В статье рассматриваются пределы публично-правового регулирования. Обращается внимание на подвижность границ данного вида регулирования. Отражены возможности контроля процесса расширения пределов публично-правового регулирования. Приведены, в качестве примера, положения о пределах конституционно-правового регулирования, как вида публично-правового регулирования.
Ключевые слова: публично-правовое регулирование, публичное право, государство, интересы, пределы публично-правового регулирования, контроль, конституционно-правовое регулирование
Публично-правовое регулирование — это вид позитивно-правового регулирования общественных отношений, которое осуществляется с помощью норм публичного права при обязательном участии государства и наличии соответствующего интереса. Публичное-правовое регулирование именуют также как государственное регулирование, так как оно является функцией государственного управления (наряду со сбором и обработкой информации, прогнозированием, планированием, организацией, контролем, учетом и др.).
О. Е. Землянов в своей диссертации исследовал пределы правового регулирования, а именно ставил задачи по выявлению критерий их формирования и правового значения, и определению особенностей закрепления таких пределов в обстоятельствах демократического правового государства [11].
Так, им выделяются две основные черты процесса формирования общих пределов публично-правового регулирования: так называемые, атрибутивные границы, которые формируются исходя из сути публичного правоотношения, где обязательным участником является государство; активность государства при создании системы правового регулирования, при этом реализуется защита им публичного интереса.
Таким образом, пределы публично-правового регулирования имеют подвижные границы, и могут изменяться по ходу конкретизации публичного интереса. То есть, меняются публичные потребности, меняются (появляются новые) сферы, а с ним и пределы публично-правового регулирования. К примеру, в настоящее время актуально исследование пределов публично-правового регулирования национальной безопасности, информации (особенно в сети Интернет), экономики.
При этом, надлежит отметить, что Россия придерживается позиции о том, что процесс расширения пределов публично-правового регулирования должен контролироваться. Так, это возможно на основании:
‒ согласно нормам бюджетного законодательства [2, 5], регламентирующие вопросы государственных расходах и порядка принятия бюджетных обязательств;
‒ на основании утвержденных главой государства различных Концепций по развитию соответствующего законодательства и направлений государственной политики [6, 7];
‒ в рамках общественной [3, 9] и антикоррупционной [4, 8] экспертизы нормативно-правовых актов.
Также, разумеется, пределы публично-правого регулирования находятся в пределах правого регулирования. Так выделяют:
(1) верхний (внешние границы) и нижний (внутренние границы). Первый — это предел возможного регулирования, когда общественные отношения, которое существуют за ним, не досягаемы для государства и регламентируются иными нормами. Такая граница обусловливается факторами культуры (степень развития общества, моральные устои, национальные, религиозные и другие обычаи и традиции), а также неотъемлемыми правами и свободами человека [12].
Для нижней границы (необходимого вмешательства) имеет значение степень важности общественных отношений для государства и общества. Как правило, большинство отношений, имеющих место в реальной жизни не регламентированы правом. Границы правового регулирования могут расшириться, когда значимость общественных отношений возрастает, из частных они трансформируются в общие, существенные.
(2) объективные и субъективные пределы правового регулирования. Первые обусловлены непосредственно общественными отношениями, то есть они как бы сами говорят, что должно регулироваться правом, а что нет. При этом, сфера правового регулирования общественных отношений, которые могут и должны регулироваться, имеет такие объективные пределы, которые определяются границами такой сферы.
Субъективные пределы — это такие пределы, которые устанавливаются не общественными отношениями, а правотворческими органами позитивного права. Такие пределы также именуют предметными пределами, которые являются границами предмета регулирования или сферы соответствующих общественных отношений. Также, рассматриваемые пределы могут проявляться на стадии урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых иных показателях [15].
Известно, что отраслями публичного права, как правило, считаются теория государства и права, конституционное, административное, финансовое, уголовное право, судоустройство, уголовный процесс, равно как и другие виды процессов, международное публичное право, международное гуманитарное право. Следовательно, можно выделить соответствующие виды публично-правового регулирования, имеющие свои пределы.
Так, например, пределы конституционно-правого регулирования так или иначе исследованы в работах Е. С. Зайцевой [10], И. А. Лошкаревой [13] и Р. Г. Нурмагамбетова [14].
Р. Г. Нурмагамбетов обосновывает актуальность исследования пределов конституционно-правового регулирования, а именно: «анализ юридической литературы показывает, что в теории конституционного права вопрос об определении понятия, признаков, видов пределов конституционного регулирования в достаточной мере не рассматривался» [14].
В свою очередь, И. А. Лошкарева справедливо отмечает, что пределы конституционно-правового регулирования обозначены в ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации [1], регламентирующие режим чрезвычайного положения, а также ряд некоторых других статей (23, 25, 29, 32, 35, 36 и др.), которыми сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых определенных прав и свобод личности или возможности их ограничения при некоторых обстоятельствах.
Также, в ч. 3ст. 17 Основного закона страны закреплено традиционное для российской и мировой правовой системы положение, согласно которому «осуществление прав и свобод человекам и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».
Е. С. Зайцева отмечает, что проблемы установления пределов правового регулирования обусловлены особенностями осуществления каждого вида правовой деятельности, а именно правотворческой, интерпретационной, правоприменительной. При этом, вопрос о пределах исследуется именно в связи с первым видом правовой деятельности, так как именно в ходе правотворчества они собственно и устанавливаются. В её статье показана деятельность Конституционного Суда РФ, который выходит за пределы правового регулирования, что оценивается по-разному. Главным образом, указанному способствует различное понимание «духа и буквы закона».
Изучение деятельности Конституционного Суда РФ в рамках исследования пределов публично-правового регулирования значимо в связи с тем, что своими решениями он определяет границы для деятельности законодателя, которому надлежит внести соответствующие необходимые изменения в нормативно-правовой акт.
Е. С. Зайцева приходит к выводу о том, что «влияние субъективного фактора при установлении пределов правового регулирования в интерпретационной деятельности Конституционного Суда РФ приводит к появлению противоречий, имеющих неоднозначный, неочевидный и неразрешимый характер» [10].
Таким образом, при исследовании пределов публично-правового регулирования необходимо учитывать то, что их границы, как правило, не имеют значение «константа» и их определение порождает дискуссии.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014, № 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) // СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 382
3. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ, 2005, N 15, ст. 1277.
4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ, 2009, N 29, ст. 3609.
5. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, свободный. — Загл. с экрана.
6. Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3356.
7. Указ Президента РФ от 20.04.2014 N 259 (ред. от 24.05.2016) «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» // СЗ РФ, 2014, N 17, ст. 2036.
8. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // СЗ РФ, 2010, N 10, ст. 1084.
9. Положение о порядке проведения общественной экспертизы (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол N 4-С) (с изм. от 22.03.2012) [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.oprf.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
10. Зайцева, Е. С. Противоречия при установлении пределов правового регулирования в правотворческой деятельности и интерпретационной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / Е. С. Зайцева // Юридическая техника. — 2017. — № 11. — С. 426–427.
11. Землянов, О. Е. Публично-правовое регулирование: проблемы теории и практики: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.01 / Олег Евгеньевич Землянов; Самарский гос. экономический ун-т. — Самара, 2011. — 214 с.
12. Кожевников, В.В., Красман, А. И. Пределы правового регулирования и естественное право / В. В. Кожевников, А. И. Красман //Современное право. — 2013. — № 10. — С. 41.
13. Лошкарева, И. А. Становление конституционно-правового регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в истории России и за рубежом / И. А. Лошкарева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 5. — С. 123–125.
14. Нурмагамбетов, Р. Г. К вопросу об исследования пределов конституционного регулирования общественных отношений / Р. Г. Нурмагамбетов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 4. — С. 55–56.
15. Теория государства и права: учебник /отв. ред. проф. В. В. Кожевников.- Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2015. — 501.