В данной статье представлен опыт работы по проведению физкультурных занятий в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр.
Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма,
чем чувство радости…
Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость,
иначе он теряет половину своей цели».
(Жак Далькроз)
Самым главным в жизни человека, является его здоровье. Забота о здоровье ребенка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально – физиологически адаптирован. В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Физическое развитие ребенка и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня его двигательной активности. Потребность в движении, повышенная двигательная активность-наиболее важные биологические особенности детского организма. Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Ученые, в результате медицинских исследований пришли к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность. Вот почему в наше время стали так популярны занятия ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А ритмичная музыка, создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы.
Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику, потому что данный вид гимнастики доступен для всех возрастных групп детского сада. Своим многообразием упражнений, ритмическая гимнастика доступна и полезна, формирует физические качества легко и непринужденно, не требует большой физической нагрузки или специальной подготовки. Достоинством ритмической гимнастики, является то, что при организации занятий не требуется особых условий, материальных затрат, в том числе дополнительного дорогостоящего оборудования такого как степы, тренажеры и т.д. Но существует возможность использования простейшего нехитрого оборудования, как раз которым оснащен наш детский сад (гимнастические палки, обручи, скакалки, флажки и т.д.).
Для детей младшего возраста я разработала дополнительную образовательную программу и организовала кружок «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Игровая деятельность, используемая на занятиях ритмической гимнастикой, повышает интерес детей к физическим упражнениям, развивает творческое мышление, внимание, память, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
В программе выделены: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактике негативных эмоций, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Цель программы: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движении.
Задачи программы:
- способствовать развитию координации движений (рук, ног, головы), внутренней собранности, подтянутости детей;
- укреплять здоровье и повышать работоспособность детей-дошкольников; – повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность; -раскрывать творческий потенциал ребенка; – способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;
- способствовать формированию правильной осанки; – развивать музыкальный слух и чувство ритма.
В программе использованы различные средства физического воспитания: – основные движения (ходьба, бег, лазание, метание); – упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые); – акробатики («мост», стойка на лопатках, «рыбка» и др.); – художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой и обручем); – ритмической гимнастики; – дыхательные упражнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 минут. Было замечено, что маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют интенсивность занятий, выполнение того или иного упражнения, поэтому я считаю разумней не сдерживать ребенка, а предоставлять ему свободу. Все части должны чередоваться не механически, а соединятся органично. В зависимости от задач занятия, от этапа обучения можно планировать сочетания разделов на каждом конкретном занятии.
Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкойо сгоревшем доме, радуются с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и отважного Буратино. На занятиях дети выполняют упражнения с обручем и мячом.
Занятие с мячом
Занятие с обручем
Систематические занятия ритмической гимнастикой развивают у детей координационные способности, память, внимание, слух, пластику, чувство ритма. Занятия в кружке благотворно влияет не только на физическое, но и на психическое развитие ребенка. Так как занятия проводятся в игровой форме, дети легче воспринимают и запоминают двигательные задания. Они воспринимают упражнения через зрительный и слуховой анализаторы и воспроизводят движения путем повторения. Таким образом, возникают предпосылки для улучшения двигательного, слухового, зрительного типов памяти. Наряду с этим занятия физическими упражнениями способствуют повышению социальной активности ребенка влияют на развитие его культуры.
Литература:
- Фомина Н. А. «В музыкальном ритме сказок». Программа по физическому воспитанию дошкольников. – Издательство «Учитель», 2004.
- Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста. Дошкольное воспитание – 1996. № 6 – С. 61-63.