Мебельный бизнес, как и любой другой, требует компетентного и квалифицированного подхода и его существование невозможно без грамотного руководства. Нами был проведен SWOT-анализ малого бизнеса, выявлены сильные и слабые стороны предприятий. Конкурентная борьба может в корне уничтожить компанию, не позволяя ей встать на ноги. Поэтому любая фирма, занимающаяся производством и реализацией мебели должна быть конкурентоспособной.
Ключевые слова: малый бизнес, мебельное предпринимательство, программы поддержки, рынок мебели
В условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса обладают преимуществами за счет гибкости и динамичности, быстрого реагирования на потребности покупателя. Мебельные региональные компании находятся в постоянном поиске путей не только выживания на рынке, но и стратегического развития. Одним из самых емких рынков в Европе и перспективным с точки зрения дальнейшего потенциала является российский рынок мебели. В пользу данного утверждения выступают высокие темпы жилищного строительства, набранные за последние годы. Новые квартиры требуют новой мебели, что, в свою очередь, способствует развитию мебельной промышленности. Однако ряд факторов мешает успешному росту рынка.
Для того чтобы оценить положение мебельного бизнеса на рынке малого предпринимательства в целом проведем SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации).
Таблица 1
SWOT-анализ положения малого бизнеса на российском рынке
Этот анализ поможет выявить сильные и слабые стороны малого бизнеса для повышения его эффективности в целом и рассматриваемой отрасли в частности, учитывая специфику положения предприятий малого бизнеса на рынке, обозначить возможности и угрозы, исходящие из внешней среды, а также оценить степень конкурентоспособности.
В качестве сильных сторон в данном случае выступают преимущества малого бизнеса в условиях рынка. Слабые стороны — это отсутствие основ для функционирования субъектов малого предпринимательства. В качестве рыночных возможностей выступают благоприятные обстоятельства, которые следует использовать для получения преимущества, обусловленные, в первую очередь, государственной поддержкой. Рыночные угрозы — это события, способные оказать неблагоприятное воздействие на функционирование субъектов малого предпринимательства [2].
«Слабые стороны» предприятий малого бизнеса можно минимизировать, используя внутренние возможности организации. Развитие же «сильных сторон» нуждается во внешней помощи в виде государственной поддержки предприятий малого бизнеса.
Крупные производители должны ориентироваться на поточное производство, мелкие фирмы на индивидуальные заказы. Следует учитывать, что современной тенденцией развития мебельного производства становится тематическая направленность. Развитие регионального производства мебели должно сопровождаться параллельным развитием торговой сети мебельных компаний.
Следует акцентировать внимание на необходимости сбалансированного развития всех сегментов мебельной отрасли в регионах России. Для этого наряду с региональной поддержкой требуется и государственная на федеральном уровне. Должна быть реализована государственная программа поддержки лесопромышленного комплекса. В дорожную карту необходимо включить новые дополнительные меры господдержки всех отраслей ЛПК, в том числе и мебельной промышленности.
Приоритетными направлениями поддержки отрасли следует считать разработку целевых программ развития мебельной промышленности, включающих меры по стимулированию перевооружения предприятий, гибкую систему налогообложения, уменьшение кредитных ставок для промышленных предприятий, снижение уровня социальных взносов и защиту авторских прав [1].
В мебельном предпринимательстве эффективность работы во многом зависит от кадрового состава и взаимоотношений между ними. С целью установления постоянных взаимоотношений между подразделениями, в каждом предприятии малого бизнеса разрабатывается организационная структура управления. В организационной структуре реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, выражающиеся в тех или иных аспектах.
Внутренние способы совершенствования во многом обусловлены качеством менеджмента, который включает в себя организационное построение предприятия малого бизнеса и управление всеми его подразделениями. Однако конкурентные преимущества требуют непрерывного совершенствования деятельности всех структурных подразделений фирмы (отделы сбыта и продаж, маркетинга и пр.). Это, безусловно, требует немало трудовых и материальных затрат.
На региональном уровне существует огромное количество программ поддержки малого бизнеса. На программные мероприятия со стороны государства выделяются значительные средства.
Основные внешние пути совершенствования регулирования малого бизнеса — это:
- Финансовая поддержка предприятий малого бизнеса со стороны государства посредством льготного кредитования и предоставления субсидий на погашение части процентных ставок по кредитным обязательствам, компенсация части расходов по разработке бизнес-планов, помощь в предоставлении поручительств субъектам малого предпринимательства за счет средств гарантийных фондов, предоставлении предприятиям малого бизнеса основных средств на условиях лизинга.
- Имущественная поддержка предприятий малого бизнеса в виде предоставления на льготных условиях земельных участков, нежилых помещений, оборудования и пр.
- Налоговое стимулирование малого бизнеса посредством создания специалных льготных налоговых режимов с особым порядком ис-числения налогов и ведения налогового учета.
- Формирование эффективной системы информационной поддержки предприятий малого бизнеса как на федеральном, так и на местном уровнях (например, с помощью проведения образовательных мероприятий в сфере финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей в виде круглых столов, конференций, участие в СМИ и пр.).
Литература:
- Федотов А. В., Какаджанова А. Д. Региональные аспекты развития мебельной промышленности России // Вопросы региональной экономики –2016. — C. 42–47.
- Философа Т. Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: Юнити. — 2016. — 272 с.