Формирование основ нравственных ценностей через реализацию проекта «Интересные места в городе Волжском» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шашкова, Е. А. Формирование основ нравственных ценностей через реализацию проекта «Интересные места в городе Волжском» / Е. А. Шашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 166-172. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46651/ (дата обращения: 17.10.2024).



В наши дни, когда мир находится на грани нравственной катастрофы, патриотическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить моральные и нравственные ценности, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы патриотического воспитания должны закладываться нами — дошкольными работниками.

Бережное отношение к своей истории, осознание важности ее сохранения, формирование нравственных ценностей и моральных устоев необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к истории города, к достопримечательностям, к себе и окружающим людям [1, c. 4].

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

А сейчас на проблему патриотического воспитания обращают внимание и наши политические лидеры, например В. В. Путин: «Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Но любое патриотическое воспитание начинается с воспитания в семье: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», считал Д. С. Лихачёв.

Как же развивать у детей нравственные качества, направленные на воспитание любви к родному краю (городу)?! С. Лихачев предлагал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле…».

Теоретические основы нравственных ценностей у подрастающего поколения разрабатывались в работах таких ученых как В. А. Сухомлинский, Н. А. Добролюбов, Д. С. Лихачёв и др.

Исходя из этого, формироватьосновы нравственных ценностей лучше всего через проектную деятельность. Проектная деятельность в детском саду – это метод, который основывается на процессе освоения ребёнком нужной информации в процессе поэтапной и спланированной работы по достижению намеченной деятельности с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей [2, c. 21].

В рамках проектной деятельности можно провести работу, в которой формируются моральные и нравственные ценности, направленные на патриотическое воспитание.

Например: реализовать проект «Интересные места в городе Волжском».

В проекте могут участвовать дети от 4-6 лет и взрослые: родители и прародители.

Работая над проектом, нужно поставить следующую цель: Организовать совместную деятельность детей и взрослых, направленную на формирование у детей знаний о родном городе, воспитание любви и интереса к нему.

Исходя из данной цели, выделить следующие задачи проекта:

 Расширить и углубить знания детей о городе Волжском, его истории, достопримечательностях.

 Познакомить с символикой Волжского: флаг, гимн, герб.

 Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города через развитие свободной творческой, сопереживающей личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков.

Проект может быть: творческим, информационно-исследовательским, социально-ориентированным; по содержанию: «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа»; где ребёнок – субъект проектирования; внутри Российской Федерации; при участии детей и взрослых (родителей, бабушек и дедушек, представителей общественных организаций); групповой; среднесрочный [3, c. 13; 6, c. 35].

Работая над проектом, можно выделить следующую проблему: Как привлечь детей и родителей к изучению города Волжского.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где прошло детство человека, так как именно с детством, у м ножества людей появляются самые приятные и добрые воспоминания. Сколько не было человеку лет, он помнит всегда какие-то моменты из детства, а вместе с ними и любимые места города. При этом городу не нужно быть столицей. Он может быть тихим, спокойным городком и в то же время быть самым любимым городом, так как с ним связано много приятных воспоминаний и впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Педагогу хочется, чтоб воспитанникам город, в котором они живут, стал бы любимым и дорогим!

С чего же начать проект? Любой проект начинается с рождение проблемы.

Одним из примеров может является следующая ситуация, например (ситуация, которая была у нас в группе): приехала Ариша из санатория под Кисловодском и начала рассказывать, где она была и что видела с родителями.

Ариша рассказала: «Кисловодск — очень маленький город. Пройти через весь город можно пешком, с удовольствием и не торопясь. Со всех сторон город окружен горами, которые защищают Кисловодск от ветров, а альпийские травы растущие на склонах гор, очищают и наполняют воздух свежестью. А ещё там разные, красивые памятники. Я таких у нас не видела…»

Дети заинтересовались, есть ли у нас в городе какие-либо памятники?

Вопросов возникло много… Чтобы ответить на эти вопросы, родителям можно предложить вместе с нами найти информацию, позволяющую ответить на вопросы детей.

Следующий этап – это реализация проекта.

Например: Дети вместе с родителями не только узнали, что такое памятник, но и изучили историю появления первого памятника…

Об этом интересную информацию нашли София П. и ее мама. Воспитанница вместе с мамой рассказали об этом в группе детям:

«…Памятник — это сооружение, в котором для увековечивали людей, события, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др.

Первыми памятниками в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока). А первые памятники поставили в Древнем Риме. К ним относились конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.

Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам.

Сейчас во всех городах много различных памятников , но самый знаменитый памятник В. И. Ленину…».

Родители вместе с воспитателем подготовили виртуальную экскурсию «Памятники города Волжского», в результате которой в рамках презентации познакомили детей с некоторыми достопремичательностями города.

Детям демонстрировались кадры, где Волжский – еще молодой и процветающий город. Несмотря на короткую историю жизни города, в нём насчитывается около 20 памятных сооружений и с годами их количество продолжает расти. Недаром говорится, что памятник – это звено, соединяющее прошлое и настоящее. Поэтому памятники Волжского помогают нам ощутить дух прошлых времен и узнать историю города.

В презентации можно подобрать материал, подтверждающий всем известную информацию об истории возникновения города, поэтому большинство памятников Волжского, конечно, посвящено строительству Волжской ГЭС, так как с ее строительства все началось…. При въезде в город, на площади Строителей, установлен памятник основателю Волжского – Ф.Г. Логинову.

Описание: Памятник Логинову в ВолжскомОписание: Слава строителям коммунизма, ВолжскийНекоторые из прародителей помнят открытие памятника первостроителю, которое состоялось в июне 1974 года напротив кинотеатра «Энергетик». Позднее было решено перенести памятник Логинову на площадь Строителей. Здесь же, напротив бюста Логинова, по обе стороны от дороги расположены доски почета: на ней изображены первостроители и те, кто принимал активное участие в создании и развитии Волжского.

Описание: Памятник первостроителям в ВолжскомКогда Варя вместе с мамой пошли в музей, на улице Фонтанной, то они увидели еще один интересный монумент – памятник первостроителям Волжского. Он был установлен по просьбе совета первостроителей нашего города в 2009 году. Вокруг монумента есть площадь, она окружена колоннадой с 12 барельефами, показывающими важные даты в жизни города Волжского. В центре монумента – бассейн с тетраэдром (большой трапецией), на котором сидит металлическая чайка: именно такими тетраэдрами перекрывали во время строительства ГЭС реку Волгу. А если вы поедете в Волгоград, то увидите еще один памятник, посвященный первостроителям ГЭС, который поставили у въезда в Волгоград.

Описание: http://www.volzsky.ru/img/foto_15.jpgДети любят посещать кинотеатр «Спутник», поэтому с интересом рассказывали о том, что видели у кинотеатра. Там расположен еще один мемориал, посвященный Я. М. Свердлову. Памятник Свердлову в Волжском был установлен в 1970 году в честь 85-летия Якова Михайловича Свердлова. Рядом с памятником находится красивый сквер.

Описание: Памятник В.И. Ленину в ВолжскомА в центре города, в парке «Волжский», можно увидеть еще интересные постаменты, первый из которых – памятник Ленину. Около него очень часто назначают место встречи, так как этот памятник знают все.

Описание: http://www.admvol.ru/Gallery/photo/Po_alleyam_rodnogo_goroda/photos/%D0%A1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpgОписание: Памятник, посвященный жертвам Гражданской и Отечественной войнПапа Андрея рассказал: «В Волжском, памятник Ленину был установлен одним из первых. Авторами памятника стали архитекторы Тюренков и Кутырев. Работа над семиметровой бронзовой статуей вождя шла семь лет. Взмахом руки Ленина архитекторы хотели показать весь масштаб и простор города. За памятником расположился парк «Волжского», где жители города с удовольствие гуляют. Завершает парк «Волжского» прекрасная набережная, на которой стоит памятник павшим солдатам в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Описание: Памятник генералу Карбышеву в ВолжскомБабушка Коли вспомнила, как устанавливали необычный памятник жертвам политических репрессий 20 столетия, который расположен за гостиницей «Ахтуба», на площади Ленина,. Три человеческие фигуры с запрокинутыми к небу головами олицетворяют боль и муки репрессированных.

Вова с родителями вспомнили, что когда они едут в детский сад, то проезжают через площадь Карбышева. На ней стоит памятник, посвященный герою Советского Союза генералу Д.М. Карбышеву. За стойкость и мужество, которое проявил Д. М. Карбышев, находясь в трехлетнем плену у фашистов, генералу было посмертно присвоено звание героя Советского Союза.

Описание: Памятник Пушкину в ВолжскомОписание: Памятник Менделееву в ВолжскомНикита очень любит гулять с мамой по городу, и они встретили памятник великому русскому поэту и писателю А. С. Пушкину и монумент, посвященный великому химику, Д. Менделееву.

Памятник Пушкину, стоит у детского кинотеатра «Арлекин», куда с удовольствием ходят все жители города.

Описание: Памятник афганцам в ВолжскомБабушка Юры, которая живет в так называемой новой части города Волжского, рассказала, что у них тоже стоит один из известных памятников, он расположен между 25 и 31 микрорайонами. Это памятник посвящен воинам-интернационалистам или, как чаще говорят, памятник афганцам. Монумент был отрыт в 1993 году в честь погибших в афганской войне.

Описание: http://vetert.ru/rossiya/volzhsky/sights/132-pamyatniki-volzhskogo/13.pngМама Кристины работает в трамвайном депо, и она рассказала про ещё один памятник: «…В честь популярного в городе вида транспорта был открыт еще один монумент – памятник трамваю. Модель немецкого трамвая «GOTHA T 57» стоит около трамвайного депо.

Редкая модель трамвая, да еще и в виде памятника – не каждый город может похвастаться такой достопримечательностью…».

Среди множества памятников Волжского в городе установлена белая стела в виде флага с надписью «Волжский» у въезда в город. Эту стелу знают все дети, и она является самым узнаваемым памятником города».

Описание: http://my-volzhskiy.moy.su/_ph/1/678874132.jpgВся информация о памятниках взята с сайта: http://vetert.ru/rossiya/volzhsky/sights/132-pamyatniki-volzhskogo.php

Детям очень понравилась виртуальная экскурси, и они предложили устроить поэтический вернисаж о городе Волжском, где с удовольствием могли прочитать стихотворения о городе Волжском:

Ксюша П. вместе с родителями приготовили стихотворение:

Мой город Волжский.

Автор: Ольга Молоканова (З.С. Сапожникова)

Здесь, в степи,

Где под солнечной дрожью

Пыльный ветер кружил виражи,

Новоявлен и новорожден

Тянет город ввысь этажи.

Город Волжский -любимый мой город!

Самый лучший и самый родной!

В глубине России, у Ахтубы синей

Мы вместе растём и крепнем с тобой.

А Мирон вместе с мамой нашли такое стихотворение:

О городском парке.

Автор: Калугарова Светлана Александровна

В жаркий день или прохладный вечер

Я иду неторопливо в парк.

Жду с друзьями долгожданной встречи,

Где друг другу каждый будет рад.

И присядем мы в тени деревьев,

У фонтанов свежесть ощутим.

Парк, конечно же, у нас не древний –

Всеми горожанами любим.

Поведём о жизни разговоры

Позитивом наполняя смысл,

Избегая всяческих укоров

Кто бы этого не заслужил.

Парк – свидетель бесконечных свадеб,

Праздников, концертов и торжеств.

Здесь желают всем большой удачи

И высот счастливых до небес!

Дима К. прочитал нам стихотворение которое нашел в интернете вместе с семьёй:

Волжский.

Автор: Бондарев Алексей

Во время пятой пятилетки,

На голом краюшке степи

Родился город из земли.

Младенец – Волжский так прозвали.

Здесь речка – Ахтуба течет,

Зеленый остров тут весь год,

Сады, заводы, комбинаты,

Да мы и поделиться рады!

Прекрасный город, он красивый-

Одна из тысячи изюминок России.

Воспитатель может провести с детьми беседу «Герб и флаг города Волжского».

На сайте администрации городского округа имеется следующая информация о нашем гербе и флаге:

IMG_3370«Герб и флаг города Волжского Волгоградской области являются официальными символами муниципального образования городской округ – город Волжский Волгоградской области.

Флаг города Волжского представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. Вдоль нижнего края – волнистая полоса желтого цвета. Над ней на небольшом расстоянии горизонтальная волнистая вверху полоса желтого цвета. В центре полотнища – восьмиконечная звезда желтого цвета.

Желтый цвет солнца на гербовом щите и желтый цвет на полотнище флага символизирует положительную энергию расцвета города и прогресс.

Голубой цвет гербового щита и полотнища флага города напоминает о цвете неба над городом – цвете чистоты и единения с природой, символизирует преемственность символов знамен древней Руси и традиционных символов Волгоградской области, ее славные традиции и историю.

Голубая и желтые полосы на гербе и флаге напоминают о природно-географическом своеобразии города, на территории которого протекают две крупнейшие реки Европейской России – Волга и Ахтуба (мать и дочь), и символизируют эти реки, дающие жизнь городу.

Зеленый цвет дерева на желтом фоне является символом жизни, освоения степи человеком, символом свободы, простора и движения».

После беседы дети могут сделать герб города Волжского, используя различные техники: раскрасить цветными карандашами, сделать обрывную аппликацию или барельефную лепку.

Детям всегда очень нравится устривать выставку рисунков, например, «Город глазами детей».

На выставку можно пригласить родителей, чтобы они посмотрели и насладились работами детей.

Родителям можно преложить маршрут выходного дня с разными маршрутами посещения памятных мест города. После выходных дети могут принести фотоотчёты и рассказать, какие интересные места в городе они посетили.

«Волжский — город моей судьбы» – эту надпись на площади Ленина видят тысячи жителей и гостей города. Это один из самых зеленых уголков России и самый красивый город в Волгоградской области.

И последний этап проекта – это защита проекта и подведение его итогов.

В результате проведённой работы дети могут узнать, что в городе есть различные памятники и в конце проекта могут сами провести фото – экскурсию для всех желающих.

По просьбе детей могут быть созданы игры, например, «Памятники города Волжского» разных уровней сложности.

В это лото с удовольствием могут играть не только в группе, но и взять домой, чтобы проверить знания своих друзей.

Нам бы хотелось:

 чтобы все родители детского сада с удовольствием участвовали в акции «Маршрут выходного дня»;

 чтобы родители снова научились видеть прекрасное вокруг и научили этому своих детей;

 чтобы это стихотворение напоминало вам о том, что в нашем городе много интересных мест, только нужно уметь их увидеть:

Край родной, ты с малых лет всегда со мной,

Милый край, лесной, сиреневый, грибной,

Для меня поют здесь песни соловьи,

И для меня журчат весенние ручьи!

Мой край родной, горжусь тобой,

Живу тобой, дышу тобой,

И знает лишь сама любовь,

Как я тебя люблю,

Мой край родной, мой край родной!

М. Владимов

Для изучения уровня осведомленности родителей по вопросам формирования основ нравственных ценностей у воспитанников можно провести анкетирование родителей воспитанников.

Анкета для родителей:

  1. Что такое монумент, стела?
  2. Какие монументы и памятники города Вы можете назвать?
  3. Что такое маршрут выходного дня и понравился Вам он?
  4. Что интересного Вы узнали об интересных местах города?

Анкетирование в начале проекта может показать, что знание родителей не всегда может соответствовать запросам детей. Анализ анкет родителей по окончанию проекта наверняка покажет, что родители заинтересованы в совместной работе с детьми в исследовании интересных мест города.

Анализ анкет родителей и активное детское творчество детей показывает, что все условия для успешной реализации проекта были соблюдены.

Вывод: В детском саду проектная деятельность должна проводится регулярно. Работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети с помощью взрослых начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства [5, c. 21].

Данный проект не оставил никого равнодушным: дети и взрослые стали более интересующимися историей и достопримечательностями Волжского. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению. У детей появилось желание узнавать что-то новое об истории города и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС ДО, а с ними и новых компетенций, технологий.

Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника [6, c. 10].

Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. http://vetert.ru/rossiya/volzhsky/sights/132-pamyatniki-volzhskogo.php
  5. Евдокимова Е. С. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей», 2007.
  6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – Изд: «ТЦ Сфера» 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): памятник, город, ребенок, волжский, проектная деятельность, родитель, детский сад, патриотическое воспитание, Волгоградская область, желтый цвет.


Похожие статьи

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»

«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России»

Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы»

Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен культуры и средство образования. Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен»

Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг»

Похожие статьи

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»

«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России»

Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы»

Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен культуры и средство образования. Сценарий мероприятия на семинаре «Воспитание гуманного отношения к историческому и культурному наследию через проектную деятельность «Связь времен»

Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг»

Задать вопрос