В наши дни, когда мир находится на грани нравственной катастрофы, патриотическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить моральные и нравственные ценности, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы патриотического воспитания должны закладываться нами — дошкольными работниками.
Бережное отношение к своей истории, осознание важности ее сохранения, формирование нравственных ценностей и моральных устоев необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к истории города, к достопримечательностям, к себе и окружающим людям [1, c. 4].
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
А сейчас на проблему патриотического воспитания обращают внимание и наши политические лидеры, например В. В. Путин: «Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Но любое патриотическое воспитание начинается с воспитания в семье: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», считал Д. С. Лихачёв.
Как же развивать у детей нравственные качества, направленные на воспитание любви к родному краю (городу)?! С. Лихачев предлагал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле…».
Теоретические основы нравственных ценностей у подрастающего поколения разрабатывались в работах таких ученых как В. А. Сухомлинский, Н. А. Добролюбов, Д. С. Лихачёв и др.
Исходя из этого, формироватьосновы нравственных ценностей лучше всего через проектную деятельность. Проектная деятельность в детском саду – это метод, который основывается на процессе освоения ребёнком нужной информации в процессе поэтапной и спланированной работы по достижению намеченной деятельности с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей [2, c. 21].
В рамках проектной деятельности можно провести работу, в которой формируются моральные и нравственные ценности, направленные на патриотическое воспитание.
Например: реализовать проект «Интересные места в городе Волжском».
В проекте могут участвовать дети от 4-6 лет и взрослые: родители и прародители.
Работая над проектом, нужно поставить следующую цель: Организовать совместную деятельность детей и взрослых, направленную на формирование у детей знаний о родном городе, воспитание любви и интереса к нему.
Исходя из данной цели, выделить следующие задачи проекта:
Расширить и углубить знания детей о городе Волжском, его истории, достопримечательностях.
Познакомить с символикой Волжского: флаг, гимн, герб.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города через развитие свободной творческой, сопереживающей личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков.
Проект может быть: творческим, информационно-исследовательским, социально-ориентированным; по содержанию: «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа»; где ребёнок – субъект проектирования; внутри Российской Федерации; при участии детей и взрослых (родителей, бабушек и дедушек, представителей общественных организаций); групповой; среднесрочный [3, c. 13; 6, c. 35].
Работая над проектом, можно выделить следующую проблему: Как привлечь детей и родителей к изучению города Волжского.
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где прошло детство человека, так как именно с детством, у м ножества людей появляются самые приятные и добрые воспоминания. Сколько не было человеку лет, он помнит всегда какие-то моменты из детства, а вместе с ними и любимые места города. При этом городу не нужно быть столицей. Он может быть тихим, спокойным городком и в то же время быть самым любимым городом, так как с ним связано много приятных воспоминаний и впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Педагогу хочется, чтоб воспитанникам город, в котором они живут, стал бы любимым и дорогим!
С чего же начать проект? Любой проект начинается с рождение проблемы.
Одним из примеров может является следующая ситуация, например (ситуация, которая была у нас в группе): приехала Ариша из санатория под Кисловодском и начала рассказывать, где она была и что видела с родителями.
Ариша рассказала: «Кисловодск — очень маленький город. Пройти через весь город можно пешком, с удовольствием и не торопясь. Со всех сторон город окружен горами, которые защищают Кисловодск от ветров, а альпийские травы растущие на склонах гор, очищают и наполняют воздух свежестью. А ещё там разные, красивые памятники. Я таких у нас не видела…»
Дети заинтересовались, есть ли у нас в городе какие-либо памятники?
Вопросов возникло много… Чтобы ответить на эти вопросы, родителям можно предложить вместе с нами найти информацию, позволяющую ответить на вопросы детей.
Следующий этап – это реализация проекта.
Например: Дети вместе с родителями не только узнали, что такое памятник, но и изучили историю появления первого памятника…
Об этом интересную информацию нашли София П. и ее мама. Воспитанница вместе с мамой рассказали об этом в группе детям:
«…Памятник — это сооружение, в котором для увековечивали людей, события, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др.
Первыми памятниками в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока). А первые памятники поставили в Древнем Риме. К ним относились конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.
Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам.
Сейчас во всех городах много различных памятников , но самый знаменитый памятник В. И. Ленину…».
Родители вместе с воспитателем подготовили виртуальную экскурсию «Памятники города Волжского», в результате которой в рамках презентации познакомили детей с некоторыми достопремичательностями города.
Детям демонстрировались кадры, где Волжский – еще молодой и процветающий город. Несмотря на короткую историю жизни города, в нём насчитывается около 20 памятных сооружений и с годами их количество продолжает расти. Недаром говорится, что памятник – это звено, соединяющее прошлое и настоящее. Поэтому памятники Волжского помогают нам ощутить дух прошлых времен и узнать историю города.
В презентации можно подобрать материал, подтверждающий всем известную информацию об истории возникновения города, поэтому большинство памятников Волжского, конечно, посвящено строительству Волжской ГЭС, так как с ее строительства все началось…. При въезде в город, на площади Строителей, установлен памятник основателю Волжского – Ф.Г. Логинову.
Некоторые из прародителей помнят открытие памятника первостроителю, которое состоялось в июне 1974 года напротив кинотеатра «Энергетик». Позднее было решено перенести памятник Логинову на площадь Строителей. Здесь же, напротив бюста Логинова, по обе стороны от дороги расположены доски почета: на ней изображены первостроители и те, кто принимал активное участие в создании и развитии Волжского.
Когда Варя вместе с мамой пошли в музей, на улице Фонтанной, то они увидели еще один интересный монумент – памятник первостроителям Волжского. Он был установлен по просьбе совета первостроителей нашего города в 2009 году. Вокруг монумента есть площадь, она окружена колоннадой с 12 барельефами, показывающими важные даты в жизни города Волжского. В центре монумента – бассейн с тетраэдром (большой трапецией), на котором сидит металлическая чайка: именно такими тетраэдрами перекрывали во время строительства ГЭС реку Волгу. А если вы поедете в Волгоград, то увидите еще один памятник, посвященный первостроителям ГЭС, который поставили у въезда в Волгоград.
Дети любят посещать кинотеатр «Спутник», поэтому с интересом рассказывали о том, что видели у кинотеатра. Там расположен еще один мемориал, посвященный Я. М. Свердлову. Памятник Свердлову в Волжском был установлен в 1970 году в честь 85-летия Якова Михайловича Свердлова. Рядом с памятником находится красивый сквер.
А в центре города, в парке «Волжский», можно увидеть еще интересные постаменты, первый из которых – памятник Ленину. Около него очень часто назначают место встречи, так как этот памятник знают все.
Папа Андрея рассказал: «В Волжском, памятник Ленину был установлен одним из первых. Авторами памятника стали архитекторы Тюренков и Кутырев. Работа над семиметровой бронзовой статуей вождя шла семь лет. Взмахом руки Ленина архитекторы хотели показать весь масштаб и простор города. За памятником расположился парк «Волжского», где жители города с удовольствие гуляют. Завершает парк «Волжского» прекрасная набережная, на которой стоит памятник павшим солдатам в Гражданской и Великой Отечественной войнах.
Бабушка Коли вспомнила, как устанавливали необычный памятник жертвам политических репрессий 20 столетия, который расположен за гостиницей «Ахтуба», на площади Ленина,. Три человеческие фигуры с запрокинутыми к небу головами олицетворяют боль и муки репрессированных.
Вова с родителями вспомнили, что когда они едут в детский сад, то проезжают через площадь Карбышева. На ней стоит памятник, посвященный герою Советского Союза генералу Д.М. Карбышеву. За стойкость и мужество, которое проявил Д. М. Карбышев, находясь в трехлетнем плену у фашистов, генералу было посмертно присвоено звание героя Советского Союза.
Никита очень любит гулять с мамой по городу, и они встретили памятник великому русскому поэту и писателю А. С. Пушкину и монумент, посвященный великому химику, Д. Менделееву.
Памятник Пушкину, стоит у детского кинотеатра «Арлекин», куда с удовольствием ходят все жители города.
Бабушка Юры, которая живет в так называемой новой части города Волжского, рассказала, что у них тоже стоит один из известных памятников, он расположен между 25 и 31 микрорайонами. Это памятник посвящен воинам-интернационалистам или, как чаще говорят, памятник афганцам. Монумент был отрыт в 1993 году в честь погибших в афганской войне.
Мама Кристины работает в трамвайном депо, и она рассказала про ещё один памятник: «…В честь популярного в городе вида транспорта был открыт еще один монумент – памятник трамваю. Модель немецкого трамвая «GOTHA T 57» стоит около трамвайного депо.
Редкая модель трамвая, да еще и в виде памятника – не каждый город может похвастаться такой достопримечательностью…».
Среди множества памятников Волжского в городе установлена белая стела в виде флага с надписью «Волжский» у въезда в город. Эту стелу знают все дети, и она является самым узнаваемым памятником города».
Вся информация о памятниках взята с сайта: http://vetert.ru/rossiya/volzhsky/sights/132-pamyatniki-volzhskogo.php
Детям очень понравилась виртуальная экскурси, и они предложили устроить поэтический вернисаж о городе Волжском, где с удовольствием могли прочитать стихотворения о городе Волжском:
Ксюша П. вместе с родителями приготовили стихотворение:
Мой город Волжский.
Автор: Ольга Молоканова (З.С. Сапожникова)
Здесь, в степи,
Где под солнечной дрожью
Пыльный ветер кружил виражи,
Новоявлен и новорожден
Тянет город ввысь этажи.
Город Волжский -любимый мой город!
Самый лучший и самый родной!
В глубине России, у Ахтубы синей
Мы вместе растём и крепнем с тобой.
А Мирон вместе с мамой нашли такое стихотворение:
О городском парке.
Автор: Калугарова Светлана Александровна
В жаркий день или прохладный вечер
Я иду неторопливо в парк.
Жду с друзьями долгожданной встречи,
Где друг другу каждый будет рад.
И присядем мы в тени деревьев,
У фонтанов свежесть ощутим.
Парк, конечно же, у нас не древний –
Всеми горожанами любим.
Поведём о жизни разговоры
Позитивом наполняя смысл,
Избегая всяческих укоров
Кто бы этого не заслужил.
Парк – свидетель бесконечных свадеб,
Праздников, концертов и торжеств.
Здесь желают всем большой удачи
И высот счастливых до небес!
Дима К. прочитал нам стихотворение которое нашел в интернете вместе с семьёй:
Волжский.
Автор: Бондарев Алексей
Во время пятой пятилетки,
На голом краюшке степи
Родился город из земли.
Младенец – Волжский так прозвали.
Здесь речка – Ахтуба течет,
Зеленый остров тут весь год,
Сады, заводы, комбинаты,
Да мы и поделиться рады!
Прекрасный город, он красивый-
Одна из тысячи изюминок России.
Воспитатель может провести с детьми беседу «Герб и флаг города Волжского».
На сайте администрации городского округа имеется следующая информация о нашем гербе и флаге:
«Герб и флаг города Волжского Волгоградской области являются официальными символами муниципального образования городской округ – город Волжский Волгоградской области.
Флаг города Волжского представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. Вдоль нижнего края – волнистая полоса желтого цвета. Над ней на небольшом расстоянии горизонтальная волнистая вверху полоса желтого цвета. В центре полотнища – восьмиконечная звезда желтого цвета.
Желтый цвет солнца на гербовом щите и желтый цвет на полотнище флага символизирует положительную энергию расцвета города и прогресс.
Голубой цвет гербового щита и полотнища флага города напоминает о цвете неба над городом – цвете чистоты и единения с природой, символизирует преемственность символов знамен древней Руси и традиционных символов Волгоградской области, ее славные традиции и историю.
Голубая и желтые полосы на гербе и флаге напоминают о природно-географическом своеобразии города, на территории которого протекают две крупнейшие реки Европейской России – Волга и Ахтуба (мать и дочь), и символизируют эти реки, дающие жизнь городу.
Зеленый цвет дерева на желтом фоне является символом жизни, освоения степи человеком, символом свободы, простора и движения».
После беседы дети могут сделать герб города Волжского, используя различные техники: раскрасить цветными карандашами, сделать обрывную аппликацию или барельефную лепку.
Детям всегда очень нравится устривать выставку рисунков, например, «Город глазами детей».
На выставку можно пригласить родителей, чтобы они посмотрели и насладились работами детей.
Родителям можно преложить маршрут выходного дня с разными маршрутами посещения памятных мест города. После выходных дети могут принести фотоотчёты и рассказать, какие интересные места в городе они посетили.
«Волжский — город моей судьбы» – эту надпись на площади Ленина видят тысячи жителей и гостей города. Это один из самых зеленых уголков России и самый красивый город в Волгоградской области.
И последний этап проекта – это защита проекта и подведение его итогов.
В результате проведённой работы дети могут узнать, что в городе есть различные памятники и в конце проекта могут сами провести фото – экскурсию для всех желающих.
По просьбе детей могут быть созданы игры, например, «Памятники города Волжского» разных уровней сложности.
В это лото с удовольствием могут играть не только в группе, но и взять домой, чтобы проверить знания своих друзей.
Нам бы хотелось:
чтобы все родители детского сада с удовольствием участвовали в акции «Маршрут выходного дня»;
чтобы родители снова научились видеть прекрасное вокруг и научили этому своих детей;
чтобы это стихотворение напоминало вам о том, что в нашем городе много интересных мест, только нужно уметь их увидеть:
Край родной, ты с малых лет всегда со мной,
Милый край, лесной, сиреневый, грибной,
Для меня поют здесь песни соловьи,
И для меня журчат весенние ручьи!
Мой край родной, горжусь тобой,
Живу тобой, дышу тобой,
И знает лишь сама любовь,
Как я тебя люблю,
Мой край родной, мой край родной!
М. Владимов
Для изучения уровня осведомленности родителей по вопросам формирования основ нравственных ценностей у воспитанников можно провести анкетирование родителей воспитанников.
Анкета для родителей:
- Что такое монумент, стела?
- Какие монументы и памятники города Вы можете назвать?
- Что такое маршрут выходного дня и понравился Вам он?
- Что интересного Вы узнали об интересных местах города?
Анкетирование в начале проекта может показать, что знание родителей не всегда может соответствовать запросам детей. Анализ анкет родителей по окончанию проекта наверняка покажет, что родители заинтересованы в совместной работе с детьми в исследовании интересных мест города.
Анализ анкет родителей и активное детское творчество детей показывает, что все условия для успешной реализации проекта были соблюдены.
Вывод: В детском саду проектная деятельность должна проводится регулярно. Работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети с помощью взрослых начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства [5, c. 21].
Данный проект не оставил никого равнодушным: дети и взрослые стали более интересующимися историей и достопримечательностями Волжского. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению. У детей появилось желание узнавать что-то новое об истории города и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС ДО, а с ними и новых компетенций, технологий.
Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.
Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника [6, c. 10].
Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.
Литература:
- Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- http://vetert.ru/rossiya/volzhsky/sights/132-pamyatniki-volzhskogo.php
- Евдокимова Е. С. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей», 2007.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – Изд: «ТЦ Сфера» 2008.