В России термин «политическая социализация» вошел в учебники и учебные пособия по политологии в 1990-е г. Процесс политической социализации, правда, фрагментарно, в общем контексте социализации стал предметом рассмотрения в ряде политологических, философских, и педагогических работ.
Построение в РФ гражданского общества невозможно без формирования демократической модели политической культуры личности, без выработки активной жизненной позиции, без осознания своей сопричастности к происходящим в государстве событиям. Гражданами, однако, не рождаются — ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, традиций, ценностей. [1, c.215]
До 1990-х годов XX века в СССР доминировал гегемонистский тип политической социализации, который был связан с противопоставлением ценностей капитализма и коммунизма. Была создана система политической социализации, которая позволяла контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности начиная с семьи и заканчивая взрослой жизнью. Все институты политической социализации, такие как семья, школа, вузы, молодежные движения, партия, представляли собой механизмы единой системы политического воспитания. [2, c. 296]
Однако, несмотря на возможности всеобщего контроля за процессом политической социализации личности, приобретение черт политической субъективности социальными группами (достаточно многочисленные группы работников внутренней и внешней торговли, часть творческой интеллигенции, дипломатов и так далее) происходило на отличных от коммунизма либеральных ценностях. Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идеологии в начале 1990-х годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации и Российское общество вступило в переходное состояние, когда:
‒ либеральные политические ценности еще не востребованы широкими слоями общества;
‒ старая система ценностей оказалась дискредитированной (хотя на нее еще ориентировались значительные группы населения);
‒ прежние агенты политической социализации стали исповедовать различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные.
Отсутствие целостной системы политической социализации гражданина привело к тому, что его политические позиции стали обуславливаться не влиянием лидеров, партии и СМИ, а собственным экономическим положением. Поэтому наиболее мощным фактором в данных условиях оказываются экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение личности. Следовательно, общества, которые переходят от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации:
‒ демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур;
‒ нарастают политическая апатия, отчуждение, неверие — реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов. [3, c. 6]
В условиях переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических норм и ценностей. Это наблюдалось в России в 1990-е годы. В государстве, в котором одновременно изменились и экономическая, и политическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому изменению базовые ценности. Обнищание большой части населения, ослабление правопорядка и законности, рост преступности, коррупция чиновников в большой степени подрывают доверие граждан к политическим лидерам и институтам.
Россия пережила процесс смены национально-государственной символики и возрождения старых традиций и церемоний. Умелое использование политической символики придает эмоциональный накал восприятию политических знаний, пробуждает в гражданах чувство гордости за свое государство.
Сегодня в России актуальна проблема использования СМИ. Недостаток достоверной информации ведет к отчуждению власти от социума и не способствует формированию гражданских качеств личности. СМИ часто уделяют большее внимание отрицательным явлениям (скандалы, сплетни, неудачи лидеров и так далее), что формирует негативное отношение к политике и политикам, вызывает нездоровый нигилизм и скептицизм.
В связи с глубокими социальными, экономическими и политическими изменениями, происходившими в современной России, существует проблема нежелания участвовать личности в политической жизни государства. Немало проблем возникает в силу идеологических причин. Демократические ценности, приобретя новый официальный статус, не систематизированы и не передаются адекватно от политической системы к самой личности. [4, c.119]
Целями процесса политической социализации граждан являются:
‒ обеспечение эффективного функционирования политической системы при смене поколений в политике;
‒ способствование становлению гражданина, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры и готов сам активно принимать решения по важнейшим вопросам. [5, c. 2]
Таким образом, в ходе политической социализации достигается адаптация граждан к существующей политической системе, что является одним из важнейших условий ее стабильности. Однако в современной России этот процесс затруднен, что вызвано такими причинами как — воспоминание о советском прошлом и приверженностью его традициям и недоверие к политическим лидерам и другим институтам. В современной России тип личности гражданина, который, несомненно, отличается от «советского человека», но пока что еще не стал принципиально иным. Российскому обществу требуется поиск оптимальной модели политической социализации.
Литература:
- Асеева Т. А. Роль государства в политической социализации граждан современной России// Известия Алтайского государственного университета. 2015; Т. 1. № 2 (86). 215–220 с.
- Аманова Л. М. Гражданское воспитание как компонент политической социализации// Вестник Омского университета. 2012. № 3 (65). 296–300 с.
- Ирхин Ю. В. Политическое лидерство: критерии эффективности// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014; Т. 7. № 3 (35). 6–15 с.
- Салганова Е. И. Общественно-политическая активность как фактор гражданского становления молодежи// Вестник Челябинского государственного университета. 2006. № 5. 119–122 с.
- Самсонова Т. Проблемы политической социализации в современной России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book3/sams.htm (дата обращения: 13.10.2016).