Результаты социально-психологического исследования на раннее немедицинское употребление психоактивных веществ, проведенного в Самарской области в 2017 году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.11.2017

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Шмаргуненко, Е. А. Результаты социально-психологического исследования на раннее немедицинское употребление психоактивных веществ, проведенного в Самарской области в 2017 году / Е. А. Шмаргуненко, Н. А. Никашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46684/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире особое внимание уделяется людям, способным к саморазвитию, достижению высоких результатов в труде, демонстрирующим творческий подход к решению задач. Успех в обучении, достойный уровень квалификации, разностороннее развитие обеспечивают наилучшую профессиональную реализацию человека. Существует множество факторов, влияющих на благополучную самореализацию и осуществление планов, например: высокий уровень развития интеллектуальных способностей, наличие творческого мышления, заинтересованность в новаторских идеях, а также психическое и физическое здоровье.

Важно отметить, что представители молодежной среды сегодняшнего общества подвержены огромному количеству соблазнов со стороны разного рода «удовольствий». Существует свободный доступ к кино, театрам, выставкам, играм, танцам, разнообразным покупкам, путешествиям, но не все способны сделать правильный выбор. Иногда выбираются любопытные развлечения, которые могут пагубно отразиться на состоянии здоровья. Речь идет о незаконном употреблении психоактивных веществ (курение канабиса, инъекций героина, употребления ПАВ в форме таблеток).

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие сбыту наркотиков и организованному наркобизнесу. В этой связи первоочередной задачей педагогов, психологов и социальных служб является профилактика наркомании и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

На основании законов от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». В соответствии с Законом (ст. 54. ч. 4) раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:

– социально-психологическое тестирование (СПТ) обучающихся в образовательной организации (далее — тестирование);

– профилактические медицинские осмотры обучающихся в специализированной медицинской организации.

Тестирование осуществляется с помощью методики «Объективный тест установок. Наркотик (ОТУ: Наркотик)», автором и разработчиком которой является Петр Всеволодович Яньшин, профессор, доктор психологических наук.

«ОТУ: Наркотик» предназначен для выявления эмоциональных установок в отношении употребления психоактивных, в том числе наркотических, веществ. Он выявляет скрываемую либо плохо осознаваемую положительную установку на употребление наркотических средств (курение канабиса, инъекций героина, употребления ПАВ в форме таблеток).

Метод «ОТУ: Наркотик» представляет собой компьютерную программу, устанавливаемую на IBM — совместимый компьютер под Windows XP, Vista, Windows 7. Его проведение не требует высокой квалификации. Файлы результатов автоматически сохраняются на жесткий диск и могут в дальнейшем анализироваться как индивидуально, так и в группе. Предусмотрена возможность автоматической обработки большого массива групповых данных с помещением результатов в базу данных Access для статистического и научного анализа [5].

Важные психологические преимущества «ОТУ: Наркотик»

  1. Осознание подростком неотвратимости выявления склонности к наркотизации послужит существенным психологическим барьером против искушения попробовать ПАВ.
  2. Малая, по сравнению с анкетированием, психологическая травматичность для подростков, поскольку ОТУ не содержит вопросов, способных оскорбить подозрением в совершении противоправных поступков.

Задача обследования — оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

Цель тестирования — выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками.

Перед проведением исследования обязательно собираются согласия от родителей или обучающихся на участие.

В 2017 году было проведено социально-психологическое тестирование обучающихся 8-х классов и 1-х курсов средних профессиональных организаций. Кол-во опрошенных в 2017 году составило 34764 человека из 770 образовательных учреждений.

Результаты тестирования анализируются по стандартизированной шкале, где нормой являются показатели в рамках ± 10*Zt относительно среднего по Самарской области (см. рис. 1).

Рис. 1. Результаты тестирования по ТУ в 2017 г.

У обучающихся образовательных организаций (ОО) в территориальных управлениях (ТУ), которые расположены выше нулевой отметки, в высокой степени вероятности выражена отрицательная установка на употребление психоактивных веществ. У обучающихся ОО в ТУ, расположенных ниже нулевой отметки, можно констатировать либеральное отношение к употреблению психоактивных веществ (у данной категории обучающихся не сформирована эмоциональная (бессознательная) установка против употребления наркотических средств и психотропных веществ). Наиболее тревожная ситуация констатируется с отметки ниже (– 10). При этом необходимо отметить, что внутри ТУ, района и образовательных организаций, даже при положительных показателях, могут быть классы, в которых преобладают обучающиеся с либеральным отношением к употреблению психоактивных веществ.

По итогам проведенного СПТ в 2017 году была выделена категория обучающихся («группа риска»[1]), чей результат ниже полученной нормы[2]. Группа риска составила 13,3 % (4641 человек) от общего числа испытуемых.

По результатам тестирования каждая образовательная организация получает заключение с подробным описанием ситуации отношения обучающихся к ПАВ, выявленной «группой риска», рекомендациями по изменению воспитательной работы. Также разрабатываются диски с методическими материалами, нормативной базой и медиатекой для работы со всеми субъектами образовательного процесса.

Из года в год результаты отдельных территориальных управлений меняются. В тех учреждениях, где наблюдается снижение показателей, рекомендуется изменение форм, методов и технологий работы с обучающимися. В территориальных управлениях, показавших высокий результат, отмечается эффективность применения рекомендаций, разработанных специалистами в области психологии, педагогики и социологии.

Традиционно первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на снижение факторов риска, побуждающих употребление ПАВ. В исследованиях А. К. Колеченко и А. М. Каменского (2002) выделяются индивидуально — психологические факторы, влияющие на выбор в пользу наркотика. Например: подражание авторитетным сверстникам; попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников; аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность).

В Самарской области тестирование прошли 16 616 девочек и 18 148 мальчиков. Процент группы риска у мужской половины — 7.6 %, у девочек несколько ниже — 5.7 %. Исследование мотивов, которыми руководствовались подростки при первой пробе наркотика, показало, что они имеют гендерные различия. Для мальчиков наибольшим мотивом служит любопытство, а для девочек стремление сблизиться с противоположным полом, уже находящимся в среде употребления ПАВ. Вероятно, с мотивационной сферой связаны различия в показателях группы риска среди мальчиков и девочек. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о необходимости поиска способов формирования отрицательной установки к ПАВ.

Важно отметить, что первичное употребление наркотика — это результат разрешения внутреннего конфликта между мотивами, потребностями ребенка и моралью [1]. Посредником в этом конфликте выступает когнитивная сфера, это тот момент, когда подросток размышляет, разрешить себе наркотик или запретить. В случае употребления подавляется мораль, демонстрируется отсутствие воли, в случае запрета мораль преобладает, срабатывают волевые механизмы саморегуляции [2].

Формирование воли процесс длительный, основанный на достойном примере родителей, значимых взрослых. Поэтому необходимо с раннего возраста вырабатывать у ребенка социально-полезные навыки: говорить уверенное «нет», грамотно разрешать конфликты, выражать свои эмоции, делиться переживаниями с близкими людьми. Крайне важно говорить с ребенком о его чувствах. Ребенок может мыслить правильно только тогда, когда будет правильно чувствовать [4]. Тренировка воли носит перекрестный характер, так, например, умение соблюдать режим дня может помочь ребенку в приобретении навыка отстаивать свою точку зрения (Рой Баумейстер). Задача родителей состоит в том, чтобы до наступления подросткового периода, стать для ребенка безоговорочным авторитетом. Так оценка значимого взрослого станет важнее оценки сверстников. Подросток стремится к состоянию взрослости, поэтому высоко ценит доверие со стороны родителей в вопросе ответственности за собственные поступки [3]. Наилучшее развитие подростка, его выбор в пользу здорового образа жизни является результатом успешной совместной деятельности родителя и ребенка внутри семьи.

Литература:

  1. Безруких М. М., А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. УМК «Все цвета, кроме черного: Книга для родителей» — М.: Вентана-Граф, 2008. — 32 с.
  2. Божович Л. И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности. — М.: 1995 г.
  3. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. М., 1996 г.
  4. Фабер А., Мазлиш Э. Свободные дети, свободные родители [пер. с англ. Т. О. Новиковой] — М.:Эксмо, 2014 г.
  5. Яньшин П. В., Варламова Е. И. Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT): объективный метод косвенного измерения аттитюдов и социальных стереотипов. Научно-практический журнал «Системная психология и социология», 2013. 7. С. 106–115

[1] «Группа риска» — группа обучающиеся, результат которых определяется сдвигом средних значений по опорным диагностическим индикаторам. Данный сдвиг считается критерием повышенного риска употребления ПАВ.

[2] Нормой считаются рамки ± 10*Zt относительно среднего по Самарской области

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, вещество, наркотик, результат тестирования, употребление ПАВ, либеральное отношение, незаконное потребление, нулевая отметка, образовательная организация, Самарская область.


Похожие статьи

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Маркетинговые инструменты формирования ожидаемого потребительского поведения, используемые в универсамах «Магнит» г. Великие Луки Псковской области

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Мониторинг «Выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу»

Похожие статьи

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Маркетинговые инструменты формирования ожидаемого потребительского поведения, используемые в универсамах «Магнит» г. Великие Луки Псковской области

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Мониторинг «Выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу»

Задать вопрос