Характеристика профилактических мер, необходимых для предупреждения коррупции сотрудников организаций профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.11.2017

Статья просмотрена: 1235 раз

Библиографическое описание:

Баландина, Е. В. Характеристика профилактических мер, необходимых для предупреждения коррупции сотрудников организаций профессионального обучения / Е. В. Баландина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46698/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье предлагаются и раскрываются профилактические меры, необходимые для предупреждения коррупции сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения.

Ключевые слова: коррупционное поведение, образовательная организация, профилактика коррупционного поведения сотрудников профессиональных образовательных организаций

Одним из основных показателей потенциала какой — либо страны в мире эффективность функционирования системы её образования. Общеизвестно, что ни одна сфера общественной деятельности не влияет на развитие личности человека так, как образовательная сфера. Развитие системы профессионального образования за последние годы в значительной степени происходит под влиянием соответствующих социально-экономических и политических процессов.

К сожалению, на пути формирования высокообразованных, высоконравственных, духовно здоровых граждан государство столкнулась с таким явлением, как коррупция, проникшим почти во все сферы деятельности как социальная патология.

Учебные профессиональные организации не стали исключением в этом негативном процессе. Борьба с коррупцией в профессиональном образовании — насущная проблема современности. Если учебное заведение не в состоянии сформировать в обучающихся такие качества, как честность, порядочность, если можно приобрести за деньги оценку и свидетельство, то такие же принципы будут привнесены такими лжеспециалистами [3, с. 13].

У современной учащейся молодежи сформировался культ денег и власти, а не культ разума и знаний. Основными причинами коррупции в профессиональном образовании, являются:

  1. Низкий уровень оплаты труда при одновременном большом объеме нагрузки, недостаточные возможности для самореализации высокообразованных людей, приводящие к желанию пополнить свой бюджет путем академической коррупции.
  2. Определенная часть обучающихся не хочет прилагать усилия для приобретения знаний и ищет пути незаконного получения положительной оценки за экзамен и т. д., провоцируя своими действиями преподавателей [3, с.13].

Таким образом, возникает потребность в получении такой услуги, одновременно создавая условия для расцвета рынка услуг. К таким услугам можно отнести репетиторство, как скрытое взяточничество, когда преподаватель предоставляет дополнительные платные консультации своим студентам, и открытое взяточничество, когда зачет или экзамен имеют свою стоимость.

Указанный вопрос приобретает особую остроту на современном этапе, в связи с ограниченными возможностями решения социально-экономических проблем преподавателей, сотрудников, студентов, поскольку финансовые возможности профессиональных заведений стали слишком ограничены. Именно поэтому постоянно растет роль профилактической работы воспитательного и организационно-правового характера, а также других способов воздействия на участников учебного процесса, работу структурных подразделений с целью недопущения совершения ими коррупционных действий.

Рассмотрим те меры, которые тесно связаны с предупреждением коррупционных действий.

В первую очередь — меры воспитательного характера. Оно включает весь комплекс мероприятий, средств и способов, выработанных практикой воспитания человека. Поэтому важной мерой предупреждения коррупционных деяний являются воспитательно-педагогические действия к студентам, разъяснительная работа среди руководителей структурных подразделений, преподавателей, сотрудников.

Раннее предупреждение коррупционных действий возможно лишь при использовании индивидуального подхода. Использование в этой работе знаний по психологии, педагогике, праву помогает ректорату, деканам, руководителям академических групп успешно и эффективно решать многие вопросы, своевременно предвидеть и предупреждать возможное противоправное поведение.

С целью информирования сотрудников и студентов привлекаются информационные стенды; сайт, где размещается информация о правах преподавателей, сотрудников, студентов, а также механизмах их реализации, порядке и процедуре рассмотрения обращений, принятии решений по этим обращениям.

Необходимы также меры по обеспечению расширения знаний в сфере антикоррупционного законодательства, формированию общественного мнения среди студентов, сотрудников о неприемлемости и осуждении коррупционных деяний [1, с. 64].

Существенная роль в предупреждении коррупционных правонарушений принадлежит мерам организационно-управленческого характера. По нашему мнению, строгое соблюдение уставных требований в организации жизни, быта и деятельности профессионального заведения является важнейшим организационным мероприятием по предупреждению таких правонарушений среди сотрудников и студентов.

Организованности, дисциплины и порядка нельзя достичь жесткими требованиями, крайне важным является создание необходимой среды для преодоления коррупционных проблем. Целенаправленная индивидуальная воспитательная работа требует от преподавателей и других лиц, участвующих в воспитательном процессе, знаний о том, как влиять на того или иного человека в той или иной ситуации.

Важны знания различных методов воздействия (убеждение, поучения, приказы о наказании) и то, как воспринимаются эти действия (предвзято, критически, отрицательно и т. д.). Социальный контроль за противоправным поведением одно из эффективных организационно-управленческих средств профилактического действия. Его нельзя сводить к непосредственному наблюдению (надзора) за студентами. Это малоэффективно и даже вредно [4].

Элементами современного социального контроля являются:

а) научно обоснованные и правовые нормы, изложенные в приказах, уставах, положениях, инструкциях (нормативный элемент):

‒ Устав заведения;

‒ Кодекс профессиональной этики и организационной культуры работников и студентов;

‒ Сборник нормативно-правовых актов деятельности заведения;

‒ Положение об организации учебного процесса в кредитно-модульной системе подготовки специалистов;

‒ Временное Положение о накопительной системе оценок знаний учащихся;

‒ Положение о электронный журнал оценивания успеваемости учащихся;

‒ Положение об академической мобильности учащихся [1].

б) реальный уровень контроля соблюдения подчиненными этих норм со стороны руководителей структурных подразделений и необходимость внедрения практики стимулирования и принуждения к выполнению действующих положений (организационный элемент);

в) общественное мнение, ожидания оценки и мнения о соблюдении действующих норм, формируемых в профессиональном заведении (социально-психологический элемент): обеспечении функционирования «анонимных почтовых ящиков», телефонов доверия и горячей линии в структурных подразделениях с обнародованием их номеров, по которым можно предоставлять информацию о негативных фактах в деятельности заведения, преподавателей, высказывать предложения по улучшению работы подразделений.

г) индивидуальное отношение руководителей, преподавателей, сотрудников, учащихся к правовому и противоправному поведению [2].

В образовательных организациях, реализующих программы профессионального обучения, последовательно проводится в жизнь принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение, необходимый как организационно-дисциплинарная мера предупреждения коррупционного поведения сотрудников, преподавателей, студентов. Навыки правомерного поведения, привычка всегда и во всем поступать в соответствии с нормами закона формируются у обучающихся не только и не столько под действием слов, убеждений, сколько под влиянием примера окружающих их людей, и в, первую очередь, преподавателей, руководителей структурных подразделений. Поэтому любой поступок преподавателя, руководителя, отражает его отношение к праву, рассматривается руководством с точки зрения той воспитательного воздействия, которую он оказывает в отношении обучающихся, подчиненных [4].

Профилактическая работа по предупреждению коррупционных правонарушений среди преподавателей, сотрудников и учащихся образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, должна быть конкретной, построенной на повседневном изучении причин коррупционных действий и других правонарушений.

Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мерах предупреждения преступлений можно рассчитывать на определенные успехи. Среди других организационных мер предупреждения коррупционных правонарушений в образовательных организациях, реализующих программы профессионального обучения, действуют Программы по предотвращению противодействию коррупции.

Резюмируя материалы данной статьи, выделим следующие антикоррупционные мероприятия:

  1. Принятие мер, реализуемых Конституцией РФ, заключенным международным договорам, законодательством и другим нормативно-правовым актам, которые необходимы и обоснованы для предотвращения и противодействия коррупции в деятельности образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения.
  2. Ежегодное разработки Плана мероприятий по противодействию коррупции на текущий год и отчетности об их выполнении.
  3. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность привлечения сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, в коррупционную деятельность, которые осуществляется с учетом существующих коррупционных рисков:

‒ процедура информирования сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений;

‒ процедура информирования сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, об известных случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами или другими лицами и порядке рассмотрения таких сообщений;

‒ процедура информирования сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, о возникновении конфликта интересов и порядке урегулирования обнаруженного конфликта интересов;

‒ процедура защиты сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности учреждения, от формальных и неформальных санкций;

4. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль их исполнения:

‒ проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;

‒ подготовка и распространение отчетных материалов о проделанной работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

5. Открытый доступ для сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, к информации о положениях антикоррупционного законодательства:

‒ своевременное ознакомление сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции, путем их обсуждения и ознакомления под личную подпись;

‒ проведение учебных мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

5. Обеспечение информирования общественности о принятых антикоррупционных стандартах ведения деятельности, путем размещения информации в сети Internet.

Указанные меры, по нашему мнению, будут способствовать снижению нарушений, повысят уровень профессионализма сотрудников образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения, и станут залогом осознания важности соблюдения моральных принципов.

Литература:

  1. Гарипов, И. М. Виктимологические аспекты противодействия криминальному коррупционному поведению в Республике Татарстан [Текст]: монография; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Научно-исследовательский институт противодействия коррупции / И. М. Гарипов. — Казань: Познание, 2013. — 192 с.
  2. Кабанов, П. А. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие [Текст]: учеб. пособие / П. А. Кабанов. — Набережные Челны: Стержень, 2013. — 124 с.
  3. Прессинг автошкол не изживет коррупцию в ГИБДД [Текст] // Автошкола Профи. — 2014. — № 5. С. — 13–15.
  4. Шегабудинов, Р. Ш. Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики [Текст]: монография / Р. П. Шегабудинов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 199 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное обучение, противодействие коррупции, программа, преподаватель, профессиональное образование, процедура информирования сотрудников, сотрудник, студент, антикоррупционное законодательство, общественное мнение.


Ключевые слова

образовательная организация, коррупционное поведение, профилактика коррупционного поведения сотрудников профессиональных образовательных организаций

Похожие статьи

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Актуальность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности

В статье представлен комплекс мер реализуемых государством, направленный на создание системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в профессиональных образовательных организациях, что актуализирует данную проблему.

Система профилактики профессиональных деструкций у будущих бакалавров в образовательном процессе вуза

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у молодых специалистов на ранних этапах профессионализации в ВУЗе. Рассматриваемая в статье педагогическая система, позволяет организовывать ...

Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности

В статье рассмотрены выявленные в ходе исследования основные пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий и даны некоторые методические рекомендации по отдельным моментам подготовки, организации и реализации воспитательного мероприяти...

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной ор...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Похожие статьи

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Актуальность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности

В статье представлен комплекс мер реализуемых государством, направленный на создание системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в профессиональных образовательных организациях, что актуализирует данную проблему.

Система профилактики профессиональных деструкций у будущих бакалавров в образовательном процессе вуза

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у молодых специалистов на ранних этапах профессионализации в ВУЗе. Рассматриваемая в статье педагогическая система, позволяет организовывать ...

Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности

В статье рассмотрены выявленные в ходе исследования основные пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий и даны некоторые методические рекомендации по отдельным моментам подготовки, организации и реализации воспитательного мероприяти...

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной ор...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Оценка эффективности лабораторных и практических методов обучения для формирования навыков безопасного поведения при химических авариях у учащихся общеобразовательной школы

Формирование навыков безопасного поведения при химических авариях учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения лабораторных и практических методов в процесс обучения.

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Задать вопрос