Конкурентные преимущества, уровень их вовлечения в хозяйственную деятельность, механизмы их реализации и наращивания в совокупности представляют собой конкурентный потенциал. Рынок образовательных услуг в последние годы достаточно развит и поэтому фактор конкурентоспособности является определяющим аспектом в деятельности компании. С точки зрения разных авторов, конкурентоспособность образовательного учреждения определяется как способность готовить высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; предоставлять качественные образовательные услуги; удовлетворять запросы потребителей по достижению соответствующего уровня образования; наличие у учреждения конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, рыночная экономика, образовательное учреждение, факторы конкурентоспособности, стратегия, миссия, лингвистический центр
В условиях развития рыночной экономики определяющим условием становятся конкуренция, а именно конкурентные преимущества и факторы конкурентоспособности. От выбранной конкурентной стратегии компании зависит результат ее деятельность. Таким образом, стратегия фирмы представляет собой комплексный план деятельности, реализующий ее миссию и цели и ориентированный на повышение долгосрочной эффективности, так как существует зависимость между выбором стратегии и успехом фирмы на рынке.
Конкуренция как один из аспектов рыночной экономики несет в себе как преимущества, так недостатки. Конкуренция как двигатель торговли стимулирует инновационные процессы, повышает качество продукции или предоставляемой услуги с помощью увеличение производительности труда, помимо этого происходит адаптация к спросу, минимизируя издержки. К недостаткам конкуренции относят нахождение в состоянии кризиса компании, чрезмерная сегментация в условиях жизнедеятельности, использование нечестных методов и т. д.
По мнению Портер, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать именно совершенствование и обновление — непрерывный процесс, который позволяет создать, конкурентные преимущества [4, c.93].
Конкурентные преимущества, уровень их вовлечения в хозяйственную деятельность, механизмы их реализации и наращивания в совокупности представляют собой конкурентный потенциал. Он же в свою очередь формирует долгосрочные перспективы развития и конкурентоспособность предприятия. В процессе реализации деятельности предприятия, конкурентные преимущества находятся между собой в тесном взаимодействии и являются основными факторами конкурентоспособности.
Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путей достижения конкурентных преимуществ можно разделить на две группы:
‒ преимущества низкого порядка;
‒ преимущества высокого порядка.
Следовательно, преимущества низкого порядка — это те преимущества, которые обладают малой устойчивостью, их реализации не будет рассматриваться на долгую перспективу и конкурентоспособность предприятия является труднореализуемой.
К преимуществам высокого порядка принято относить:
‒ Уникальную продукцию.
‒ Уникальную технологию и специалистов.
‒ Хорошую репутацию фирмы.
Данные конкурентные преимущества предоставляют компании устойчивую конкурентоспособность. Каждая сфера рынка по-разному функционирует, поэтому по своей природе конкурентные преимущества уникальны. Так как преимущества высокого порядка — это в основному технологии и компетентные специалисты, то, хотелось бы, остановить на рынке образовательных услуг.
В настоящее время сфера образования развивается динамично, приобретая новые черты, трансформируются ее функциональные, структурные, организационные, идеологические, ценностные характеристики. Кардинальные преобразования происходят в сфере дополнительного частного образования: повышаются требования общества к качеству предоставляемого образования, непрерывно обновляются технологии обучения, быстро меняются экономические условия деятельности частных школ и ВУЗов, все вышеперечисленные обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. Все это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности. В условиях развития рынка конкурентоспособность образовательного учреждения — это не просто экономический термин, это философия работы образовательного учреждения, за которой выстраивается всё разнообразие стратегических и тактических приемов функционирования и развития
В работе Н. Моисеевой, Н. Пискунова, Г. Костина [3, С.80] конкурентоспособность образовательного учреждения ассоциируется с его имиджем как составной частью нематериальных активов. Поэтому, по мнению авторов, задача обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения сводится к поддержанию имиджа с помощью маркетинговых и организационно-экономических инструментов.
В работе И. Б. Романовой конкурентоспособность образовательного учреждения рассматривается как «свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному образовательному учреждению, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов». Позиция автора по проблеме конкурентоспособности образовательного учреждения следующая: в рыночной модели образовательной системы вуз выступает как производитель смешанного блага, поэтому подходы к определению конкурентоспособности аналогичны тем, которые используются при анализе конкурентного положения организаций, функционирующих в других областях материального или нематериального производства. Отличия состоят лишь в специфике факторов, определяющих конкурентоспособность. Таким образом, конкурентоспособность образовательного учреждения означает его способность работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, а лучше — с позитивной динамикой. Другими словами, можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем производственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на рынке образовательных услуг [5, с. 61]. В этом определении учитывается релятивизм категории «конкурентоспособность» и ее динамический характер.
М. В. Артюхов определяет конкурентоспособность учебного заведения как «состояние, при котором образовательные учреждения имеют высокие результаты обучения, пользуются повышенным спросом у родителей и имеют постоянную потребность в развитии» [1, c. 222]. В определении автор делает упор в характеристике конкурентоспособности образовательного учреждения на высокие результаты обучения, но высокие результаты обучения не гарантируют подготовку высококвалифицированных специалистов или подготовленного выпускника.
Таким образом, с точки зрения разных авторов, конкурентоспособность образовательного учреждения определяется как способность готовить высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; предоставлять качественные образовательные услуги; удовлетворять запросы потребителей по достижению соответствующего уровня образования; наличие у вуза конкурентных преимуществ [2. C. 56].
С учетом развития и повышением уровня образованности общества становится актуальным вопрос предоставления качественного основного и дополнительного образования. Следствием этого аспекта, частное образование и частные школы получили свою популярность в последние годы. Так как глобализация общества повлияла на все сферы общества, можно точно утверждать, что частные лингвистические школы самый распространенный вид образовательных услуг. Образовательные центры языков обладают большой конкурентоспособностью, поэтому директора компаний уделяют большое внимание конкурентным преимущества.
Уникальные технологии обучения и высококвалифицированные специалисты являют фундаментов при реализации конкурентной стратегии фирмы. Их трудно воспроизвести. При этом достигается еще одно очень важное преимущество на рынке — репутация фирмы. Это преимущество достигается с большим трудом, очень медленно и требует крупных затрат на ее поддержание.
Частые образовательные лингвистические центры достаточно специфичный вид образовательных услуг. Поэтому каждый аспект влияет на выбор. При выборе курсов иностранных языков, в первую очередь выбирают местоположение, т. к. комфортабельность и близкая доступность являются положительным показателем, а потом уже проверяют насколько соответствует качество цене. Слушатель будет опираться не только на высококвалифицированного преподавателя с интересным подходом к занятиям, но и на продуманную программу, которая будет предоставлять желаемый результат, причем в кратчайшие сроки.
Преподавательский состав — вот еще одно конкурентное преимущество. Носитель языка и преподаватель, обучающиеся за границей, хороший показатель образовательной школы. Но не только преподавательский состав, но и административно-управленческий персонал играет важную роль. Основной залог успеха — это умение работать в команде. Но если периодически команда будет претерпевать изменения даже в лице одного или двух человек, это в любом случае будет приводить к отрицательным последствиям на организацию. В данном бизнесе необходимо целостность и стабильность.
Маркетинговая стратегия и хорошо выстроенный пиар — еще одно конкурентное преимущество компании. Элементарный маркетинг, начинающийся с рекламы, техники холодных звонков, выпуском имиджевой продукции и заканчивающийся семинарами и тренингами. К примеру, бесплатный разговорный клуб с носителем языка и местным преподавателем для взрослых и детей, бесплатные мастер классы по определенным программам: подготовка к IELTS, магистратуре, разговорный курс для начинающих — вот на может привлечь покупателя.
Таким образом, использование маркетинговых подходов для повышения объема продаж позволяет получить желаемый результат, но для удержания клиента помимо качества предоставляемых услуг, приходится учитывать человеческий фактор.
Литература:
- Артюхов М. В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы: Курс лекций. Часть I. — Новокузнецк: Издательство МОУ ДПО ИПК, 2004. — 269
- Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. — 2010. — № 10. — С. 53–58.
- Моисеева Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) // Маркетинг. — 1999. № 5, С. 77–89.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Издательство «Международные отношения», 1993–895 с.
- Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. — Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. — 140 с.