Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников через организацию работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кочегарова, Е. В. Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников через организацию работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок» / Е. В. Кочегарова, В. К. Баландина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46663/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья может заинтересовать инструкторов по физической культуре, воспитателей дошкольных учреждений.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь

Гиппократ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность – естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей младшего возраста.

В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением сводов её основ. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Стопа по данным многих исследований– это сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную функцию. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение её функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени, формирование сводов стопы).

Коррекция дефектов осанки – не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции.

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя – формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».

Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, на своих занятиях, я использую упражнения с мячом. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствует повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.

С этой целью мною была разработана программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок», которая составлена на основе учебно-методических пособий Т. Г. Анисимова «Профилактика нарушений осанки и коррекция плоскостопия», Н. И. Николаева «Школа мяча».

Направленность программы: физкультурно-оздоровительная.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.

Задачи:

1. Укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки.

2. Укреплять мышцы, формирующий свод стопы.

3. Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом (навыки ловли, ведения и бросков мяча)

4. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

5. Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

Содержание программы:

Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей.

В подготовительную часть включаю несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений. В основную часть входят специальные упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Для профилактики плоскостопия используют упражнения с мелкими предметами (карандашами, игрушками от киндер-сюрприза, детали мелкого конструктора и др.), предлагают детям захватывать предметы пальцами ног; рисовать, зажав карандаш пальцами ног. Дозировка упражнений зависит от возраста детей, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Во время физической нагрузки важно научить ребенка правильно дышать через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Также использую в структуре оздоровительных занятий различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д.), дыхательную гимнастику, разнообразные виды самомассажа, упражнения Су-Джок терапии, упражнения на релаксацию.

Дозировка упражнений зависит от возраста детей: для детей 4-5 лет каждое упражнение в среднем повторяется 6-8 раз, для детей 5-6 лет каждое упражнение повторяется 8-10 раз, 6-7 лет 10-12раз. Упражнения чередуются с более длительными и разнообразными паузами отдыха. Моторная плотность занятий может быть невысокой – это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

С детьми 4-5 лет при обучении физическим упражнениям использую показ, имитацию, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

С детьми 5-7 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, применяем словесные наглядные пособия (фотография, рисунки).

Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяю: ритмическое музыкальное сопровождение, звуковой сигнал.

Ожидаемые результаты:

1.Научить детей заботиться о своём здоровье и укреплять его с детства, а также о здоровье окружающих.

2. Укрепление осанки, улучшение физических качеств, координации, скорости, гибкости, равновесия.

3. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

4.Формирование потребности в движениях (бег, игры с предметами, использование спортивного инвентаря)

В результате моей работы происходит укрепление здоровья детей. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: гибкости, координации, ловкости, силы. Улучшается техника выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам, развивается эмоциональная сфера, коммуникативные способности, формируется потребность в движениях (бег, игры с предметами, использование спортивного инвентаря). Ребенок укрепляет позитивную самооценку через достижение уверенности в движениях, осознает рост своих достижений на собственных успехах, а не в сравнении с другими детьми, развивает чувство собственной компетентности («Я могу»).

IMG_4870Литература:

  1. Дидур, М. Д., Поташник, А. А. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001.
  2. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников. Рекомендации, занятия. ФГОС.
  3. Николаева Н. И. Школа мяча. – Изд-во «Детство-пресс», 2008.
  4. Сочеванова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет. – «Детство-пресс», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, двигательная активность, движение, возраст детей, дозировка упражнений, правильная осанка, спортивный инвентарь, укрепление здоровья детей, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; освещены причины низкой эффективности традиционн...

Воспитательная практика «Здоровые ножки» по предупреждению плоскостопия на основе здоровьесберегающей технологии «Стопотерапия»

Похожие статьи

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; освещены причины низкой эффективности традиционн...

Воспитательная практика «Здоровые ножки» по предупреждению плоскостопия на основе здоровьесберегающей технологии «Стопотерапия»

Задать вопрос