В статье предлагаются и раскрываются профилактические меры, необходимые для предупреждения коррупции сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения.
Ключевые слова: коррупционное поведение, образовательная организация, профилактика коррупционного поведения сотрудников профессиональных образовательных организаций
Одним из основных показателей потенциала какой — либо страны в мире эффективность функционирования системы её образования. Общеизвестно, что ни одна сфера общественной деятельности не влияет на развитие личности человека так, как образовательная сфера. Развитие системы профессионального образования за последние годы в значительной степени происходит под влиянием соответствующих социально-экономических и политических процессов.
К сожалению, на пути формирования высокообразованных, высоконравственных, духовно здоровых граждан государство столкнулась с таким явлением, как коррупция, проникшим почти во все сферы деятельности как социальная патология.
Учебные профессиональные организации не стали исключением в этом негативном процессе. Борьба с коррупцией в профессиональном образовании — насущная проблема современности. Если учебное заведение не в состоянии сформировать в обучающихся такие качества, как честность, порядочность, если можно приобрести за деньги оценку и свидетельство, то такие же принципы будут привнесены такими лжеспециалистами [3, с. 13].
У современной учащейся молодежи сформировался культ денег и власти, а не культ разума и знаний. Основными причинами коррупции в профессиональном образовании, являются:
- Низкий уровень оплаты труда при одновременном большом объеме нагрузки, недостаточные возможности для самореализации высокообразованных людей, приводящие к желанию пополнить свой бюджет путем академической коррупции.
- Определенная часть обучающихся не хочет прилагать усилия для приобретения знаний и ищет пути незаконного получения положительной оценки за экзамен и т. д., провоцируя своими действиями преподавателей [3, с.13].
Таким образом, возникает потребность в получении такой услуги, одновременно создавая условия для расцвета рынка услуг. К таким услугам можно отнести репетиторство, как скрытое взяточничество, когда преподаватель предоставляет дополнительные платные консультации своим студентам, и открытое взяточничество, когда зачет или экзамен имеют свою стоимость.
Указанный вопрос приобретает особую остроту на современном этапе, в связи с ограниченными возможностями решения социально-экономических проблем преподавателей, сотрудников, студентов, поскольку финансовые возможности профессиональных заведений стали слишком ограничены. Именно поэтому постоянно растет роль профилактической работы воспитательного и организационно-правового характера, а также других способов воздействия на участников учебного процесса, работу структурных подразделений с целью недопущения совершения ими коррупционных действий.
Рассмотрим те меры, которые тесно связаны с предупреждением коррупционных действий.
В первую очередь — меры воспитательного характера. Оно включает весь комплекс мероприятий, средств и способов, выработанных практикой воспитания человека. Поэтому важной мерой предупреждения коррупционных деяний являются воспитательно-педагогические действия к студентам, разъяснительная работа среди руководителей структурных подразделений, преподавателей, сотрудников.
Раннее предупреждение коррупционных действий возможно лишь при использовании индивидуального подхода. Использование в этой работе знаний по психологии, педагогике, праву помогает ректорату, деканам, руководителям академических групп успешно и эффективно решать многие вопросы, своевременно предвидеть и предупреждать возможное противоправное поведение.
С целью информирования сотрудников и студентов привлекаются информационные стенды; сайт, где размещается информация о правах преподавателей, сотрудников, студентов, а также механизмах их реализации, порядке и процедуре рассмотрения обращений, принятии решений по этим обращениям.
Необходимы также меры по обеспечению расширения знаний в сфере антикоррупционного законодательства, формированию общественного мнения среди студентов, сотрудников о неприемлемости и осуждении коррупционных деяний [1, с. 64].
Существенная роль в предупреждении коррупционных правонарушений принадлежит мерам организационно-управленческого характера. По нашему мнению, строгое соблюдение уставных требований в организации жизни, быта и деятельности профессионального заведения является важнейшим организационным мероприятием по предупреждению таких правонарушений среди сотрудников и студентов.
Организованности, дисциплины и порядка нельзя достичь жесткими требованиями, крайне важным является создание необходимой среды для преодоления коррупционных проблем. Целенаправленная индивидуальная воспитательная работа требует от преподавателей и других лиц, участвующих в воспитательном процессе, знаний о том, как влиять на того или иного человека в той или иной ситуации.
Важны знания различных методов воздействия (убеждение, поучения, приказы о наказании) и то, как воспринимаются эти действия (предвзято, критически, отрицательно и т. д.). Социальный контроль за противоправным поведением — одно из эффективных организационно-управленческих средств профилактического действия. Его нельзя сводить к непосредственному наблюдению (надзора) за студентами. Это малоэффективно и даже вредно [4].
Элементами современного социального контроля являются:
а) научно обоснованные и правовые нормы, изложенные в приказах, уставах, положениях, инструкциях (нормативный элемент):
‒ Устав заведения;
‒ Кодекс профессиональной этики и организационной культуры работников и студентов;
‒ Сборник нормативно-правовых актов деятельности заведения;
‒ Положение об организации учебного процесса в кредитно-модульной системе подготовки специалистов;
‒ Временное Положение о накопительной системе оценок знаний учащихся;
‒ Положение о электронный журнал оценивания успеваемости учащихся;
‒ Положение об академической мобильности учащихся [1].
б) реальный уровень контроля соблюдения подчиненными этих норм со стороны руководителей структурных подразделений и необходимость внедрения практики стимулирования и принуждения к выполнению действующих положений (организационный элемент);
в) общественное мнение, ожидания оценки и мнения о соблюдении действующих норм, формируемых в профессиональном заведении (социально-психологический элемент): обеспечении функционирования «анонимных почтовых ящиков», телефонов доверия и горячей линии в структурных подразделениях с обнародованием их номеров, по которым можно предоставлять информацию о негативных фактах в деятельности заведения, преподавателей, высказывать предложения по улучшению работы подразделений.
г) индивидуальное отношение руководителей, преподавателей, сотрудников, учащихся к правовому и противоправному поведению [2].
В образовательных организациях, реализующих программы профессионального обучения, последовательно проводится в жизнь принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение, необходимый как организационно-дисциплинарная мера предупреждения коррупционного поведения сотрудников, преподавателей, студентов. Навыки правомерного поведения, привычка всегда и во всем поступать в соответствии с нормами закона формируются у обучающихся не только и не столько под действием слов, убеждений, сколько под влиянием примера окружающих их людей, и в, первую очередь, преподавателей, руководителей структурных подразделений. Поэтому любой поступок преподавателя, руководителя, отражает его отношение к праву, рассматривается руководством с точки зрения той воспитательного воздействия, которую он оказывает в отношении обучающихся, подчиненных [4].
Профилактическая работа по предупреждению коррупционных правонарушений среди преподавателей, сотрудников и учащихся образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, должна быть конкретной, построенной на повседневном изучении причин коррупционных действий и других правонарушений.
Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мерах предупреждения преступлений можно рассчитывать на определенные успехи. Среди других организационных мер предупреждения коррупционных правонарушений в образовательных организациях, реализующих программы профессионального обучения, действуют Программы по предотвращению противодействию коррупции.
Резюмируя материалы данной статьи, выделим следующие антикоррупционные мероприятия:
- Принятие мер, реализуемых Конституцией РФ, заключенным международным договорам, законодательством и другим нормативно-правовым актам, которые необходимы и обоснованы для предотвращения и противодействия коррупции в деятельности образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения.
- Ежегодное разработки Плана мероприятий по противодействию коррупции на текущий год и отчетности об их выполнении.
- Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность привлечения сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, в коррупционную деятельность, которые осуществляется с учетом существующих коррупционных рисков:
‒ процедура информирования сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений;
‒ процедура информирования сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, об известных случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами или другими лицами и порядке рассмотрения таких сообщений;
‒ процедура информирования сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, о возникновении конфликта интересов и порядке урегулирования обнаруженного конфликта интересов;
‒ процедура защиты сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности учреждения, от формальных и неформальных санкций;
4. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль их исполнения:
‒ проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
‒ подготовка и распространение отчетных материалов о проделанной работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
5. Открытый доступ для сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, к информации о положениях антикоррупционного законодательства:
‒ своевременное ознакомление сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции, путем их обсуждения и ознакомления под личную подпись;
‒ проведение учебных мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
5. Обеспечение информирования общественности о принятых антикоррупционных стандартах ведения деятельности, путем размещения информации в сети Internet.
Указанные меры, по нашему мнению, будут способствовать снижению нарушений, повысят уровень профессионализма сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, и станут залогом осознания важности соблюдения моральных принципов.
Литература:
- Гарипов, И. М. Виктимологические аспекты противодействия криминальному коррупционному поведению в Республике Татарстан [Текст]: монография; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Научно-исследовательский институт противодействия коррупции / И. М. Гарипов. — Казань: Познание, 2013. — 192 с.
- Кабанов, П. А. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие [Текст]: учеб. пособие / П. А. Кабанов. — Набережные Челны: Стержень, 2013. — 124 с.
- Прессинг автошкол не изживет коррупцию в ГИБДД [Текст] // Автошкола Профи. — 2014. — № 5. С. — 13–15.
- Шегабудинов, Р. Ш. Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики [Текст]: монография / Р. П. Шегабудинов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 199 с.