Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Дюдикова, Е. И. Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе / Е. И. Дюдикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46771/ (дата обращения: 20.12.2024).



Тариф является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли и на ряд других количественных и качественных показателей работы кредитной организации. В зависимости от установленного размера тарифа и применяемой тарифной политики организация может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, рост рыночной доли и другое. Верная или ошибочная тарифная политика оказывает долговременное положительное или отрицательное воздействие на всю деятельность кредитной организации в целом.

Практическая значимость правильно целенаправленной тарифной политики в том, чтобы устанавливать на услуги кредитной организации такие тарифы и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. Это особенно актуально в современных условиях, когда вследствие относительно невысокой покупательской способности отечественного рынка и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности кредитной организации наибольшее значение приобретает выбор эффективного направления ценообразования.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого города Тарифы близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово тариф вошло во всеобщее употребление [1].

Термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» — бесспорная с точки зрения времени оплаты, т. е. здесь и сейчас, и размера (именно столько, не больше и не меньше) — был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов. Сам термин пришел во французский из арабского языка, в Леванте тарифом называли одинаковый для всех портовый сбор с кораблей, шедший шел на содержание маяков и карантинов. Во Франции термин «тариф» появился не позднее XV века, который означал плату за услуги, определяемую коллективным органом управления [2].

Первым русским теоретиком в области тарифной политики является Витте Сергей Юльевич, карьера которого началась с билетного кассира, а закончилась Председателем Совета Министров Российской Империи. Витте Сергей Юльевич написал книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая была переведена на 6 языков. Смысл принципов заключается в следующем [2]:

– тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок (как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала);

– тарифы должны быть явными (их нельзя скрывать от конкурентов и от государственного фиска);

– тарифы должны обеспечивать поступления средств в бюджет, из чего следует, что они не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка;

– тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне; они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике»;

– тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения, поэтому не исключено установление низкого тарифа и со временем его повышение по мере обогащения народа;

– государственный тариф обязательно должен иметь силу закона.

Тариф является одним из главных рычагов государственного управления экономикой, при этом представляя собой гибкий инструмент, позволяющий доводить управление до высокого искусства. Однако его природа не изменилась со времен Крестовых походов и в наиболее точном переводе «тариф» — это то, с чем не спорят…

Несмотря на тот факт, что в современной экономической литературе приводится огромное количество определений понятия «тариф», в сущности, все они сводятся к тому, что тариф представляет собой установленную неизменную плату (цену) за товар, работу или услугу.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» банковские тарифы устанавливаются на следующие виды операций [3]:

– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

– размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

– купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– выдача банковских гарантий;

– осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Согласно российскому законодательству, кредитная организация имеет право устанавливать тарифы на следующие сделки:

– выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

– приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

– доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

– осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с российским законодательством;

– предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

– лизинговые операции;

– оказание консультационных и информационных услуг;

– иные сделки в соответствии с российским законодательством.

На сегодняшний день кредитные организации придерживаются следующих принципов формирования эффективной тарифной политики:

– принцип конкурентоспособности: при разработке тарифов используется информация о тарифах кредитных организаций — конкурентов;

– принцип гибкости тарифов: обеспечение возможности, в зависимости от доходности клиента, индивидуального подхода к клиентам в вопросах установления тарифов;

– принцип эффективности: предлагаемые ставки и тарифы на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию не должны быть ниже себестоимости этих услуг;

– принцип множественности тарифа: на разные стадии операций по расчетно-кассовому обслуживанию могут устанавливаться дополнительные тарифы;

– принцип научного обоснования цен: необходимость познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявлять тенденции развития производства, прогнозировать изменения уровня издержек, спроса, качества товаров.

Тарифная политика является неотъемлемой частью деятельности кредитной организации и выполняет такие функции как:

– укрепление конкурентной позиции кредитной организации на рынке в соответствии с ее стратегическими приоритетами и текущими задачами;

– создание благоприятных условий сотрудничества с кредитной организацией для клиентов;

– повышение эффективности деятельности кредитной организации;

– получение максимально возможного дохода от реализации услуг кредитной организации в рамках получения выгоды от взаимоотношений с клиентом;

– повышения качества клиентской базы;

– формирования желаемого имиджа кредитной организации;

– обеспечение притока в кредитную организацию новых клиентов.

К основным функциям тарифа относятся следующие:

– предоставление информации о стоимости услуги кредитной организации;

– ограничение обналичивания (установление тарифов на операции снятия наличных с банковского счета клиента — один из способов отказа клиенту в проведении подозрительной операции);

– маскировка эффективной процентной ставки (функция постепенно утрачивается в связи с требованием об обязательном указании полной стоимости кредита перед заключением договора);

– инструмент банковской конкуренции путем создания более привлекательных условий обслуживания для некоторых групп клиентов, в которых кредитная организация заинтересована;

– предмет тщательного изучения проверяющих.

Кредитные организации имеют возможность устанавливать следующие виды тарифов на банковские услуги:

– базовые тарифы, которые действуют во всех филиалах и дополнительных офисах (например, тариф на открытие банковского счета определенного вида);

– региональные тарифы — тарифы, действующие в отдельных регионах (например, тариф по переводу денежных средств);

– стандартные (общие) тарифы — тарифы для всех категорий клиентов без исключения (например, тариф на пополнение банковских карт через кассу кредитной организации);

– льготные (специальные) тарифы — тарифы действуют для определенного круга клиентов, выполнивших условия для получения льготного тарифа (например, надбавка по вкладам для пенсионеров);

– индивидуальные тарифы — тарифы действуют для отдельных клиентов, при их установлении учитывается целый ряд факторов, касающихся различных аспектов взаимоотношений кредитной организации и клиента (например, тарифы по кредитам устанавливаются индивидуально для каждого клиента и зависят от разных факторов: является ли клиент VIP-клиентом, клиентом в рамках зарплатного проекта, состояния кредитной истории и другие факторы).

Размер банковского тарифа зависит от многих факторов, например, благосостояние населения, потребительский спрос, уровень доверия к банковскому сектору, уровень цен на сырьевые товары, имидж кредитных организаций, уровень потока клиентов, государственное регулирование цен и другое. Учёт влияния всех факторов в комплексе позволяет кредитной организации вырабатывать гибкую и эффективную политику тарифообразования.

Тарифообразование является важнейшим элементом политики кредитной организации и насущным процессом, который особенно актуален в XXI веке.

Литература:

  1. Никитина А. Ф. Экономический словарь. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2011. — 672c.
  2. Кутузов М. А. История тарифообразования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fstrf.ru/tariffs/history/print
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/
Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, тариф, клиент, российское законодательство, средство, денежная форма, научное обоснование цен, осуществление переводов, расчетно-кассовое обслуживание, тарифная политика.


Похожие статьи

Юридические аспекты применения смарт-контрактов в цифровой экономике России

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Теоретические аспекты оценки дивидендной политики российских компаний

Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации

Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации

Модифицирование финансово-правовых отношений в условиях цифровой экономики

Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов

Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе

Похожие статьи

Юридические аспекты применения смарт-контрактов в цифровой экономике России

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Теоретические аспекты оценки дивидендной политики российских компаний

Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации

Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации

Модифицирование финансово-правовых отношений в условиях цифровой экономики

Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов

Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе

Задать вопрос