В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и т. д. Математика один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.
Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.
- Формировать базисные математические представления, речевые умения;
- Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
- Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
- Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:
- Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
- Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
- Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
- Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т. д.)
- Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
- Использование игровой формы ведения занятий
- Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
- Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т. д.
- Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
- Научить детей восприятию количественных и качественных особенностей предметов, формирование соответствующих представлений
С помощью выдвинутых целей и задач решается педагогическая идея, которая заключается в том, что включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений- важнейшая часть их общей подготовки к школе.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действия, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей необходимо оборудовать уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создавать центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключение можно сделать следующие вывод: формирование познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Успешное усвоение детьми программного материала в значительной степени зависит от сформированности у них навыков учебной деятельности.
Представляю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности.
Образовательная область: познание, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательного развития: речевое, познавательное.
Тип: интегрированное.
Возраст: 5–6 лет.
Форма непосредственной образовательной деятельности: группа
Цель:
- Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине.
- Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.
- Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
- Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
- Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Оборудование и материалы: билетики по количеству детей, цифры от 1 до 10 карточки, пеналы с карандашами, геометрические фигуры из картона, буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы;, таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение:
Давайте ребята учиться считать,
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета.
И в прятки сыграть не сумеют ребята,
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счета.
Воспитатель: — Ребята вы любите математику? (Ответы детей.)
— Уверены в своих силах и знаниях? (Ответы детей.)
Воспитатель: — Тогда отправляемся в математическую страну!
Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать?
— Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.
Воспитатель: — В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)
Воспитатель: Правильно на поезде, выбираем водителя и кондуктора. Кондуктор раздает билеты, дети садятся согласно номеру, стульчики пронумерованы.
(Звучит музыка)
Воспитатель: — А в пути поиграем.
— Сейчас утро или вечер?
— Какой сегодня день недели?(а завтра?)
— назовите дни недели начиная с понедельника?
— Какое сейчас время года?
— А какой месяц?
— Какие зимние месяцы вы знаете?
Воспитатель: — За правильное выполненное задания я вам дарю букву…(«М»).
Воспитатель: — Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.
2.
Воспитатель: — Вот наш поезд прибыл, на первую станцию называется она «Лесная».
Воспитатель: — На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, что растет в лесу?
Воспитатель: — Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.
Воспитатель: — Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву… («О»).
3.
Воспитатель: — Мы с вами продолжаем наше путешествие к следующей станции.
(Звучит музыка)
Воспитатель: — Пока мы едем, давайте немного отдохнем.
Физ. минутка.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Воспитатель: — Вот и доехали до следующей. Станция «Отгадай-ка»!
4.
Воспитатель: — На этой станции нас ждут с вами загадки:
— Сколько спинок у трех свинок? (3)
— Сколько хвостов у двух котов? (2)
— Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)
— Сколько рогов у двух быков? (4)
— Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
— Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
— Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
Воспитатель: — Отлично справились с моими загадками. Постарались. За это я вам дарю букву…(«Л»).
Воспитатель: — Отправляемся дальше в путь к следующей станции.
(Звучит музыка.)
5.
Ребята дальше поезд двигаться не может, впереди разрушен мост и пока мы его не починим, мы не сможем ехать дальше. Посмотрите, что же случилось. Выходите из-за столов.
Воспитатель: — Что вы видите? Как вы думаете? Из чего сделан мост?
Воспитатель: — Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он был целым. Давайте посмотрим, все ли фигуры одинаковые по форме?
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: — Мы починили мост, за это я вам дарю букву…(«О»), поезд может наш двигаться дальше, отправляемся, занимайте свои места.
(Звучит музыка.)
6.
Воспитатель: — Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Посмотрите ребята кто-то запутал все цифры (на столе лежат цифры от 1 до 10.). Я знаю очень интересную игру. Хотите поиграть? Игра называется «По порядку становись». Правила такие: пока играет музыка, дети берут по одной цифре и строимся по порядку, кому не достанется, тот проверяет. Правила ясны? Начинаем.
Молодцы ребята и с этим заданием вы с легкостью справились. Вот вам буква «Д»
Воспитатель: — Сейчас поиграем в игру: «Соседи чисел».
Я буду называть число, а вы мне его соседей.
Игра «Угадай числа».
Воспитатель: — Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1.
— Какое число стоит до 7? После 7?
— Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7?
— Какое число стоит до 9? После 9?
Воспитатель: — Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву… («Ц»).
7.
Воспитатель: — Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. И дарю вам букву… («Ы»).
8.
Воспитатель: — Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.
(Звучит музыка.)
Воспитатель: — Хотите узнать, что приготовила вам королева Математика?
Итог.
Воспитатель: — А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?
Воспитатель: — Хотели бы вы составить из наших букв слово. Какое получилось слово? «Молодцы!»(Ответы детей.)
Воспитатель: — Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.