учителем» является жизнь, ближайшее окружение (и не всегда положительное и конструктивное), а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен. Жизненную направленность и судьбу каждого во многом определяют родители и педагоги, но далеко не все родители воспитанников способны развивать в своих детях стремление к красоте, воспитывать их внутреннюю культуру и благородство души. Воспитание постепенно приобретает насильственно-принудительный и карающий характер. Родителями нередко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от своего ребенка обдуманное поведение, а также красоту и разумность в мыслях и чувствах.
Многомесячное, планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему, объясняя сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. В большей своей степени это под силу только специалистам-педагогам, воспитателям. Поэтому основная задача восполнить пробел родительского воспитания, создать условия для духовно-нравственного становления детей, используя профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание детей, упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений.
Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра и других нравственных категорий, вдохновить их на действенное стремление и служение красоте можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный, наполненный чудесами и возможностями, сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Без рассмотрения скрытых основ жизни, лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед детьми причин, возможных последствий и Громадный объем преподаваемых детям сухих, безжизненных знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем и которые могли бы напитать и отогреть душу. Прежде чем взводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте. Без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в 21 веке мир и порядок по-прежнему держится страхом перед наказанием, значит, что-то было не вложено в души людей. Значит под внешним приличием и образованностью нередко срывается духовная и нравственная пустота. Укоренение в воспитанниках духа нравственности, человеколюбия, формирования отношения к ним как важнейшим ценностям общества способствует более эффективной работе учреждения, влияет на успешное воспитание и социализацию детей.
Следует отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны и размещены в определенной последовательности.
Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем дают смысл самосовершенствования через ее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребенку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребенку.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования духовной основы высоконравственного поведения в будущем, через общее духовное просвещение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- учит видеть, ценить красоту и избегать безобразия;
- способствовать совершенствованию через духовное просвещение;
- раскрыть значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, которых берет начало все созидательное и благое;
– формировать правила нравственного поведения, помочь ребенку разобраться в проявлениях добра и зла;
– раскрыть значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем его мире.
– учить правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности;
– знакомить ребенка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути;
– расширить понятийный аппарат и словарный запас детей.
Сроки реализации программы.
Два года (Одно занятие в неделю. 36 занятий в год.)
Механизм реализации программы.
Программа включает в себя семь блоков групповых занятий.
- Блок занятий «Беседы о красоте»
Цель: научить видеть и ценить красоту и избегать безобразия
- Блок занятий «Беседы о Высшем»
Цель: способствовать совершенствованию через духовное просвещение.
- Блок занятий «Беседы о сердце и любви»
Цель: раскрыть значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое.
- Блок занятий «Беседы о воле»
Цель: раскрыть значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования.
- Блок занятий «Беседы о нравственности»
Цель:научить правилам нравственного поведения, помочь детям разобраться в проявлениях добра и зла.
- Блок занятий «Беседы о мышлении»
Цель: научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни.
7. Блок занятий: «Беседы о Мудром»
Цель: познакомить ребенка с жизненным опытом человечества.
Целевая группа.
Первичная целевая группа: Воспитанники от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы) МДОУ д/с №54 «Берёзка».
Вторичная целевая группа: Родители и законные представители, чьи дети посещают МДОУ д/с №54 «Берёзка», обратившиеся за консультативной помощью к воспитателям.
Кадровое обеспечение программы
№ |
Специалист |
Функции |
1 |
Старший воспитатель МДОУ №54 «Берёзка» Е. В. Соболева |
Осуществляет управление программой; делегирует функции, полномочия, права и ответственность за достижение результатов деятельности; разрабатывает и применяет специальные стандарты качества реализации составляющих проект процессов, владеет технологиями повышения эффективности программ деятельности и поведения человека и группы (в сферах конструктивного общения, эффективной деятельности, творчества) и оказывает по данным вопросам консультативную помощь; обучает технологиям разработки и реализации программ и проектов. |
2 |
Воспитатель МДОУ № 54 «Берёзка» А. И. Кузьмина |
Разрабатывает содержание и форму типового мероприятия и занятия, составляет план подготовки, проводит диагностические процедуры, непосредственно реализует групповые занятия и мероприятия с воспитанниками, представляет и анализирует результаты их проведения, организационно обеспечивает площадку предстоящей деловой коммуникации, создания и презентации информационного продукта. Оказывает консультативную помощь родителям и законным представителям воспитанников. |
План – сетка реализации программы
№ |
Тема занятия |
Сроки проведения занятия |
Ответственный |
1 |
«Что такое красота и для чего она нужна» |
1 год, сентябрь, 1 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» |
2 год, сентябрь, 1 неделя |
||
2 |
«Гармония – основа красоты и созидания» |
1 год, сентябрь, 2 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Что посеешь, то и пожнёшь» |
2 год, сентябрь, 2 неделя |
||
3 |
«Умение чувствовать красоту» |
1 год, сентябрь, 3 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Старайся видеть хорошее в других» |
2 год, сентябрь, 3 неделя. |
||
4 |
«О красоте внутренней и внешней» |
1 год, сентябрь, 4 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Доброжелательность и дружелюбие» |
2 год, сентябрь, 4 неделя. |
||
5 |
Красота настоящая и обманчивая. |
1 год, октябрь, 1 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Вред от зломыслия, злословии, ругани» |
2 год, октябрь, 1 неделя. |
||
6 |
«Культура – красота, создаваемая человеком» |
1 год, октябрь, 2 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Злорадство, злонамеренность, коварство» |
2 год, октябрь, 2 неделя. |
||
7 |
«Возвышенное и низменное в человеке» |
1 год, октябрь, 3 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«О милосердии и сострадании» |
2 год, октябрь, 3 неделя. |
||
8 |
Мечты о прекрасном. |
1 год, октябрь, 4 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Осуждение и нетерпимость» |
2 год, октябрь, 4 неделя. |
||
9 |
«Красота мечтаний о будущем и новом» |
1 год ноябрь 1 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«О полезности прощения» |
2 год ноябрь 1 неделя. |
||
10 |
Видимое и невидимое вокруг нас. |
1 год ноябрь 2 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Месть и ненависть» |
2 год ноябрь 2 неделя. |
||
11 |
«Необычное и непонятное в жизни людей» |
1 год ноябрь 3 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Грубость и жестокость» |
2 год ноябрь 3 неделя. |
||
12 |
«О доверии, вере и сомнении» |
1 год ноябрь 4 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Забота о других, чувство долга и ответственности» |
2 год ноябрь 4неделя. |
||
13 |
«Бог – любовь, объединяющая и создающая жизнь» |
1 год декабрь 1 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Вежливость – важное средство примирения людей» |
2 год декабрь 1 неделя. |
||
14 |
«Душа частица Бога – человеческая душа» |
1 год декабрь 2 неделя. |
Кузьмина А.И. |
Искренность, честность, прямота. |
2 год декабрь 2 неделя. |
||
15 |
«Кто такие ангелы» |
1 год декабрь 3 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Лживость, вранье, обман» |
2 год декабрь 3 неделя. |
||
16 |
«Молитва – возвышенное общение, улучшающее человека» |
1 год декабрь 4 неделя. |
Кузьмина А.И. |
«Лицемерие, двуличие, неискренность» |
2 год декабрь 4 неделя. |
||
17 |
«Единство религий – учений о путях, ведущих к богу» |
1 год январь 1неделя |
Кузьмина А.И. |
«Высокомерие, зазнайство, честолюбие» |
2 год январь 1 неделя |
||
18 |
Жизнь души и тела. |
1 год январь 2 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Надёжность, верность, преданность» |
2 год январь 2 неделя |
||
19 |
Сердце и ум человека. |
1 год январь 3 неделя |
Кузьмина А.И. |
Признательность и благодарность – благородство души. |
2 год январь 3 неделя |
||
20 |
«Совесть – учитель человека» |
1 год январь 4 неделя |
Кузьмина А.И. |
«О щедрости и жадности» |
2 год январь 4 неделя |
||
21 |
«Богатства человеческого сердца» |
1 год февраль 1 неделя |
Кузьмина А.И. |
«О справедливости и несправедливости» |
2 год февраль 1 неделя |
||
22 |
«Лед бессердечия и бездушия» |
1 год февраль 2 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Упрямство в плохом – самое глупое качество» |
2 год февраль 2 неделя |
||
23 |
«Любовь – самое прекрасное чувство человека» |
1 год февраль 3 неделя |
Кузьмина А.И. |
«Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма» |
2 год февраль 3 неделя |
||
24 |
«Человечность и человеколюбие» |
1 год февраль 4 неделя |
Кузьмина А.И. |
«О значение мысли и о качестве мышления» |
2 год февраль 4 неделя |
||
25 |
«Эгоизм и себялюбие – испорченная любовь» |
1 год март 1 неделя |
Кузьмина А.И |
«Контроль над мышлением и его очищение» |
2 год март 1 неделя |
||
26 |
«Сила материнской любви» |
1 год март 2 неделя |
Кузьмина А.И |
«Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений» |
2 год март 2 неделя |
||
27 |
«Дружба и умение быть другом» |
1 год март 3 неделя |
Кузьмина А.И |
«Воображение – важное творчество ума и его движущая сила» |
2 год март 3 неделя |
||
28 |
«Воля – особая внутренняя сила человека» |
1 год март 4 неделя |
Кузьмина А.И |
Ученье свет, а не ученье тьма. |
2 год март 4 неделя |
||
29 |
Слабоволие и безволие – внутренняя слабость человека. |
1 год апрель 1 неделя |
Кузьмина А.И |
Благо любознательности и вред невежества. |
2 год апрель 1 неделя |
||
30 |
Устремление – умение собрать волю воедино. |
1 год апрель 2 неделя |
Кузьмина А.И |
Преодолевая трудности, человек растёт. |
2 год апрель 2 неделя |
||
31 |
«Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях» |
1 год апрель 3 неделя |
Кузьмина А.И |
Уважение к свободе мнения и выбору других. |
2 год апрель 3 неделя |
||
32 |
«Собранность, сосредоточение и терпение, развивающие волю» |
1 год апрель 4 неделя |
Кузьмина А.И |
Вред о повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем. |
2 год апрель 4 неделя |
||
33 |
«Стойкость, упорство и настойчивость – твёрдость воли» |
1 год май 1 неделя |
Кузьмина А.И |
Свободный выбор между добром и злом. |
2 год май 1 неделя |
||
34 |
«Уравновешенность, спокойствие, сдержанность. |
1 год май 2 неделя |
Кузьмина А.И |
Суровое и справедливое добро. |
2 год май 2 неделя |
||
35 |
«Трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья» |
1 год май 3 неделя |
Кузьмина А.И |
О вредных привычках и о борьбе с ними. |
2 год май 3 неделя |
||
36 |
Инициативность и энтузиазм – горение души и воли |
1 год май 4 неделя |
Кузьмина А.И |
О страхах и о том как их победить. |
2 год май 4 неделя |
Работа с воспитанниками проводится в форме бесед-занятий продолжительностью: старшая группа – 25 мин, подготовительная группа – 30 минут. Каждая беседа-занятие условно разделена на две части.
Первая часть – это программа беседы с заготовленным набором кратких тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания. Затем проводиться беседа, которая сопутствует теме и полнее ее раскрывает с пояснениями и примерами для ребят.
Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких, динамичных и доходчивых произведений – миниатюр по обсуждаемой теме. После прочтения содержание текста анализируется, для усвоения и закрепления материала ребятам задаются вопросы по произведению. Часть вопросов намеренно выводит детей за рамки сюжета произведения и таким образом помогает им найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.
В ходе реализации программы проводится первичная, итоговая и промежуточные (поблочно) диагностики. Диагностики проводятся в форме интервью, творческих заданий, решения ситуаций.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы
В реализации программы принимают участие старший воспитатель МДОУ № 54 «Берёзка» – для оказания (по необходимости) консультативной и методической помощи; воспитатель – основной исполнитель программного содержания.
Материально-технические ресурсы
В ходе реализации программы используются помещения и оборудование МДОУ №54 «Берёзка»: мебель, аудио и видео аппаратура, флипчат, канцелярские принадлежности.
Схема управления программой
Руководитель учреждения. |
Старший воспитатель |
Составитель программы. |
Родители воспитанников. |
Целевая аудитория. |
Формы работы с детьми:
1. Познавательные беседы
2. Интегрированные занятия в форме игры – путешествия, игры – открытия.
3. Комплексные занятия
Формы работы с родителями:
Открытие занятия
Наглядная информация для родителей: буклеты по темам, ширмы.
Совместное проведение занятий.
Фотовыставки по проведению занятий.
Формы организации занятий:
Групповая.
Подгрупповая.
Ожидаемые результаты (критерии оценки).
В результате реализации программы дети:
- сформируют представление о сущности понятий таких человеческих чувств и качеств как красота, гармония, дружба, бессердечие и бездушие, человечность и человеколюбие, доброжелательность и дружелюбие, злорадство, злонамеренность, коварство, милосердие и сострадание, вежливость, лживость, вранье, обман.
- сформируют представления об общепринятых этических нормах во взаимоотношениях с другими людьми.
- научатся оценивать свои поступки, сравнивать свое поведение с поведением других; открыто высказывать свое мнение и суждения по теме.
- научаться видеть и ценить красоту, отличать добро от зла, хорошее от плохого.
- осмыслят значимость нравственного поведения на комфортность и успешность сосуществования их в обществе.
Мониторинговые и оценочные процедуры, в ходе реализации программы, будут представлены в виде результатов первичной, итоговой и промежуточной диагностик по следующим критериям:
Критерии эффективности |
Средства и процедуры оценки |
Степень . усвояемости сущности программных понятий (понятийный аппарат) |
Проведение письменного опроса; интервью, анкетирования и модифицированной методике «Незаконченное предложение» |
- ответственность |
Для определения уровня нравственности воспитанников группы, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и педагоги, и каждый воспитанник группы. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов} в каждой группе “экспертов” (педагоги и воспитанники группы), затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей). |
- честность |
|
- самоуважение |
|
- доброта |
|
- способность к состраданию |
|
- готовность прийти на помощь |
|
- доброжелательность |
|
- стремление к миру |
|
- стремление к красоте |
|
- выбор жизненных ориентиров |
Критерии нравственной воспитанности
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека/осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Вез нравственных чувств добрый человек не состоится.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Диагностика определения уровня нравственности воспитанников группы.
Инструкция: Для определения уровня нравственности воспитанников группы, исследуемые качества оцениваются по пятибальной шкале. Опенку могут давать и педагоги, и каждый воспитанник группы. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (педагоги и воспитанники группы). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей). Данную диагностику проводят как первичную перед началом работы по программе, а затем как итоговую но окончании работы по программе.
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ответственность |
||||||
честность |
||||||
самоуважение |
||||||
доброта |
||||||
способность к состраданию |
||||||
готовность прийти на помощь |
||||||
доброжелательность |
||||||
стремление к миру |
||||||
стремление к красоте |
||||||
выбор жизненных ориентиров |
.. ! |
|
||||
ИТОГО баллов: |
||||||
Средний балл |
||||||
Результаты диагностики: чем выше средний балл, тем выше уровень толерантности воспитанников группы. Данная диагностика может использоваться как для определения индивидуального, так и группового уровня толерантности воспитанников.
Литература:
- Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. М. А. Адрианов. – Минск: Современная школа, 2008.
- Нравственное воспитание в детском саду. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник – Москва, «Мозаика-Синтез», 2008.
- О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. Л. И. Божович – М.: Просвещение, 1975.