Статья раскрывает природу публично-правового регулирования с теоретической точки зрения, положенной в основу теории государства и права. Отражены основные признаки права и правового регулирования. Раскрывается важная роль государства в публично-правовом регулировании.
Ключевые слова: государство, право, правовое регулирование, правовое воздействие, позитивное право, позитивно-правовое регулирование, публичное право, публично-правовое регулирование
С 1993 года Россия провозгласила себя демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ [1]).
Государство и право — это результаты развития человеческой цивилизации, достижения общечеловеческой культуры. С ними связывают социальный прогресс, реализацию естественных и приобретенных прав и свобод личности, развитие демократического правового режима. Общественная потребность в дальнейшем развитии государства и права, возрастающая их социальная ценность обусловливают возникновение идей и реальных процессов формирования правового государства и гражданского общества.
Право относят к социальным нормам, под которыми понимают связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, которые возникают в ходе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. С целью урегулировать поведение людей общими правилами ещё на ранних этапах развития общества появилась потребность в социальных нормах. Именно право выступает регулятором общественных отношений во взаимосвязи с другими нормами [2].
Взгляды на право, его происхождение, место и роль в обществе менялись с развитием собственно общества, зрелости научной юридической мысли, разнообразных объективных и субъективных факторов [7].
В соответствии с теорией естественного права[1] человек рождается с конкретным перечнем естественных и неотчуждаемых прав, но после, в результате неких конфликтов, возникла потребность в механизме реализации таких прав. Представители этой теории подразделяли право на две части: позитивное право — которое создаётся государством; естественное право — общее для всех, стоит над позитивным правом.
Право — с позиции исторической школы права[2] — это выражение духа народа, который складывается аналогично языку: постепенно, в процессе исторического развития, вне зависимости от субъективных мнений государства, которое в лице своего законодательного органа не вправе творить нормы по своему усмотрению.
Согласно реалистической школе[3] право возникает и развивается под воздействием внешних факторов, в качестве которых выступают интересы человека. Представители данной теории выделяют следующие признаки права: единство и изменчивость; непосредственная связь с государством; взаимосвязь с обязанностями субъектов правоотношений; его нарушение влечет применение мер только государственного принуждения.
Социологическая теория (школа)[4]: право делится на: книжное «мёртвое» право, которое отражено в конституции; действующее «живое» право, в виде судебных актов, с которыми человек сталкиваются в своей деятельности.
Нормативистское направление[5] определило право как внешнюю регламентацию общественной жизни с целью удовлетворения потребности людей.
Согласно психологической теории[6] право — есть императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей [10].
Марксистская (материалистическая) теория представляла право как волю господствующего класса, которая облечена в форму закона и опирается на государственное принуждение.
При этом, все теории и учения сводятся к следующему, что право [7]:
‒ это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
‒ в нормативном выражении должно выражать требования человеческой справедливости, служить в интересах всего общества, а не отдельных его групп, учитывать персональные интересы и потребности личности как основы общества;
‒ на частную собственность выступает базой всех прав человека;
‒ это мера поведения, которая устанавливается и охраняется государством;
‒ это норма свободы.
Таким образом, для того, чтобы уяснить что следует понимать под правовым регулированием, следует исходить из следующих выводов:
‒ право в объективном (широком) смысле [11] — общеобязательные социальные нормы (правила поведения), установленные государством и обеспечиваемые силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающее из самой природы, человеческого разума; императив, который стоит над государством и законом (естественное право);
‒ право в узком смысле — регулятор общественных отношений, исходящий от государства и зафиксированный в специальном акте.
Итак, правовое регулирование как разновидность социального регулирования также следует рассматривать в широком и узком смысле [4].
В первом случае, правовое регулирование понимается как регулирование общественных отношений, осуществляемое правом в общесоциальном смысле.
Во втором случае, правовое регулирование — это регулирование, осуществляемое позитивным правом. При этом регулирование (упорядочение, приведение чего-либо в систему), в этом случае, это вид управления [12], осуществляемое государством. В целом, государство является единственной политической организацией, владеющей позитивным правом, которое считается самым мощным регулятором общественных отношений [4].
Таким образом, позитивно-правое регулирование характеризуется как основной вид социального регулирования и, по своей природе, это государственное регулирование. При том, тот факт, что существует возможность установления норм позитивного права как негосударственными организациями, так и народом, не умаляет указанное, в связи с тем, что это допускается именно с дозволения государства.
Также, надлежит отметить, что позитивно-правовое регулирование рассматривается как вид правового воздействия на общественные отношения, осуществляемое посредством не только норм собственно позитивного права, но и с использованием иных правовых средств. Совокупность последних составляет механизм правового регулирования, который делится на стадии (регламентация общественных отношений, возникновение правоотношений, реализация норм права) и элементы (нормы права, юридические факты, акты применения норм права, правовые отношения, акты реализации прав и обязанностей, правосознание, режим законности) [6].
Таким образом, мы подошли к понятию публично-правового регулирования, которое связано с публичным правом и публичной властью государства. Именно государственный интерес (в том числе в вопросах определения его правового статуса, всех ветвей власти и регулирования отношений с ярко выраженным характером) служит основным критерием для разграничения публичного права от права частного [6]. Г. Ф. Шершеневич публичное право именует как государственное право [8]. К примеру, конституционное, международное, административное, уголовное и финансовое права — это отрасли публичного права.
Теоретические основы публично-правового регулирования в своё время исследовал О. Е. Землянов. Так, он указывает, что отличительные черты публично-правового регулирования заключаются в юридико-технических приемах компетенции, посредством которого определяется положение публичных субъектов. Целью такого регулирования О. Е. Землянов считает «конкретное выражение потребности публичного субъекта, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы (публично-правового регулирования)». При этом характер задач публично-правового регулирования он определяет как нормативный, почетное место основы которого занимают положения преамбулы ныне действующей Конституции России [3].
Как выше отметили, именно в Основном законе страны Россия провозглашена правовым государством. В. Ф. Яковлев определяет правовое государство как: «с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного развития применения права, внедрения его в жизнь. … Элементом правового государства является тщательно отработанное законодательство со всеми необходимыми его частями — публичным и частным правом и его отраслями» [9]. Что и обусловливает значимость изучения публично-правового регулирования.
Таким образом, публично-правовое регулирование — это вид позитивно-правового регулирования общественных отношений, которое осуществляется с помощью норм публичного права при обязательном участии государства и наличии соответствующего интереса. Публичное-правовое регулирование именуют также как государственное регулирование, так как оно является функцией государственного управления (наряду со сбором и обработкой информации, прогнозированием, планированием, организацией, контролем, учетом и др.).
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014, № 31, ст. 4398.
- Алексеев, С. С. Теория государства и права: Учебник для вузов / С. С. Алексеев. — 3-е изд. — М.: НОРМА, 2004.
- Землянов, О. Е. Публично-правовое регулирование: проблемы теории и практики: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.01 / О. Е. Землянов; Самарский гос. экономический ун-т. — Волгоград, 2011. — 31 с.
- Пьянов, Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / Н. А. Пьянов. — Иркутск: Изд-во ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), 2015. — 528 с.
- Теория государства и права: курс лекций / сост.: Н. И. Красняков, Н. В. Шишкина; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. — 248 с.
- Теория государства и права: учебник /отв. ред. проф. В. В. Кожевников.- Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2015. — 501 с.
- Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / В. Н. Хропанюк. — Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. — М., 2000. — 377 с.
- Шершеневич, Г. Ф. Избранное: В 6 т. Т. 4 включая Общую теорию права / Г. Ф. Шершеневич. — Вступ. слово, сост.: П. В. Крашенинников. — М.: Статут, 2016. — 752 с.
- Яковлев, В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования / В. Ф. Яковлев. — М.: Статут, 2012. — 292 с.
- Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. – СПб., 1907.
- Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 704 с.
- Авакьян, С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с. - С. 614.
[1] Сторонники теории: Локк, Руссо, Монтескье, Голбах, Радищев и др.
[2] Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и др.
[3] Рудоль Иеринг.
[4] Эрлих.
[5] Р. Штаммлер.
[6] Л.И. Петражицкий, Дьюи, Мэрилл, Росс, Эллиот и др.