Статья посвящена эффективным методам познания дошкольниками закономерностей и явлений окружающего мира – мнемотехнике и моделированию, с успехом, применяемых во всех образовательных областях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливает требования к структуре и к результатам основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области.
Как показали исследования психологов, важнейшее направление развития образного мышления и воображения в дошкольном возрасте – это овладение способностями к замещению и наглядному моделированию. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например, метод обучения дошкольников грамоте (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, понимания сущности природоведческих понятий, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н. И. Ветрова, Е. Л. Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л. И. Цеханская, Ю. Ф. Гаркушина), в конструировании (Л. А. Парамонова). Модели и схемы можно использовать при выполнении детьми физических упражнений. В общем, методы моделирования и мнемотехники, при достаточном их изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях.
Методы моделирования и мнемотехники используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Они обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с их помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель и схема могут сделать любой объект доступным познанию [4, 17].
Моделирование (моделирующая деятельность) – этосовместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Актуальностьметодов наглядного моделирования и мнемотехники
помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением [5, 15]. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Освоение детьми операции замещения начинается в конце раннего детства, когда один предмет используется в качестве заместителя другого, например, в игровой деятельности, где камешек становится конфетой, а песок – кашей для куклы. Независимо от вида деятельности педагогами учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки. Дети, декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа. Использование мнемотаблиц дает положительный результат. Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, речь.
Образовательная область «Познание» – экология
Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели [2, 17]. Кроме моделирования закономерных процессов природы с детьми можно изготовлять целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Полезна демонстрация моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира – защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели и мнемотаблицы. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Образовательная область «Познание» – математика
Создаются ситуации, требующие воссоздания и дополнения детьми освоенных моделей. Например, в игре «Разместим жильцов на этажах» возможно создание модели-схемы дома с несколькими этажами и использование заместителей-«жильцов» для моделирования условия задачи; в ситуации «Какая кошка сидит выше?» используются модель-схема «дерева» и заместители «кошек»; в ситуации «Кто из детей самый высокий, если...» применяются полосы разной высоты для моделирования отношений; в ситуации «Как посадить три цветка у треугольной башни, чтобы у каждой стены росло по два?» используются модель башни — треугольник и фишки — заместители цветков. Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения. В процессе усвоения количественных отношений и представлений о числе организуются игры и упражнения с различными эквивалентами, наглядными моделями («Домики чисел», с целью освоение состава числа), «Дроби» М. Монтессори, палочки Кюизенера. При упорядочивании и группировке предметов по различным свойствам используют схемы-символы к блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера.
Используются методы и приемы, активизирующие самостоятельное применение моделей и моделирование отношений, зависимостей. Например, в ходе развития пространственных представлений воспитатель предлагает детям продумать вариант перестановки мебели в группе. В ходе обсуждения дошкольники подводятся к возможности моделирования перестановки на плане; определяются способы создания плана, предметы, которые будут представлены на нем; организуется проектная деятельность детей.
Образовательная область «Художественно-эстетичсекое развитие» – конструирование
В процессе конструирования возможно использование игр и упражнений, способствующих выделению пространственных свойств деталей, — рисование схем построек (их структуры и видов «спереди», «сверху», «сбоку»).Аналогично активизируется моделирование в процессе игр «Составим план комнаты с помощью необычных фигур» (используются более условные заместители, например, круги разного размера; ребенок вынужден ориентироваться на пространственные отношения, а не на форму заместителя). В ходе конструирования возможно сопоставление схемы объекта и постройки: для организации сравнения используются: постройка (например, крепость) и две схемы (адекватная и «провокационная» — с некоторыми сходными, но и яркими отличительными признаками). В процессе моделирования закрепляются умения анализировать, сравнивать, обследовать объект и модель.
Образовательная область «Речевое развитие»
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В этом нам помогают модели. На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа произведения (сказки, рассказа), особенно в рифмованной форме [3, 25]. Именно эти наблюдения и подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память через приёмы опосредованного запоминания и метод наглядного моделирования при обучении связной речи.Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний: пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять работу по развитию связной речи детей. Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок.Метод наглядного моделирования очень эффективен при ознакомлении с термином «предложение». Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»), располагают их в нужной последовательности, ограничивая начало и конец предложения, исправляют деформированные фразы, дополняют предложения в соответствии с предложенной схемой.
Интеграция образовательных областей «Познание» (математика, экология), «Речевое развитие»
Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, загадок ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Модели помогают передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. В этом помогали схемы, символы, модели.
Образовательная область «Физическое развитие»
Модели и схемы можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на ней).Онииспользуются для повышения интереса, активизации внимания детей во время занятий, при проведении пальчиковых гимнастик и физминуток.
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами. С их помощью реализуются задачи:
формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми;
воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
Использование приемов наглядного моделирования и мнемотехники помогает детям:
задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную;
добывать информацию, делать сравнения, проводить исследование, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Наглядное моделирование и мнемотехника как способы развития воображения помогают обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы, развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Они являются теми специфическими средствами, которые позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учат анализировать, выделять существенное, учат наблюдательности и любознательности.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2010.
- Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Спб., 2015.
- Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, № 3.