В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.
Ключевые слова: управленческая культура, педагог, компоненты управленческой культуры, управленческие умения, методическая поддержка педагогов, самосовершенствование
Сложившаяся система управления образовательной организации оказывается неэффективной, так как не решает многих педагогических проблем.
В настоящее время школа имеет потребность в новом педагоге, который не только учит, но в первую очередь создает условия развития процессов самоопределения, самопознания у своих учеников, педагоге способном четко скоординировать свою работу, который кроме знаний в области психологии, педагогики, различных методик, должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности.
Успешный педагог, удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.
Управленческая культура педагога образовательной организации — это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.
Формирование управленческой культуры педагога возможно в процессе научно-методической работы. Такая возможность определяется потенциалом данного вида педагогической деятельности в развитии у педагога управленческих знаний и умений.
Управленческая культура педагога образовательной организации представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении образовательной организацией, педагогическим коллективом, классом. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий (рис. 1). [1, с 102]
Рис. 1. Компоненты управленческой культуры педагога
На наш взгляд в управлении образовательной организацией важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Поэтому необходимо изучать управленческую культуру педагога.
Педагогический коллектив всегда не однороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать условия развития управленческой культуры педагога с учетом оценки уровня готовности членов педагогического коллектива к восприятию знаний в области управления.
Создание комфортной образовательной среды саморазвития, способность раскрыть управленческий потенциал педагога предполагает поддержание руководителем образовательной организации и его заместителями таких условий, которые способствуют самореализации, культурному и духовному развитию педагога и обучающихся.
По нашему мнению, процесс развития управленческой культуры педагога будет проходить более успешно, если соблюдать следующие организационно-педагогические условия:
‒ Обеспечить педагога знаниями об управленческой культуре, включающими в себя особенности управления классом, школой и управление собой.
‒ Активное включение педагога в управленческую деятельность образовательного учреждения с учетом его возможностей.
‒ Стимулирование стремления педагога к освоению технологий управления, используемых в современной школе; желания изучать передовой опыт управленческой деятельности других педагогов.
Формирование управленческой культуры может быть представлено как процесс становления следующих умений: гностических, проектных, конструктивных, организационных и коммуникативных [2, с.67].
Гностические умения составляют общие познавательные особенности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности педагога, которая зависит от умений составлять и проверять гипотезы, обнаруживать противоречия, критически оценивать полученные результаты. Система знаний объемлет мировоззрение, общий культурный уровень и уровень специальных знаний.
К общим знаниям относятся знания и умения в области литературы и искусства, религии, права, политики, экономики и социальной жизни, широкий кругозор. Низкий уровень общих знаний приводит к одностороннему развитию личности и ограничивает воспитательные возможности педагогов. К специальным относятся знания по педагогике, психологии и методике преподавания.
Составную часть педагогических гностических умений представляет деятельность по извлечению новых знаний.
Если гностические умения составляют основу деятельности педагога, то конструктивные и проектные умения способствуют повышению педагогического мастерства. Применение всех других знаний зависит от них. Реализация этих умений служит сознательной модернизации обучающих воспитательных работ как педагогического механизма.
Проектные умения представляют собой стратегическое направление педагогической деятельности и выводят имеющиеся знания и навыки на передний план, позволяют решать актуальные вопросы, учитывают планирование курса в учебном плане, определяют связь с другими предметами. Такие умения развиваются в зависимости от возраста и стажа работы.
Конструктивные умения охватывают решение тактических задач, структуризацию курса, выбор формы анализа занятий и конкретного содержания по разным разделам. В опыте работы каждого педагога встречается конструктивизация образовательного и воспитательного процесса.
Организаторские умения не только служат организации процесса обучения, но и играют значительную роль в построении деятельности педагога. Установлено, что, в отличие от гностических и конструктивных, организационные умения с возрастом ослабевают.
Эффективность общения педагога с обучающимися и коллегами зависит от развития коммуникативных умений (способностей) и компетентности общения. Общение не ограничивается передачей знаний, оно придает образовательному процессу эмоциональность, создает у обучающихся заинтересованность и желание взаимодействия. Общение в том числе является важным условием формирования управленческой культуры педагогов. Педагоги, носители научной информации должны выступать передатчиками данной информации другим. Педагоги, выступая организаторами умений обучающихся, должны побуждать их к самостоятельному научному творчеству [3, с.54].
В формировании управленческих умений педагогов на уровне соуправления большую роль играют такие организационные формы, как научно-методический совет, тематический педагогический совет, методическое объединение, психолого-педагогический консилиум, научно-практические лаборатории, проводившиеся с использованием таких интерактивных методов обучения, как коллективное творческое дело, круглый стол, ролевые, имитационные и обучающие игры, презентации, метод анализа конкретных ситуаций.
Закрепление и систематизация знаний, умений и опыта по усвоению содержания управленческой культуры педагога происходит с использованием таких организационных форм, как научно-практическая конференция, итоговый проблемно-стратегический педсовет, где в форме научных сообщений сообщаются основные результаты формирования и освоения этой личностной и индивидуальной характеристики педагога как субъекта процесса управления. В целом использование интерактивных форм организации учебной деятельности можно рассматривать как эффективное средство формирования управленческой культуры педагога.
Таким образом, формирование управленческой культуры у педагогов тесно сопряжено с непрерывным повышением уровня педагогического мастерства, самосовершенствования профессионального мастерства педагога.
Работа в данном направлении должна осуществляться на протяжении всего периода профессиональной педагогической деятельности педагога в образовательной организации.
Иными словами, педагог должен обладать высоким управленческим потенциалом. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать обучающихся к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение ребенка; находить выход из конфликтных ситуаций, быть предельно объективным независимо от своих симпатий; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Основываясь на свой опыт работы, мы можем педагогу образовательной организации для дальнейшей успешной его работы дать следующие рекомендации:
‒ не делайте все самостоятельно;
‒ не считайте себя лучше других;
‒ не беритесь за все дела сразу;
‒ не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
‒ не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Педагог — это не только должность, но и образ мышления, деятельности, жизни. Педагог — творец образовательной деятельности. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его деятельности, а создает эти условия сам. Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой.
Литература:
- Сластенин В. А. и др. Педагогика // М.: Академия, 2007
- Капустин И. П., Третьяков П. И., Шамова Т. И. Управление образовательными системами // М.: Владос. — 2002 — С. 200–319.
- Тамарская, Н. В. Системный подход в формировании управленческой культуры педагога в процессе непрерывного образования Н. В. Тамарская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки: научный журнал. — Калининград, 2014 — № 4. — С. 48–63.