Для того чтобы обеспечивать экономическую безопасность России следует выделять деструктивные факторы безопасности, которые могут иметь разные проявления и выступать потенциальными угрозами.
В представленной статье автор выделяет внутренние и внешние угрозы. Предлагает ряд мероприятий, направленных на прекращение или минимизацию угроз, нарушающих экономическую безопасность.
Ключевые слова: внутренние угрозы, внешние угрозы, экономическая безопасность
In order to ensure the economic security of Russia should highlight the destructive factors of safety, which can have different manifestations and to address potential threats. In this article the author identifies internal and external threats. Offers a range of measures aimed at the cessation or minimisation of threats, in violation of economic security.
Key words: internal threats, external threats, economic security
В период глобализации возникло большое количество угроз, которые негативно влияют не только на финансовую устойчивость, отдельные предприятия, но и на все государство. Устранение реальных и потенциальных угроз, которые угрожают социально–экономической устойчивости государств и отдельным сферам деятельности — это и есть потребность в экономической безопасности. Именно поэтому тема представленной статьи является как никогда актуальной.
Первоначально обратимся к терминологии, так как, только понимая смысл таких терминов, как «безопасность» и «угроза безопасности», мы можем осознавать и понимать смысл категории «экономическая безопасность». Общепризнанно под безопасностью понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под угрозой безопасности будем понимать совокупность обстоятельств и условий, которые могут образовывать риск жизненно-значимым интересам личности, общества и страны. Угроза экономической безопасности страны — это риск причинения урона народному хозяйству в целом и разным его отраслям в частности, а также финансово-кредитной концепции государства [1, с. 216].
Применительно к понятию «экономическая безопасность» сложно встретить единство мнений. Некоторые авторы определяют её как, внутренние и внешние условия, способствующие динамическому росту национальной экономики, способность удовлетворять потребности индивида, общества, государства, обеспечивая конкурентоспособность на рынках, гарантируя защиту от угроз и потерь. Другие авторы придерживаются мнения, что экономическая безопасность зависит от состояния экономики и институтов власти, которые способствуют защите национальных интересов, социальной направленности в политике и наличию оборонного потенциала.
Мы придерживаемся мнения, что экономическая безопасность является главной составляющей национальной безопасности государства, оказывающая воздействие на систему национальной безопасности, а именно на военную, политическую, информационную, технологическую и экологическую.
Новые внешние угрозы и опасности, которые способны нарушить производственный и экономический потенциал, связанные с рыночным механизмом и конкуренцией появились в России в XXI веке. Возможно, данный факт связан с тем, что усугубились кризисные процессы, оказывая негативное влияние на социальный уровень и качество жизни россиян. Возникновению проблем, связанных с экономической безопасностью, способствует экономическая депрессия, а также угрозы, возникающие вследствие критической зависимости от зарубежных услуг и товара, нарастания ядерного противостояния, радиационной, экологической и технологической катастрофы, ослабления обороноспособности и военной мощи страны. Как справедливо указывают В. И. Скрипко и А. И. Сергеева «современная экономика России находится в состоянии стагнации» [3, с. 34].
Если государством будет вовремя выявляться экономическая опасность, то в данном случае будут необходимы исключительно профилактические действия от возникших угроз. В противном случае необходимо как можно быстрее и заблаговременно уничтожить возникающие угрозы, чтобы их последствия не усугубили положение страны и не привели к огромным социально — экономическим скачкам.
С экономической безопасностью напрямую связана национальная безопасность, угрозы которой могут быть выражены в следующем: причинение вреда внутренней и внешней безопасности страны, конституционному праву и свободе граждан, а также территориальной целостности и суверенитету страны. Для достижения национального уровня экономической безопасности требуется защита интересов граждан, общества и государства, обеспечение стабильности в развитии страны. Также необходимо увеличить функционирование отрасли народного хозяйства, развивать транспортные инфраструктуры, повысить уровень жизни населения, предотвратить различные катастрофы, а именно техногенные, производственные и экологические [1, с. 216].
Угроза экономической безопасности страны, проявляется в возможности причинения вреда не только отдельным отраслям, но и в целом народному хозяйству, что способствует большому риску развала социально–экономической стабильности.
Угрозы для экономической безопасности могут быть классифицированы на объективные и субъективные. Угрозы объективного характера объединены под влиянием условий, которые не зависят от вмешательства людей (перемены в естественной сфере, природоохранные аварии, не сопряженные с общественной деятельностью), субъективные же угрозы обусловлены деятельностью человека (погрешности и недоделки человеческой деятельности) [1, с. 216].
В рамках данной статьи нас интересуют угрозы, нарушающие экономическую безопасность государства, которым присущ как внутренний, так и внешний характер. Факторы, воздействующие на общество страны, такие как межнациональные конфликты, преступность, различные кризисы и ухудшение качества и уровня жизни не могут не способствовать возникновению внутренних угроз.
Возрастанию внутренних угроз способствуют следующие факторы:
– имущественное расслоение общества;
– деградирование ряда учреждений социальной сферы;
– ограничение доступа малообеспеченных граждан страны к получению среднего и высшего образования;
– сокращение численности населения (уменьшился рост демографической нагрузки на трудоспособность населения и трудовой потенциал страны в целом);
– увеличение уровня коррупции экономики в виду слабой системы контроля со стороны госорганов;
– низкий уровень дохода населения, что способствует криминальным проявлениям;
– высокий уровень «долларизации» российской экономики и неуверенность в национальном рубле, а также нарушение баланса отраслей в народном хозяйстве, что приводит к нестабильности финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы;
– достаточно высокий уровень инфляции;
– возрастание риска катастроф и аварий техногенного характера.
К внешним угрозам можно отнести:
– потерю высококвалифицированных специалистов в России, так как наша страна является крупным поставщиком специалистов за рубеж;
– незаконное перечисление капитала за границу;
– развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (прим., Калининградская область и Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к границам России ведет к распространению экономического и политического влияния со стороны иностранных государств [3, с. 35];
– увеличение зависимости по потребительским товарам и продовольствию от импорта (согласно статистики более 40 % продовольственного рынка России и около 80 % рынка лекарств идет на импорт);
– покупку западными предприятиями российских. Данный факт способствует тому, что вытесняется российская продукция с внутреннего и внешнего рынка России. Возрастает зависимость нашей страны от импортной продукции стратегического значения, комплектующих изделий в машиностроении.
Сегодня можно говорить о таких реальных угрозах экономической безопасности как, низкий уровень конкурентоспособности товаров и услуг; потеря рынка сбыта продукции; риск обострения финансового кризиса; вывоз капитала за границу; очень низкий уровень жизни российского населения [2, с. 88].
С целью предотвращения воздействия угроз на экономическую безопасность страны следует разработать и апробировать меры экономической политики не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Предлагаем следующие мероприятия, направленные на прекращение внутренних и внешних угроз или их минимизацию:
- важнейший элемент в обеспечении экономической безопасности страны — мониторинг. Следует не только осуществлять систематическое наблюдение за факторами, определяющими угрозы экономической безопасности страны, но и прогнозировать эти факторы.
- необходимо тщательно подойти к разработке параметров и критериев, количественных и качественных пороговых значений состояния экономики, выход за пределы которых может оказать негативное влияние на экономическую безопасность России.
- С целью обеспечения экономической безопасности нашей страны нужно реализовать следующие виды деятельности, а именно проводить экспертизу решений по финансовым и хозяйственным вопросам, активизировать комплекс механизмов по недопущению или преодолению возникновения угроз.
Литература:
- Иванова К. О. Современные угрозы экономической безопасности России [Текст] / К. О. Иванова, С. А. Зубкова // Студенческая наука ХХ1 века: материалы Х Междунар.студенч.науч-практ.конф. (Чебоксары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10) — С. 216–220.
- Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами [Текст] / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. — С. 86–91.
- Скрипко В. И. Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации [Текст] / В. И. Скрипко, А. И. Сергеева // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8. — С. 32–35.