Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо
сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия.
В. Сухомлинский
Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой «От рождения до школы» М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и региональной программой «Воспитание маленького Волжанина», автором которой является Е. С. Евдокимова.
Знакомство детей с народной поэзией начинаю с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, песенок-небылиц, считалок, пестушек, поговорок, скороговорок. Состоят они из небольшого ряда строчек незатейливых по содержанию и простых по форме, но содержат в себе стилевые изобилия.
В своей образовательной работе по ознакомлению детей раннего возраста я использовала следующую систему работы:
1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для познавательной активности, самостоятельности ребенка, индивидуальности малыша, пробуждения, засыпания, для развития речевых навыков, коммуникабельности др. моментов. В связи с этим малые формы народного фольклора (загадки, потешки) обширно применяются при организации непосредственной образовательной деятельности. Детям раннего возраста тяжело понять смысл загадки. Поэтому надо сначала поработать над признаками предметов, их свойствами и значением. В других видах образовательной деятельности обязательно применяю художественное слово.
2. Малые формы фольклора мною широко используются при организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, употреблении пищи, укладывание спать и др. Мелодичность, ритмичность, увлекательность потешек притягивает, завораживает детей, вызывает желание повторить, запомнить. Эти действия способствуют развитию у детей речи.
3. Для развития театрализованной игры очень важно использование малых фольклорных форм. Игра развивает индивидуальность ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Народные игры — словесные, подвижные, музыкальные — влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка и укрепляют его здоровье. Именно игровая форма (а никакая другая) способствует успешному освоению фольклорного языка. В игре ребенок входит в образ, у него обостряются чувства, он воображает, искренне переживает изображаемые действия, верит в их правду. Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, настроиться на конкретный диалект. Сказку легко перевести в песню, песню – в игру…
Театр в детском саду научит ребенка видеть всё самое лучшее в жизни и людях. Развивает зрительное и слуховое внимание, речь, образное мышление, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение. При использовании фольклора театрализованная деятельность пронизывает все режимные и образовательные моменты. База данной деятельности лежит в использовании пестушек, потешек, прибауток, колыбельных песенок. Устное народное творчество в виде игр – драматизаций, сценок помогает найти контакт воспитателя с детьми, создать положительную атмосферу в группе, настроить детей на познание окружающего мира, развитие познавательного интереса. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Деткам я пела колыбельные песенки, рассказывала потешки с показом иллюстраций, читала стихи, рассказывала сказки. Затем с моей помощью дети стали сами инсценировать малые формы, подражать движениям, повторять некоторые слова. По истечении времени ребята стали самостоятельно проигрывать маленькие спектакли, они включились в театрализованные игры.
Особую роль в эмоциональном развитии детей сыграло знакомство со сценической ролевой куклой. Она вызвала эмоциональный всплеск у детей. После чего они с особым интересом стали прислушиваться к устному народному творчеству, стали еще больше проявлять интерес к куклам, участвующим в спектакле. Малыши научились копировать движения, имитировать крики животных, птиц, жесты людей, у них появилось желание подпевать, выполнять движения в такт музыки. Проявив интерес, дети научились инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки: «Колобок», «Репка», народные песенки, потешки, пестушки, научились управлять куклами из театра на фланелеграфе, настольного театра. Дети при проигрывании несложных инсценировок стали пользоваться такими выразительными средствами как мимика, жесты и голос. Научились говорить тихо, громко, ласково и грубо, передавать интонацией разные чувства, эмоции человека – радость, грусть, боль, страх и др. Дети 2-3 лет с удовольствием включаются в театрализованные игры с использованием народного фольклора. Они с удовольствием отвечают на вопросы, выполняют пожелания, просьбы кукол, с интересом переодеваются в тех или иных героев. Участвуя в театрализованных забавах, ребята знакомятся с окружающим миром, посредством образов, окраски, звучания. Устное народное творчество и театрализованные игры оказывают огромное влияние на личность ребенка, позволяет использовать их как сильное, но неназойливое педагогическое средство, так как ребенок в период забавы ощущает себе непринужденно и легко. Для того, чтобы малыш показал творческий процесс, я стараюсь обогатить его жизненный опыт красочными образными эмоциями, предоставить ему все необходимые знания и умения. Чем состоятельнее навык ребенка, тем красочнее станут его творческие проявления. Чем раньше приступить совершенствовать развитие у детей творческого процесса, тем больших результатов можно достичь. По этой причине немаловажно с наиболее раннего возраста начать приобщение ребёнка к народному фольклору.
4. Гендерное воспитание играет огромную роль в становлении личности ребёнка. К 3-м годам у ребёнка начинают формироваться представления о половом различии между мальчиком и девочкой. Это происходит не только в семье, дома, но и в детском саду. Изучив множество литературы, я скорректировала работу по гендерному воспитанию. При использовании потешек, песенок в образовательной деятельности, в режимных моментах мы сможем скорректировать познание ребёнком данных представлений. В народном творчестве отображаются не только внешние признаки мальчика и девочки. Особенно это раскрывается в величании:
Например: Девочке Мальчику
Чешу, чешу волосинки, Расчесываю косыньку, Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса! Расти, коса, не путайся. Дочка, маму слушайся |
«Спи, посыпай, боронить поспевай Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зелены луга». |
Но и в колыбельных песенках можно найти отличия для мальчиков и девочек: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной».
Если окунуться в старину, то можно понять, откуда идут корни гендерного воспитания детей. Во времена, когда еще не было письменности, книг люди передавали всё накопленное своим поколениям из уст в уста. С самого рождения, в первые годы жизни ребёнок находился в окружении своей семьи, самых близких ему людей. И только они могли привить ему этические, эстетические понятия красоты, любви того, что его окружает, любви к народному творчеству. Поэтому работе с семьёй уделяется огромное внимание. Стараюсь объяснить, разъяснить их роль в воспитании мальчика или девочки. В этом им поможет использование при укладывании спать – колыбельных песенок, нежно поглаживая ребёнка напевать ему. Тем самым снимаем с ребенка напряжение, успокаиваем его, и, конечно же, прививаем любовь к народному творчеству. Рассказывая детям потешки, пестушки мы влияем на их осознание своего предназначения. В связи с тем, кому именно адресованы малые фольклорные формы, девочке или мальчику, можно предсказать их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за животными и т. п. Также с помощью устного творчества мы воспитываем у детей нормы морали–уважение к старшим, вежливость, дисциплинированность, заботливое отношение к родителям, исполнительность и честность. Народное поэтическое слово, пример духовного служения людям, может и должен духовно обогатить эту сферу.
5. Как организовать окружающую среду по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. При организации предметно – развивающей среды в группе, я определила для себя несколько критериев, по которым действовала:
1.Безопасность. 2.Наглядность. 3.Яркость. 4.Мобильность. 5.Доступность.
Всем известно, что дети особенно внимательно откликаются на наглядные методы и приемы, поэтому чтение, рассказ и пение песенок, потешек, загадок я сопровождаю показом иллюстрациями, картинками, оформленные в ярком, детском стиле. Были оформлены и приобретены различные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, театр на фланелеграфе. Также в художественном уголке нашли своё место народные игрушки – дымковские, богородские, филимоновские, матрешки. Народная игрушка – это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщаются к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр и игрушек в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Огромную роль в организации развивающей среды оказали родители. Мамы изготовили наряды, на мастер-классе аксессуары (бусы, венки, браслеты) для уголка ряжения. Для двигательной активности детей широко используется свободное пространство группы. Дети с удовольствием играют в подвижные русские народные игры («Платочек», «Солнышко и дождик», «Карусели», «Зайка» и др.). Были изготовлены маски, шапочки, веночки, косички, подобрана картотека игр, художественное слово.
По результатам использования малых форм народного фольклора в работе с детьми 1 младшей группы можно сделать следующие выводы:
– Развивается интерес детей к художественной литературе, народному творчеству;
– развивается память при разучивании песенок, потешек, зазывалок, колядок, загадок, пословиц и поговорок;
– расширяются и углубляются познания ребенка об окружающем мире;
– развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
– активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
– совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
– происходит формирование гендерного поведения;
– развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения;
– стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности;
– участие в театрализованных забавах по фольклору доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Если у вас есть желание умело вплести в педагогический процесс «народную педагогику», то активно принимайтесь за работу, ведь не так сложно это сделать русскому человеку с русской душой, педагогу, понимающему и любящему детей, у которого есть призвание привнести в жизнь детей добро и красоту.
Литература:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. 2012.
- Евдокимова Е. С. Воспитание маленького Волжанина.
- Ветлушина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольника.
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.
- Павлова Л. Н. Фольклор малышам.
- Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких – М.; изд. «Просвещение», 1987.
- Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
- Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Я.; «Академия развития», 2002.