Смешанное обучение является вариантом работы с одарёнными учащимися. Различные модели организации смешанного обучения позволяют раскрывать личностные предпочтения, особенности усвоения знаний и умений. Индивидуальный маршрут ученика способствует полноценному интеллектуальному и творческому развитию.
Ключевые слова: смешанное обучение, модели смешанного обучения, одарённость
Blended learning is a way of working with gifted students. Various models of the organization of blended learning can reveal personal preferences, the features of assimilation of knowledge and skills. Individual route student contributes to the full intellectual and creative development.
Keywords: blended learning models of blended learning, talent
В настоящее время в России происходят изменения и перемены. Общество нуждается в людях, умеющих принимать оригинальные решения и способных творчески мыслить. Учитель обязан создать комфортные условия для развития интеллекта и творческих способностей каждого ребёнка. Особенно следует обратить внимание на обучение одарённых учащихся. Эти дети имеют огромный потенциал для получения знаний на более высоком уровне сложности.
Прекрасным вариантом работы с одарёнными школьниками является смешанное обучение, под которым понимается такой образовательный подход, при котором совмещается обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагаются элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграция опыта обучения с учителем и онлайн [1, с.15].
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации моделей смешанного обучения. С небольшими терминологическими расхождениями все вариации сходятся в том, что смешанное обучение может быть реализовано на двух уровнях — на уровне классно-урочной системы, внутри школы, и на уровне личности ученика, включающем в себя не только обязательное, но и дополнительное образование.
Существуют несколько базовых моделей осуществления смешанного обучения: перевёрнутый класс, ротация станций, станция лабораторий и гибкая модель.
Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов.
Модель «перевёрнутый класс» — самая простая. Учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с предлагаемым новым материалом или закрепляют его. На уроке происходит закрепление материала в форме семинара, проектной деятельности. Ещё больший образовательный эффект будет достигнут, если учитель использует LMS (системы управления обучением). Это даёт возможность определить, насколько успешно учащийся подготовился дома. Данная информация позволит оперативно скорректировать сценарий урока.
Модель «ротация станций» работает в начальной и средней школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе, использования LMS и умения организовывать групповую работу. Дети делятся на три группы по видам учебной деятельности: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В ходе урока происходит перемещение между станциями. Кто-то из учеников может глубоко освоить предлагаемый материал за урок и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то потребуется всё время направить на получение базовых знаний. Данную модель смешанного обучения интересно использовать на обобщающих уроках. При этом можно предложить учащимся на станции проектной работы решить следующую задачу: «Вы — губернатор области. Произошло чрезвычайное положение: запасы воды для обеспечения жизнедеятельности населения прекратились. Сколько времени нужно для восстановления? Когда закончится вся имеющаяся вода?» Подобное задание предполагает анализ данных об объёмах водохранилищ, расходе воды, численности населения, то есть имеет явно выраженный практический характер. Для успешного выполнения требуется наличие сформированных навыков самостоятельной работы в онлайн-среде, уделяется внимание формированию навыков групповой работы и взаимопомощи.
Модель «ротация лабораторий» не предполагает проектной коллективной работы, поэтому её легче использовать стационарный компьютерный класс или класс планшетов. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс, где индивидуально работают в онлайн-среде, закрепляя полученные знания.
Гибкая модель смешанного обучения — самая сложная. Чтобы работать в ней у учеников должны быть навыки самоорганизации, обычно применяется в старших классах. Основная идея гибкой модели в том, что ученики не ограничивают количество времени на тот или иной вид учебной деятельности. Вместо этого у каждого школьника есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от необходимости [2, с.85].
Традиционно у педагогов, впервые услышавших о смешанном обучении, возникают опасения, что в случае активного внедрения в образовательный процесс онлайн-курсов нивелируется роль учителя. Однако опыт дистанционного обучения уже показал, что большинству учащихся требуется персональный наставник, необходим внешний мониторинг деятельности, важно чувствовать поддержку, внимание, присутствие рядом людей, которые занимаются той же деятельностью [3].
При апробации осуществления смешанного обучения при работе с одарёнными детьми необходимо разделить класс на несколько рабочих зон — по числу видов учебной деятельности. Целесообразно выделить три зоны: онлайн-обучение, работа с учителем, групповая самостоятельная работа. Класс делится на группы с учётом индивидуальных способностей, раздаются маршрутные листы с заданиями. Смена рабочих зон происходит по сигналу таймера. Время работы в каждой зоне устанавливает учитель, исходя из сложности задания. Данная модель делает урок более интенсивным, увлекает детей. В начале урока требуется раздать маршрутные листы, провести инструктаж о том, как будет построен урок, как переходит на другую станцию и успевать выполнять все задания. В конце урока нужно собрать всех учеников и подвести итоги совместной деятельности на уроке.
Применение смешанного обучения в образовательной деятельности происходит решение накопившихся сложностей. Необходимо создать условия для изменения конкретных школ. Для этого нужно желание администрации, осознание потребностей всех участников в изменении школьной инфраструктуры и информационно-образовательной среды. Смешанное обучение повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневости учащихся. Индивидуальный маршрут ученика способствует полноценному интеллектуальному и творческому развитию.
Литература:
- Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. — М.: Буки Веди, 2016. — 280 с.
- Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков: Изд-во Псковск. обл. ин-та усовершенств., 1994. — 280 c.
- Гущина Е. С., Захарова Ю. В. Мотивация учения — основное условие успешного обучения. URL: http://festival.1september.ru/articles/569621/ (дата обращения: 08.11.2016).