Профессионально обусловленные требования к личности педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Профессионально обусловленные требования к личности педагога / Е. Г. Огольцова, Е. В. Сагоякова, Д. А. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46745/ (дата обращения: 18.12.2024).



Профессия педагога всегда занимала одно из важнейших и почетнейших мест в обществе. Педагог — главный проводник опыта от старших поколений к младшим. С момента возникновения профессии за педагогами закреплялась воспитательная функция.

История профессии началась вместе с историей человечества. Так, в дородовой общине передача опыта была сплетена с трудовой деятельностью. Позже, с появлением способности изготавливать оружие, образовались своеобразные социальные группы из старейшин рода — воспитатели. Их главными обязанностями были: передача полезных навыков и умений, забота о духовном росте младших поколений. Так воспитание стало сознательной сферой жизни общества.

Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются первые специализированные учреждения для подготовки детей [1]. Сам термин «педагог» возник в Древней Греции. Так называли образованных людей, на попечение которых оставляли своих детей в состоятельных семьях (греч. «pidas» — дитя, «ago» — вести).

Центрами образования в Средние века стали монастыри, которые на территории христианской Европы возникли в великом множестве. Педагогами являлись священники и монахи, хотя в городских школах это были уже специально подготовленные люди. Следует обратить внимание на то, что педагогом в это время называли не только того, кто преподавал в низших школах, но и того, кто создавал школы более высокого уровня, собирал вокруг себя учеников. В это время педагоги существует на плату, взимаемую ими с учеников, которая поступает обычно каждую четверть года и дополняется зачастую взносами натурою.

Именно в Средневековье профессия педагога признается как общественно значимая. Поэтому профессиональные свойства учителей все чаще становились предметом размышлений известных философов и писателей. С течением времени учитель становится все более заметной фигурой в общественном сознании. Профессия педагог развивалась с самых древних времен, и все основы этой сложной профессии были заложены в Средневековье, во время процветания различных наук (рис. 1).

http://seance.ru/img/blog/2010.08/kleiman_03_stradano.png

Рис. 1. Мастерская художника эпохи Возрождения. Гравюра Джованни Страдано (вторая половина XVI века)

В эпоху капитализма профессия педагога становится массовой. Учителя занимают штатные должности в городских школах и гимназиях. Но в буржуазных семьях преобладает домашнее образование.

В дореволюционной России главное место занимает начальное образование. Основным типом подготовки педагогов были учительские семинарии. В средних учебных заведениях преподавали зачастую выпускники высших учебных заведений, не обязательно педагогического профиля. В этот период в стране происходит переход от социального устройства к капиталистическому. Вместе с этим развивается и образование, но этот процесс сдерживается системой государственного устройства.

После революции складывается важный этап в развитии отечественного образования. Ликвидируется классовость среднего образования — гимназии объявляются средними общеобразовательными школами, в которых предоставляется возможность учиться всем детям, которые приобрели необходимую начальную подготовку. На педагогов накладывались определенные условия. Советский учитель должен был соблюдать ряд критериев. Это коммунистическая нравственность, коммунистическое миропонимание, диалектико-материалистическое мировоззрение, ясная коммунистическая направленность, активная жизненная позиция, высокая степень идейно-политической зрелости [2, с.3] (рис. 2).

C:\Users\Екатерина\Новая папка\Desktop\0_637ef_f4b1f244_XL.jpg

Рис. 2. Награда учителю. Картина А. М. Харьковского (1951 г.)

Современная школа сохранила основные положения образования, которые складывались веками. Но в настоящее время существуют значительные проблемы в этой области. Так, остро стоит вопрос не только о пересмотре и обновлении школьной программы и методик обучения, но и пересмотре роли личности самого педагога, требований к его профессиональному росту. Причины появления подобных проблем можно найти в несоответствии требований к уровню образования и профессиональных возможностей и способностей педагогов.

В современное время на учителей лег огромный спектр обязанностей, которые и повлекли изменение требований к педагогу. Прежде всего, учитель — это профессия, требующая любви к детям. И если человек ее выбрал, то должен обладать таким качеством как гуманизм и терпение. Он должен относиться к детям как к равным, проявлять интерес и заботу по отношению к ним. Особенно это касается учителей начальных классов. Ведь для детей они являются еще и в какой-то мере воспитателями.

Главная функция учителя — передача знаний. Но важно преподнести эти знания понятным и доступным для детей языком, а также побудить интерес к данному предмету. Также он должен обладать определенным артистизмом, использовать в своей речи жестикуляцию и мимику, чтобы более ярко и красочно передать материал.

Немаловажным является умение найти подход к каждому ученику. Настоящий специалист должен грамотно подобрать индивидуальный подход к ученику, зная его внутренний мир и личностные способности.

Также является важным любить и знать свой предмет. Нельзя требовать от других любовь к тому, что ты сам не любишь. Не стоит забывать, что дети более чуткие в отношении к этому.

Но кроме вышеперечисленных качеств преподаватель должен обладать и профессиональными. Их огромное множество — трудолюбие, ответственность, организаторские способности, умение планировать ход урока, авторитет. Это малая их часть, но они являются более важными, так как от них зависит успешность человека в данной профессии.

Требования к педагогу изменяются с каждым веком и годом. Посмотрим, что государство считает важным иметь человеку данной профессии сейчас. По современным стандартам ФГОС современный учитель должен прежде всего обеспечивать условия для успешной деятельности учащихся, мотивировать и способствовать их саморазвитию; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; объективно оценивать деятельность учащихся в соответствии с государственным стандартом; использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Так же у педагога должны быть определенные компетенции, необходимые для успешного достижения обучаемыми определенных образовательных целей. Среди таких имеются:

‒ Общекультурные компетенции (знания в области национальной, общечеловеческой культуры; умение рефлектировать личностную систему; толерантность к разным этнокультурам);

‒ Компетенция личностного самосовершенствования (потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию);

‒ Познавательно-творческая компетенция (умение целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности; развитость творческих способностей; способность самостоятельно приобретать новые знания);

‒ Ценностно-смысловая ориентация личности (осознание своей роли и предназначения; потребность и способность самореализации; увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности);

‒ Коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет);

‒ Информационная компетенция (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности; владение информационными технологиями);

‒ Социально-трудовая компетенция (способность взять на себя ответственность; проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества; подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий);

‒ Профессиональная компетенция педагога (активная жизненная позиция; профессиональные знания и умения; профессиональные личностные качества; творческие умения) [3].

И это только малая часть того, чем должен обладать современный педагог.

Таким образом, для успеха в данной области нужно: гуманизм, трудолюбие и психологическая предрасположенность к этой области. Поэтому не каждый человек способен стать учителем. Многие говорят, что педагог — это не профессия, а призвание. И это так. Ведь это каждодневный труд и большая ответственность.

Литература:

  1. Система образования. История и современность // Психологос. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/sistema-obrazovaniya.-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 12.11.2017).
  2. Крутецкий В. А., Недбаев С. В. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование // Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 3–16.
  3. Требования ФГОС к современному учителю // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-trebovaniya-fgos-k-sovremennomu-uchitelyu-555967.html (дата обращения: 12.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, профессия педагога, умение, активная жизненная позиция, профессия, ребенок, социальное устройство, способность, учитель, школа.


Задать вопрос