Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Бесклеткин Виктор Викторович, ассистент;
Пестеров Дмитрий Ильич, студент;
Захаров Александр Олегович, студент;
Соснин Александр Сергеевич, студент;
Антоненко Илья Александрович, студент;
Коновалов Илья Дмитриевич, студент;
Бабкин Виталий Андреевич, студент.
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Данная работа является модификацией работы [1], в которой модель асинхронного двигателя с этими же переменными давалась в системе относительных единиц. Так как главной целью является привлечение студентов к исследовательской работе, то выводы всех уравнений приводим без сокращений.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
Переводим систему уравнений к изображениям :
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
Схема замещения и векторная диаграмма в системе абсолютных единиц [3] приведены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя в системе абсолютных единиц
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме в системе абсолютных единиц
Разложение векторных величин по проекциям:
Записываем уравнения (1), …, (4) по проекциям.
Уравнение (1):
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (3):
По оси (+1): |
|
(3’) |
По оси (+j): |
|
(3”) |
Уравнение (4):
По оси (+1): |
|
(4’) |
По оси (+j): |
|
(4”) |
Рассмотрим систему уравнений (1), …, (4) по оси (+1):
Так как электромагнитный момент определяется через две переменные IS и ΨS, то из уравнений (1’), …, (4’) необходимо исключить переменные IR и ΨR.
Из уравнения (3’) выразим IRx:
Обозначим тогда:
|
(7) |
Умножим уравнение (3’) на (Lm + LRσ), а уравнение (4’) – на коэффициент Lm. Далее вычтем из первого полученного уравнения второе:
Выразим в правой части выражение в скобке:
Тогда
Отсюда потокосцепление ΨRx:
Обозначим , тогда
|
(8) |
Запишем уравнения (1), …, (4) по проекциям на оси (+j):
Из уравнения (3”) выразим IRy:
тогда
|
(9) |
Умножим уравнения (3”) и (4”) на (Lm + LRσ) и Lm соответственно. Далее вычтем из первого уравнения второе:
Отсюда:
|
(10) |
Рассмотрим систему уравнений по проекции (+1):
Выразим (ΨSx · s) из уравнения (1’):
|
(11) |
Выражения IRx, ΨRx и ΨRy подставим в уравнение (2’):
Подставим (11) в полученное уравнение:
Перенесем слагаемые с переменными ISx в левую часть:
Обозначим и .
Определим ток ISx:
Структурная схема для определения тока ISx дана на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось (+1)
Рассмотрим систему уравнений по проекции (+j):
Выразим из уравнения (1”):
|
(12) |
Выражения IRy, ΨRx и ΨRy и подставим в уравнение (2”):
Перенесем слагаемые с переменными ISy в левую часть:
Ток ISy определится в следующем виде:
Структурная схема для определения тока ISy дана на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема проекции статорного тока ISy на ось (+j)
Из уравнения (1’) выразим ΨSx:
Перенесем слагаемое в левую часть:
Отсюда выразим ΨSx:
|
(13) |
Структурная схема для определения потокосцепления ΨSx приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления ΨSx
Из уравнения (1”) выразим ΨSy:
|
(14) |
Структурная схема для определения ΨSy приведена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема для определения потокосцепления ΨSy
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (5):
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента M
Наконец, из уравнения движения (6) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
Рис. 8. Математическая модель уравнения движения
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными IS – ΨS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц приведена на рис. 9. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [2] и [3].
Рис. 9. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными IS – ΨS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; |
Xm=4.552; J=28; Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; rr=Rr/Zb; lbr=Xr/Zb; |
lm=Xm/Zb; Lm=lm*Lb; betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; ks=lm/(lm+lbs); kr=lm/(lm+lbr); lbe=lbs+lbr+lbs*lbr*lm^(-1); Lbe=lbe*Lb; roN=0.9962; rrk=roN*betaN; RRk=rrk*Zb; RS2=RRk/ks+Rs/kr; TS2=Lbe/RS2; |
Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 10).
Рис. 10. Числовые значения параметров в окне Workspace
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 11.
Рис. 11. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Коновалов И.Д., Антоненко И.А., Харин В.С., Ченцова Е.В., Шевнин С.С., Федосеев П.В. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψs – is в Simulink-Script // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 20-30.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.