Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста
М. Монтень
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, который ставит главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка федерального государственного образовательного стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка. Выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, где сохраняется сама природа дошкольника.
Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребёнка; сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и желание учиться. А учиться ребёнок должен через игры. Первые навыки в рисовании, письме, чтении и счёте, пении и танцах войдут в мир познания ребёнка через ворота детской игры. Игра – это серьезно!
Раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребёнка. Это возраст, когда происходит формирование всех свойственных индивиду важнейших психофизиологических процессов. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребёнку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития. Современное общество предъявляет новые требования к личности. Востребована творческая, общительная, эмоционально отзывчивая личность. Всё это формируется в процессе жизни человека, начиная с детства. Ранний возраст является сензитивным для формирования данных качеств личности и важную роль в их развитии играют ежедневные впечатления. «Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагогов и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра» (К. Фоппель). С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях неоценима. Эта тема актуальна т.к. дошкольный возраст – это важный этап жизни ребёнка, когда у него формируются и развиваются способности, качества личности, от которых во многом зависит успешность его дальнейшей учёбы в школе, благополучие в отношениях с окружающими людьми. Первый опыт таких отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности. От того как сложатся отношения ребёнка в первой его группе сверстников в детском саду, во многом зависит последующий путь его личности и социального развития.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук – важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Как только человек рождается на свет, он видит вокруг себя многообразие окружающих его предметов и явлений. Все они обладают самыми разнообразными признаками: имеют вкус, запах, звук, величину, форму, цвет. Изучение этих признаков предметов называется сенсорным воспитанием. Значение его в раннем возрасте трудно переоценить. Не зря профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. А народная мудрость? Давно подмечена ценность раннего обучающего воздействия и созданы детские потешки, песенки, игрушки и игры, которые забавляют и в то же время учат маленького ребёнка. Эти народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары привлекают своей красочностью и разнообразием. Играя с ними, ребёнок совершенствует свои навыки в умении различать сенсорные признаки и развивает мелкую моторику рук. И всё это своеобразное обучение элементарным знанием и умением осуществляется эмоционально, в увлекательных формах, доступных ребёнку.
Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов: умывания, одевания, кормления, на прогулках, в играх, в непосредственно образовательной деятельности. Но, по-прежнему, важная роль принадлежит дидактическим играм. И проводить их следует не от случая к случаю, а в определённой системе. Поэтому в группах раннего возраста составлены перспективные планы дидактических игр и упражнений, которые успешно используются в работе нашего ДОУ.
Исходя из требований стандарта, развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В наших группах используются разные виды дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции:
игрушки для нанизывания (кольца, шары, кубы, имеющие сквозное отверстие);
игрушки, предназначенные для прокатывания, а также выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине, форме (геометрические тела: кубы, призмы, шары, кольца разных размеров и т.д.);
игрушки, состоящие из геометрических тел – вкладышей (разноцветные кубы, цилиндры, предназначенные для вкладывания, накладывания разной величины);
народные игрушки – сборно-разборные (матрёшки, бочонки, грибочки – больших и маленьких размеров);
сюжетные игрушки (небольшого размера и высоты – бирюльки, куколки, машины, цыплята, грибочки, собачки и т.д.), а также предметы, подобранные по определённым признакам: цвету, форме, величине (различные коробочки, баночки, шишки, жёлуди, ракушки, фасоль, горох, грецкие орехи, пуговицы, шестигранные карандаши и т. д);
игрушки, изготовленные своими руками: с липучками, пуговицами, крючками, замками, кнопками, стенды с «любимыми» детьми выключателями, шпингалетами, дисками от стационарных телефонов;
музыкальные игрушки (заводские и самодельные);
самодельные пальчиковые и теневые театры;
сенсорные уголки с множеством ящиков и разноцветных горок для скатывания шаров.
Почти все игрушки размещены так, чтобы ребёнок мог достать без труда то, что привлечёт его внимание. А ещё наши педагоги стараются говорить стихами, песенками, прибаутками, говорить «вкусно», чтобы детям захотелось повторить. Одной из любимой малышами форм дидактических игр является – пальчиковая гимнастика. Каждая свободная минутка занята по просьбе детей пальчиковыми играми. Родителям приходиться заучивать стихи – игры, потому что дети дома просто «требуют» играть в них. Не зря же народная мудрость гласит: «Чем лучше развиты пальчики, тем умнее головушки». Восточные медики установили, что по насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе и поэтому пальчиковая гимнастика имеет особое, стимулирующее воздействие. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с детьми раннего возраста разнообразных видов дидактических игр способствует овладению активной речью и положительно влияет на отношение малыша к процессу познания окружающего мира.
|
|
|
|
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
- Айрапетянц И. И. Работа с детьми 2 – 3 лет летом. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Айрих О. А., Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей. – Волгоград: Учитель, 2008. –134 с.
- Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3–х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.