Ребенок занимает определенное место в обществе и является его частью. В таких условиях отдельный ребенок меньше всего является объектом воспитания, и сам создает круг своих взаимоотношений. Поэтому приемлем только широкий воспитательный подход, принимающий во внимание собственные силы детского коллектива, его организационные формы, складывающиеся нормы морали применительно к детским проявлениям, к детской жизни и возникают следующие проблемы, касающиеся определения педагогических условий формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в игровой деятельности.
В нашей стране эта проблема рассматривалась преимущественно в рамках социально-психологических исследований, где основными предметами изучения были структура и возрастные изменения детского коллектива, но не было достаточной разработанности психологических технологий с одной стороны и недостаточность использования игрового потенциала. Эти исследования проводились преимущественно с помощью адаптированных для дошкольников социометрических методик.
В последующих исследованиях Т. А. Репиной и Я. П. Коломинской было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личностных характеристик).
В этих исследованиях взаимоотношения рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими и оценивались в основном чисто количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности); межличностные отношения сводились к чисто оценочным: сверстник выступал как предмет эмоциональной или деловой оценки. Субъективный образ другого человека, качественные, психологические особенности отношения ребенка к другим людям оставались за рамками данных исследований.
Этот пробел частично восполнялся в исследованиях, проведенных под руководством А. А. Бодалева, где выяснялись возрастные особенности восприятия детьми других людей. Главными предметами изучения были восприятие, понимание и познание ребенком других людей.
В отличие от этого значительное количество экспериментальных исследований было посвящено совместной деятельности детей и ее влиянию на становление детских взаимоотношений. Так, изучалось влияние разных форм организации совместной деятельности детей на формирование эмоциональных взаимоотношений дошкольников. Было обнаружено, что отношение ребенка к сверстнику определяется опытом его общения и индивидуальными особенностями [11, с.30].
В исследовании В. В. Абраменковой обнаружено влияние характера деятельности на отношение к другому ребенку; ее эксперименты показали, что совместная (интерактивная) деятельность значительно более способствует гуманному отношению к сверстнику, чем индивидуальная (или коактивная).
Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание исследователей привлекало так называемое просоциальное поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого. Это поведение является наиболее социально значимым, ценным, по-человечески привлекательным, и потому усилия многих психологов были направлены на его изучение. В дошкольном возрасте просоциальное поведение выражается в способности ребенка помочь товарищу, уступить ему, поделиться с ним важными для самого ребенка предметами (игрушками, вещами, сладостями).
Как известно, формирование положительных взаимоотношений у старших дошкольников начинает еще в раннем детском возрасте, затем претерпевает дальнейшие изменения в дошкольном. Активно происходит формирование этих умений у дошкольников через игровые ситуации, то есть игра способствует развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Игра как процесс, наиболее интенсивно начинает развиваться во время старшего дошкольного возраста, и поэтому проблема формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в играх наиболее актуальна в настоящее время.
На протяжении дошкольного возраста взаимоотношения детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития взаимоотношений детей. Эти этапы по аналогии со сферой общения со взрослым были названы формами взаимоотношения дошкольников со сверстниками.
Первая из них – эмоционально-практическая форма взаимоотношения детей со сверстниками (второй-четвертый годы жизни).
Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая; она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку [18, с.28].
Таким образом, главным содержанием взаимоотношения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для взаимоотношения детей.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является и дошкольном возрасте ведущей. Таким образом, вместе с возникновением игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом интенсивного формирования положительных взаимоотношений во время игры.
В ходе нашего исследования мы взяли группу пятилетних дошкольников в количестве 10 человек. В работе использовали следующие валидные методики: методика № 1 «Социальный статус старшего дошкольника в группе детского сада» (авторы Г. А. Урунтаева, Н. К. Болотских). Цель: определить социальный статус старшего дошкольника в группе сверстников. Рекомендация: обследуемая группа – 10 человек. Оборудование: коробки разных объемов и расцветок, на одну меньше, чем детей в обследуемой группе, таблица, ручка. Собеседование проводится с каждым членом группы индивидуально. Обследуемому дошкольнику предлагается раздать коробки с подарками каждому члену группы, причем коробки различаются по красочности оформления и размерам. Самая большая коробка – самая яркая, и на ней стоит цифра «8», затем коробки все меньших размеров и проще по красочности, самая маленькая и оформленная темной оберточной бумагой имеет цифру «1» (при большем количестве обследуемых в группе увеличивается число на большой коробке и происходит рост числа коробок, последующих за ним). Результаты и цифру выбора заносим в таблицу. Ребенку дошкольного возраста, участвующему в обследовании, предлагается раздать всем ребятам подарки из группы коробок с подарками. Вполне естественно, что определяются не только самые предпочитаемые в группе дошкольники, но и отвергаемые, так как одному из участников группы коробки с подарками не достается. По каждому обследуемому подсчитывается сумма баллов и делится на девять.
с = m / g,
где m – сумма баллов;
с – коэффициент социального статуса, обследуемого в группе.
Инструкция обследуемому: «Здравствуй (называем ребенка по имени)! Сегодня перед тобой стоит ответственная, но увлекательная задача. На имя ребят, находящихся с тобой в одной группе, пришли подарки в коробках. Я попрошу тебя помочь распределить эти подарки для ребят. Но здесь не хватает одной коробки, поэтому ты сам должен решить, кому подарка не достанется. Итак, начнем…»
Результаты:
Коэффициент социального статуса |
Уровень социального статуса |
0-2 |
низкий |
2,1-7 |
средний |
7,1-9 |
высокий |
Методика № 2 «Уровень общительности» (автор Бозе И.К.) Цель: выявить уровень сформированности общительности у обследуемого ребенка 5-7 лет. Оборудование: ручка, вопросник. Работа проводится индивидуально с каждым ребенком. Ответы – «да» и «нет». За ответ «да» дается 1 балл, «нет» – 0 баллов.
Вопросник:
- У тебя много друзей?
- Ты дружишь со всеми детьми в группе?
- Дети в группе все добрые?
- Ты можешь любого из ребят попросить помочь тебе?
- Ребята в твоей группе вежливые?
- Твои друзья все честные?
- Ребята в группе все хорошие?
- Ты можешь всех детей назвать умными?
- Ты можешь говорить и играть со всеми детьми?
- Все дети играют с тобой?
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов – высокий;
- 9-4 балла – средний;
- 3-0 баллов – низкий.
Методика № 3 «Два домика» (выявляет характер отношений со сверстниками у детей 4-7 лет, их симпатии и антипатии к членам группы) (автор Т.Д. Марцинковская). Цель: выявить уровень общительности у 5-6-летних дошкольников. Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше, – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами. Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Проведение теста. В процессе рисования детям рассказывают, что в одном – красном – домике много разных игрушек, книжек, а в другом – черном – игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, либо дети конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
Результаты:
- выбор 9-8 человек – высокий уровень общительности;
- 7-3 человека – средний;
- 2-0 человек – низкий.
Таблица 1
Выявление социального статуса старших дошкольников в обследуемой группе
№ п/п |
Инициалы обследуемых |
Пол |
Возраст, лет |
m |
с |
Социальный статус |
1 |
Антон В. |
М |
5 |
81 |
9 |
высокий |
2 |
Вася И. |
М |
5 |
56 |
6,22 |
средний |
3 |
Глеб С. |
М |
5 |
27 |
3 |
средний |
4 |
Коля Х. |
М |
5 |
47 |
5,22 |
средний |
5 |
Костя Б. |
М |
5 |
17 |
1,88 |
низкий |
6 |
Максим З. |
М |
5 |
58 |
6,44 |
средний |
7 |
Миша Я. |
М |
5 |
10 |
1,11 |
низкий |
8 |
Олег И. |
М |
5 |
49 |
5,44 |
средний |
9 |
Паша Г. |
М |
5 |
32 |
3,55 |
средний |
10 |
Яков А. |
М |
5 |
15 |
1,66 |
низкий |
Количественный анализ: всего в обследовании участвовали 10 человек (100 %); из них показали высокий социальный статус – 1 человек (10 %), средний – 6 человек (60 %), низкий – 3 человека (30 %) (см. рис. 1).
Рис. 1. Социальный статус дошкольников в обследуемой группе (в %)
Качественный анализ: высокий социальный статус выявлен у Антона В., которому все дети отдали самые большие коробки, к тому же он является формальным (помощник воспитателя) и неформальным лидером группы. Средний социальный статус показали: Вася И. – ему отдали предпочтение также многие члены группы, но иногда отдавали лишь самый маленький подарок; Коля Х. – оказался в группе самым «средним», так как ему доставались в основном коробки с цифрой «5», хотя вспоминали его почти сразу, но и отдавали сразу именно эту коробку; Глеб С. – оказался среди не самых предпочитаемых детей в группе по той причине, что многие обследуемые дошкольники относили его к самым крайним в выборе контактам; Максим З. – является одним из самых предпочитаемых одной частью группы и нежелательным для другой, что связано, вероятно, с его повышенной эмоциональностью; Олег И. – является одним из тех обследуемых, с которыми хотят контактировать все и иметь его в своей компании, причем никто не забыл его поздравить подарком; Паша Г. – получил коробки в основном средних и маленьких размеров, при этом всегда его называли шестым по счету. Низкий социальный статус выявлен у следующих детей: Костя Б.– получил небольшое количество выборов, причем предпочтение ему отдали Миша Я. и Яков А., другие обследуемые иногда забывали про него; Миша Я. – получил наименьшее количество баллов (подарков-коробок), больше всего в выборах Кости Б. и Якова А. (по пять баллов), это, вероятно, связано с тем, что многие дети, вспоминая про него, говорили «драчун»; Яков А. – получил выборы лишь трех дошкольников, причем двое из них – Костя Б. и Миша Я., связано это, вероятно, с малой активностью ребенка, его желанием быть в стороне от других.
Таблица 2
Развитие уровней общительности в обследуемой группе дошкольников
№ п/п |
Инициалы обследуемых |
Пол |
Возраст, лет |
Сумма баллов |
Уровень общительности |
1 |
Антон В. |
М |
5 |
10 |
высокий |
2 |
Вася И. |
М |
5 |
7 |
средний |
3 |
Глеб С. |
М |
5 |
4 |
средний |
4 |
Коля Х. |
М |
5 |
5 |
средний |
5 |
Костя Б. |
М |
5 |
3 |
низкий |
6 |
Максим З. |
М |
5 |
8 |
средний |
7 |
Миша Я. |
М |
5 |
2 |
низкий |
8 |
Олег И. |
М |
5 |
6 |
средний |
9 |
Паша Г. |
М |
5 |
5 |
средний |
10 |
Яков А. |
М |
5 |
3 |
низкий |
Количественный анализ: всего в обследовании заняты 10 человек (100 %); из них имеют высокий уровень общительности – 1 человек (10 %), средний – 6 человек (60 %), низкий – 3 человека (30 %) (см. рис. 2).
Рис. 2. Развитие уровня общительности у обследуемых пятилетних детей (в %)
Качественный анализ: высокий уровень общительности с окружающими сверстниками выявлен у Антона В. – он воспринимает всех детей очень доброжелательно. Средний уровень общительности в ходе диагностирования показали Вася И., Глеб С., Коля Х., Максим З., Олег И. и Паша Г. Низкий уровень выявлен у Кости Б. и Якова А., а самое низкое восприятие у Миши Я., который почти не находит положительных качеств в окружающих его сверстниках.
Таблица 3
Диагностика уровней развития общительности в обследуемой группе пятилетних дошкольников
№ п/п |
Инициалы обследуемых |
Пол |
Возраст, лет |
Сумма баллов |
Уровень развития общительности |
1 |
Антон В. |
М |
5 |
9 |
высокий |
2 |
Вася И. |
М |
5 |
7 |
средний |
3 |
Глеб С. |
М |
5 |
3 |
средний |
4 |
Коля Х. |
М |
5 |
5 |
средний |
5 |
Костя Б. |
М |
5 |
2 |
низкий |
6 |
Максим З. |
М |
5 |
7 |
средний |
7 |
Миша Я. |
М |
5 |
1 |
низкий |
8 |
Олег И. |
М |
5 |
6 |
средний |
9 |
Паша Г. |
М |
5 |
4 |
средний |
10 |
Яков А. |
М |
5 |
2 |
низкий |
Количественный анализ: всего в обследовании участвовали 10 человек (100 %). Были выявлены следующие уровни общительности: высокий – 1 человек (10 %), средний – 6 человек (60 %), низкий – 3 человека (30 %) (см. рис. 3).
Рис. 3. Развитие общительности в обследуемой группе пятилетних детей
Качественный анализ: Антон В. выбрал для себя всех сверстников из группы в красный домик и показал при этом высокий уровень развития общительности. Вася И. выбрал в красный домик почти всех, а отправил в черный Мишу Я. и Якова А., показав средний уровень общительности. Глеб С. выбрал в красный домик трех явных лидеров: Антона В., Васю И. и Максима З., а остальных просто не стал никуда брать (даже в черный домик). Коля Х. выбрал в красный домик всех своих друзей, а остальных отправил в черный домик. Костя Б. выбрал в красный домик Антона В. и Якова А., остальных даже не стал рассматривать. Максим выбрал всех в красный домик, кроме Миши Я. и Якова А. – их он отправил в черный. Миша Я. отдал предпочтение только Антону В., остальных дошкольников он отправил в черный домик. Олег И. выбрал многих детей в красный домик и отверг троих: Костю Б., Мишу Я. и Якова А. Паша Г. выбрал четверых дошкольников для красного домика, остальных он отправил в черный. Яков А. выбрал в красный домик Антона В. и Мишу Я., других сверстников он пожелал поселить в черном домике.
В обследуемой группе дошкольников уровень развития общительности ниже среднего, что говорит о несформированности положительных взаимоотношений детей и о необходимости коррекционно-развивающей работы по навыкам общения.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента мы сделали вывод о том, что детям из данной группы необходима психолого-педагогическая помощь по повышению уровня развития коммуникативных умений через игровую деятельность.
В связи с вышеописанной проблематикой были определены цель и задачи группы. Цель: развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других через игру.
Задачи группы:
- способствовать осознанию каждым ребенком своих взаимодействий с другими детьми;
- развивать ответственность детей за свои поступки;
- предоставлять возможности моделировать и опробовать новые формы поведения;
- учить давать и получать адекватную обратную связь.
Далее был определен возраст участников (5 лет) и численный состав группы (10 человек). Коррекционная работа рассчитана на 4 занятия.
Первое занятие направлено на знакомство участников группы, налаживание связей. В работе с группой использовались следующие психологические игры: «Снежный ком», «Имя с выходом», «Игра с мячом», «Представление в парах», «Молекулы», «Пальцы», «Мой сосед». Задачи второго занятия направлены на развитие межличностного доверия, усиление групповой динамики, развитие таких навыков общения, как невербальное выражение и восприятие, умение быть «другим», умение раскрываться. Использовались игры: «Попутчик», «Пантомима», «Перевоплощение в предмет», «Зеркало». «Былинка на ветру», «В кругу симпатий». Третье занятие работа в межличностном пространстве, выдача и получение обратной связи: «Вспышка», «Интересная походка», ролевой тренинг, «Занять стул», «Темная лошадка», «Мы с тобой одной крови». На четверном, заключительном занятии развивались умения выражать свое отношение друг к другу, получать обратную связь: «Путанка», «Разбор», «Комплимент», «Не урони».
Для определения результатов коррекционно-развивающей работы мы провели повторную диагностику обследуемых детей и сравнили ее с предыдущими результатами.
Таблица 4
Социальный статус обследуемых дошкольников после программы развития
№ п/п |
Инициалы обследуемых |
Пол |
Возраст, лет |
m |
с |
Социальный статус |
1 |
Антон В. |
М |
5 |
77 |
8,55 |
высокий |
2 |
Вася И. |
М |
5 |
61 |
6,77 |
средний |
3 |
Глеб С. |
М |
5 |
35 |
3,8 |
средний |
4 |
Коля Х. |
М |
5 |
51 |
5,66 |
средний |
5 |
Костя Б. |
М |
5 |
29 |
3,22 |
средний |
6 |
Максим З. |
М |
5 |
69 |
7,66 |
высокий |
7 |
Миша Я. |
М |
5 |
24 |
2,66 |
средний |
8 |
Олег И. |
М |
5 |
56 |
6,22 |
средний |
9 |
Паша Г. |
М |
5 |
47 |
5,22 |
средний |
10 |
Яков А. |
М |
5 |
23 |
2,55 |
средний |
Количественный анализ: всего приняли участие в обследовании 10 дошкольников (100 %); из них высокий социальный статус выявлен у 2 человек (20 %), средний – у 8 человек (80 %).
Рис. 4. Социальный статус обследуемых пятилетних детей после развивающей работы
Качественный анализ: небольшое изменение количественных параметров произошло у Васи И., Глеба С., Коли Х., Олега И. и Паши Г., но они так и остались на своем уровне социального статуса, хотя количественно параметры стали меньше у Антона В. А вот у других детей произошло повышение социального статуса: Максиму З. многие обследуемые дошкольники отдали предпочтение, и он из среднего уровня перешел в высокий; Костя Б. перешел из низкого в средний, как Миша Я. и Яков А., что было связано с тем, что пусть и маленькие, но дети стали выделять для них коробки с подарками.
Таблица 5
Сводная таблица развития уровня общительности в обследуемой группе дошкольников
№ п/п |
Инициалы обследуемых |
Пол |
Возраст, лет |
Развитие общительности |
|||
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
||||
1 |
Антон В. |
М |
5 |
10 |
высокий |
9 |
высокий |
2 |
Вася И. |
М |
5 |
8 |
средний |
8 |
средний |
3 |
Глеб С. |
М |
5 |
5 |
средний |
4 |
средний |
4 |
Коля Х. |
М |
5 |
6 |
средний |
5 |
средний |
5 |
Костя Б. |
М |
5 |
5 |
средний |
3 |
средний |
6 |
Максим З. |
М |
5 |
10 |
высокий |
9 |
высокий |
7 |
Миша Я. |
М |
5 |
4 |
средний |
3 |
средний |
8 |
Олег И. |
М |
5 |
7 |
средний |
7 |
средний |
9 |
Паша Г. |
М |
5 |
6 |
средний |
5 |
средний |
10 |
Яков А. |
М |
5 |
4 |
средний |
4 |
средний |
Количественный анализ. Всего в обследовании приняли участие 10 человек (100%). Показали высокий уровень общительности 2 человека (20 %), средний – 8 человек (80 %).
Рис. 5. Сравнительный анализ развития уровня общительности в обследуемой группе дошкольников до и после коррекционно-развивающей работы
В ходе повторного исследования было выявлено, что уровень развития общительности вырос в обследуемой группе старших дошкольников в два раза количественно и качественно. Это связано с проведением коррекционно-игровой работы, в ходе которой обследуемые пятилетние дети получили навыки положительных взаимоотношений через игровую деятельность.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что через игру, как основную деятельность в дошкольном возрасте, возможно сформировать у старших дошкольников навыки положительных взаимоотношений.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 2000.
- Венгер Л. А. О формировании положительных взаимоотношений в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.2. М., 2001.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии, 1996. № 6.
- Ветлугина Н. А. Самостоятельная деятельность дошкольников в общении. М., 2002.
- Игнатьев Е. И. Психология взаимоотношений в деятельности детей. 2-е издание. М., 2001.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада. /Под. ред. А. Г. Рузской. М., 2002.
- Ростовцев Н. Н. Игра – метод обучения взаимоотношений. М., 2001.
- Игра и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 2001.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.