Формирование духовной основы высоконравственного поведения в будущем, через общее духовное просвещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузьмина, А. И. Формирование духовной основы высоконравственного поведения в будущем, через общее духовное просвещение / А. И. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 104-112. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46627/ (дата обращения: 19.12.2024).



Программа дополнительного образования для детей 5 – 7 лет.

Срок реализации 2 года

Паспорт программы

Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Заказчик программы: МДОУ №54 « Берёзка».

Составитель программы: Воспитатель МДОУ №54 «Берёзка» Кузьмина Александра Ильинична

Цель программы:

Создание условий для формирования духовной основы высоконравственного поведения в будущем, через общее духовное просвещение.

Сроки реализации программы: 2 года.

Исполнитель программы: воспитатель МДОУ №54 «Берёзка» Кузьмина Александра Ильинична

Руководители программы: Заведующий МДОУ №54 «Берёзка» Ерохина Е. В., старший воспитатель Соболева Е. В.

Пояснительная записка.

Новизна программы.

Программа предлагает детям и наставникам открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.

Программа научит ребёнка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и значительно уточнит его восприятие и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений. В целом же «Философию для детей» можно считать одним из направлений гуманной педагогике, цель которой – комплексное воспитание гармоничного и культурного человека.

Актуальность программы.

Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это нетрудно увидеть по его поведению, отношению к окружающим, чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его недопустимая халатность со стороны педагога. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает ребенка к человечности и культурным проявлениям.

Не секрет, что дети получают крайне разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения, «учителем» является жизнь, ближайшее окружение (и не всегда положительное и конструктивное), а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен. Жизненную направленность и судьбу каждого во многом определяют родители и педагоги, но далеко не все родители воспитанников способны развивать в своих детях стремление к красоте, воспитывать их внутреннюю культуру и благородство души. Воспитание постепенно приобретает насильственно-принудительный и карающий характер. Родителями нередко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от своего ребенка обдуманное поведение, а также красоту и разумность в мыслях и чувствах.

Многомесячное, планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему, объясняя сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. В большей своей степени это под силу только специалистам-педагогам, воспитателям. Поэтому основная задача восполнить пробел родительского воспитания, создать условия для духовно-нравственного становления детей, используя профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание детей, упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений.

Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра и других нравственных категорий, вдохновить их на действенное стремление и служение красоте можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный, наполненный чудесами и возможностями, сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Без рассмотрения скрытых основ жизни, лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед детьми причин, возможных последствий и Громадный объем преподаваемых детям сухих, безжизненных знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем и которые могли бы напитать и отогреть душу. Прежде чем взводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте. Без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в 21 веке мир и порядок по-прежнему держится страхом перед наказанием, значит, что-то было не вложено в души людей. Значит под внешним приличием и образованностью нередко срывается духовная и нравственная пустота. Укоренение в воспитанниках духа нравственности, человеколюбия, формирования отношения к ним как важнейшим ценностям общества способствует более эффективной работе учреждения, влияет на успешное воспитание и социализацию детей.

Следует отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны и размещены в определенной последовательности.

Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем дают смысл самосовершенствования через ее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребенку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребенку.

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования духовной основы высоконравственного поведения в будущем, через общее духовное просвещение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- учит видеть, ценить красоту и избегать безобразия;

- способствовать совершенствованию через духовное просвещение;

- раскрыть значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, которых берет начало все созидательное и благое;

– формировать правила нравственного поведения, помочь ребенку разобраться в проявлениях добра и зла;

– раскрыть значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем его мире.

– учить правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности;

– знакомить ребенка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути;

– расширить понятийный аппарат и словарный запас детей.

Сроки реализации программы.

Два года (Одно занятие в неделю. 36 занятий в год.)

Механизм реализации программы.

Программа включает в себя семь блоков групповых занятий.

  1. Блок занятий «Беседы о красоте»

Цель: научить видеть и ценить красоту и избегать безобразия

  1. Блок занятий «Беседы о Высшем»

Цель: способствовать совершенствованию через духовное просвещение.

  1. Блок занятий «Беседы о сердце и любви»

Цель: раскрыть значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое.

  1. Блок занятий «Беседы о воле»

Цель: раскрыть значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования.

  1. Блок занятий «Беседы о нравственности»

Цель:научить правилам нравственного поведения, помочь детям разобраться в проявлениях добра и зла.

  1. Блок занятий «Беседы о мышлении»

Цель: научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни.

7. Блок занятий: «Беседы о Мудром»

Цель: познакомить ребенка с жизненным опытом человечества.

Целевая группа.

Первичная целевая группа: Воспитанники от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы) МДОУ д/с №54 «Берёзка».

Вторичная целевая группа: Родители и законные представители, чьи дети посещают МДОУ д/с №54 «Берёзка», обратившиеся за консультативной помощью к воспитателям.

Кадровое обеспечение программы

Специалист

Функции

1

Старший воспитатель МДОУ №54 «Берёзка» Е. В. Соболева

Осуществляет управление программой; делегирует функции, полномочия, права и ответственность за достижение результатов деятельности; разрабатывает и применяет специальные стандарты качества реализации составляющих проект процессов, владеет технологиями повышения эффективности программ деятельности и поведения человека и группы (в сферах конструктивного общения, эффективной деятельности, творчества) и оказывает по данным вопросам консультативную помощь; обучает технологиям разработки и реализации программ и проектов.

2

Воспитатель МДОУ № 54 «Берёзка» А. И. Кузьмина

Разрабатывает содержание и форму типового мероприятия и занятия, составляет план подготовки, проводит диагностические процедуры, непосредственно реализует групповые занятия и мероприятия с воспитанниками, представляет и анализирует результаты их проведения, организационно обеспечивает площадку предстоящей деловой коммуникации, создания и презентации информационного продукта. Оказывает консультативную помощь родителям и законным представителям воспитанников.

C:\Users\User_VS\Desktop\Кузьмина\философия.JPG

План – сетка реализации программы


Тема занятия

Сроки проведения занятия

Ответственный

1

«Что такое красота и для чего она нужна»

1 год, сентябрь,

1 неделя

Кузьмина А.И.

«Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»

2 год, сентябрь,

1 неделя

2

«Гармония – основа красоты и созидания»

1 год, сентябрь,

2 неделя

Кузьмина А.И.

«Что посеешь, то и пожнёшь»

2 год, сентябрь,

2 неделя

3

«Умение чувствовать красоту»

1 год, сентябрь,

3 неделя.

Кузьмина А.И.

«Старайся видеть хорошее в других»

2 год, сентябрь,

3 неделя.

4

«О красоте внутренней и внешней»

1 год, сентябрь,

4 неделя.

Кузьмина А.И.

«Доброжелательность и дружелюбие»

2 год, сентябрь,

4 неделя.

5

Красота настоящая и обманчивая.

1 год, октябрь,

1 неделя.

Кузьмина А.И.

«Вред от зломыслия, злословии, ругани»

2 год, октябрь,

1 неделя.

6

«Культура – красота, создаваемая человеком»

1 год, октябрь,

2 неделя.

Кузьмина А.И.

«Злорадство, злонамеренность, коварство»

2 год, октябрь,

2 неделя.

7

«Возвышенное и низменное в человеке»

1 год, октябрь,

3 неделя.

Кузьмина А.И.

«О милосердии и сострадании»

2 год, октябрь,

3 неделя.

8

Мечты о прекрасном.

1 год, октябрь,

4 неделя.

Кузьмина А.И.

«Осуждение и нетерпимость»

2 год, октябрь,

4 неделя.

9

«Красота мечтаний о будущем и новом»

1 год ноябрь

1 неделя.

Кузьмина А.И.

«О полезности прощения»

2 год ноябрь

1 неделя.

10

Видимое и невидимое вокруг нас.

1 год ноябрь

2 неделя

Кузьмина А.И.

«Месть и ненависть»

2 год ноябрь

2 неделя.

11

«Необычное и непонятное в жизни людей»

1 год ноябрь

3 неделя

Кузьмина А.И.

«Грубость и жестокость»

2 год ноябрь

3 неделя.

12

«О доверии, вере и сомнении»

1 год ноябрь

4 неделя

Кузьмина А.И.

«Забота о других, чувство долга и ответственности»

2 год ноябрь 4неделя.

13

«Бог – любовь, объединяющая и создающая жизнь»

1 год декабрь

1 неделя.

Кузьмина А.И.

«Вежливость – важное средство примирения людей»

2 год декабрь

1 неделя.

14

«Душа частица Бога – человеческая душа»

1 год декабрь

2 неделя.

Кузьмина А.И.

Искренность, честность, прямота.

2 год декабрь

2 неделя.

15

«Кто такие ангелы»

1 год декабрь

3 неделя.

Кузьмина А.И.

«Лживость, вранье, обман»

2 год декабрь

3 неделя.

16

«Молитва – возвышенное общение, улучшающее человека»

1 год декабрь

4 неделя.

Кузьмина А.И.

«Лицемерие, двуличие, неискренность»

2 год декабрь

4 неделя.

17

«Единство религий – учений о путях, ведущих к богу»

1 год январь 1неделя

Кузьмина А.И.

«Высокомерие, зазнайство, честолюбие»

2 год январь

1 неделя

18

Жизнь души и тела.

1 год январь

2 неделя

Кузьмина А.И.

«Надёжность, верность, преданность»

2 год январь

2 неделя

19

Сердце и ум человека.

1 год январь

3 неделя

Кузьмина А.И.

Признательность и благодарность – благородство души.

2 год январь

3 неделя

20

«Совесть – учитель человека»

1 год январь

4 неделя

Кузьмина А.И.

«О щедрости и жадности»

2 год январь

4 неделя

21

«Богатства человеческого сердца»

1 год февраль

1 неделя

Кузьмина А.И.

«О справедливости и несправедливости»

2 год февраль

1 неделя

22

«Лед бессердечия и бездушия»

1 год февраль

2 неделя

Кузьмина А.И.

«Упрямство в плохом – самое глупое качество»

2 год февраль

2 неделя

23

«Любовь – самое прекрасное чувство человека»

1 год февраль

3 неделя

Кузьмина А.И.

«Хвастовство и зависть – два проявления эгоизма»

2 год февраль

3 неделя

24

«Человечность и человеколюбие»

1 год февраль

4 неделя

Кузьмина А.И.

«О значение мысли и о качестве мышления»

2 год февраль

4 неделя

25

«Эгоизм и себялюбие – испорченная любовь»

1 год март

1 неделя

Кузьмина А.И

«Контроль над мышлением и его очищение»

2 год март

1 неделя

26

«Сила материнской любви»

1 год март

2 неделя

Кузьмина А.И

«Уметь думать наперёд. Принятие необдуманных, поспешных решений»

2 год март

2 неделя

27

«Дружба и умение быть другом»

1 год март

3 неделя

Кузьмина А.И

«Воображение – важное творчество ума и его движущая сила»

2 год март

3 неделя

28

«Воля – особая внутренняя сила человека»

1 год март

4 неделя

Кузьмина А.И

Ученье свет, а не ученье тьма.

2 год март

4 неделя

29

Слабоволие и безволие – внутренняя слабость человека.

1 год апрель

1 неделя

Кузьмина А.И

Благо любознательности и вред невежества.

2 год апрель

1 неделя

30

Устремление – умение собрать волю воедино.

1 год апрель

2 неделя

Кузьмина А.И

Преодолевая трудности, человек растёт.

2 год апрель

2 неделя

31

«Вера в себя усиливает волю. Сила духа и решительность в действиях»

1 год апрель

3 неделя

Кузьмина А.И

Уважение к свободе мнения и выбору других.

2 год апрель

3 неделя

32

«Собранность, сосредоточение и терпение, развивающие волю»

1 год апрель

4 неделя

Кузьмина А.И

Вред о повышенных запросов. Довольствоваться тем, что имеем.

2 год апрель

4 неделя

33

«Стойкость, упорство и настойчивость – твёрдость воли»

1 год май 1 неделя

Кузьмина А.И

Свободный выбор между добром и злом.

2 год май 1 неделя

34

«Уравновешенность, спокойствие, сдержанность.

1 год май 2 неделя

Кузьмина А.И

Суровое и справедливое добро.

2 год май 2 неделя

35

«Трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья»

1 год май 3 неделя

Кузьмина А.И

О вредных привычках и о борьбе с ними.

2 год май 3 неделя

36

Инициативность и энтузиазм – горение души и воли

1 год май 4 неделя

Кузьмина А.И

О страхах и о том как их победить.

2 год май 4 неделя

Работа с воспитанниками проводится в форме бесед-занятий продолжительностью: старшая группа – 25 мин, подготовительная группа – 30 минут. Каждая беседа-занятие условно разделена на две части.

Первая часть – это программа беседы с заготовленным набором кратких тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания. Затем проводиться беседа, которая сопутствует теме и полнее ее раскрывает с пояснениями и примерами для ребят.

Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких, динамичных и доходчивых произведений – миниатюр по обсуждаемой теме. После прочтения содержание текста анализируется, для усвоения и закрепления материала ребятам задаются вопросы по произведению. Часть вопросов намеренно выводит детей за рамки сюжета произведения и таким образом помогает им найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.

В ходе реализации программы проводится первичная, итоговая и промежуточные (поблочно) диагностики. Диагностики проводятся в форме интервью, творческих заданий, решения ситуаций.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровые ресурсы

В реализации программы принимают участие старший воспитатель МДОУ № 54 «Берёзка» – для оказания (по необходимости) консультативной и методической помощи; воспитатель – основной исполнитель программного содержания.

Материально-технические ресурсы

В ходе реализации программы используются помещения и оборудование МДОУ №54 «Берёзка»: мебель, аудио и видео аппаратура, флипчат, канцелярские принадлежности.

Схема управления программой

Руководитель

учреждения.

Старший

воспитатель

Составитель

программы.

Родители

воспитанников.

Целевая

аудитория.

Формы работы с детьми:

1. Познавательные беседы

2. Интегрированные занятия в форме игры – путешествия, игры – открытия.

3. Комплексные занятия

Формы работы с родителями:

Открытие занятия

Наглядная информация для родителей: буклеты по темам, ширмы.

Совместное проведение занятий.

Фотовыставки по проведению занятий.

Формы организации занятий:

Групповая.

Подгрупповая.

Ожидаемые результаты (критерии оценки).

В результате реализации программы дети:

- сформируют представление о сущности понятий таких человеческих чувств и качеств как красота, гармония, дружба, бессердечие и бездушие, человечность и человеколюбие, доброжелательность и дружелюбие, злорадство, злонамеренность, коварство, милосердие и сострадание, вежливость, лживость, вранье, обман.

- сформируют представления об общепринятых этических нормах во взаимоотношениях с другими людьми.

- научатся оценивать свои поступки, сравнивать свое поведение с поведением других; открыто высказывать свое мнение и суждения по теме.

- научаться видеть и ценить красоту, отличать добро от зла, хорошее от плохого.

- осмыслят значимость нравственного поведения на комфортность и успешность сосуществования их в обществе.

Мониторинговые и оценочные процедуры, в ходе реализации программы, будут представлены в виде результатов первичной, итоговой и промежуточной диагностик по следующим критериям:

Критерии эффективности

Средства и процедуры оценки

Степень . усвояемости сущности программных понятий (понятийный аппарат)

Проведение письменного опроса; интервью, анкетирования и модифицированной методике «Незаконченное предложение»

- ответственность

Для определения уровня нравственности воспитанников группы, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и педагоги, и каждый воспитанник группы. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов} в каждой группе “экспертов” (педагоги и воспитанники группы), затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

- честность

- самоуважение

- доброта

- способность к состраданию

- готовность прийти на помощь

- доброжелательность

- стремление к миру

- стремление к красоте

- выбор жизненных ориентиров

Критерии нравственной воспитанности

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека/осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Вез нравственных чувств добрый человек не состоится.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Диагностика определения уровня нравственности воспитанников группы.

Инструкция: Для определения уровня нравственности воспитанников группы, исследуемые качества оцениваются по пятибальной шкале. Опенку могут давать и педагоги, и каждый воспитанник группы. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (педагоги и воспитанники группы). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей). Данную диагностику проводят как первичную перед началом работы по программе, а затем как итоговую но окончании работы по программе.

Критерии

1

2

3

4

5

ответственность

честность

самоуважение

доброта

способность к состраданию

готовность прийти на помощь

доброжелательность

стремление к миру

стремление к красоте

выбор жизненных ориентиров

.. !

ИТОГО баллов:

Средний балл

Результаты диагностики: чем выше средний балл, тем выше уровень толерантности воспитанников группы. Данная диагностика может использоваться как для определения индивидуального, так и группового уровня толерантности воспитанников.

C:\Users\User_VS\Desktop\Кузьмина\философия2.JPG

Литература:

  1. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. М. А. Адрианов. – Минск: Современная школа, 2008.
  2. Нравственное воспитание в детском саду. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник – Москва, «Мозаика-Синтез», 2008.
  3. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. Л. И. Божович – М.: Просвещение, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): неделя, ребенок, красота, воспитанник группы, нравственное поведение, программа, высоконравственное поведение, духовная основа, духовное просвещение, консультативная помощь.


Похожие статьи

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Гармоничность этических и воспитательных ценностей в развитии нравственной личности

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности

Похожие статьи

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача

Формирование гармонично развитой личности как цель воспитания в современном демократическом обществе

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Гармоничность этических и воспитательных ценностей в развитии нравственной личности

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности

Задать вопрос