Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Голубева, С. В. Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования / С. В. Голубева, Д. С. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46752/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.

Ключевые слова: младшие школьники, личностные результаты, личностные универсальные учебные действия, современные образовательные технологии

В настоящее время перед учителем стоит проблема — развитие личности каждого учащегося. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте описан портрет выпускника основной школы. Это

‒ любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

‒ активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

‒ умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

‒ социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

‒ уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

‒ осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

‒ ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [1].

Таким образом, на первый план выходят личностные результаты образования. Достижению личностных результатов способствует формированию личностных универсальных учебных действий, «включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [1].

К сожалению, содержание учебных программ зачастую не позволяют использовать на уроках формы и методы обучения, направленные на достижение личностных результатов образования. Но в примерной образовательной программе начального общего образования одной из целевых установок указано достижение младшими школьниками личностных результатов.

На их достижение могут работать различные современные методы и формы обучения. Наиболее интересным и эффективным может стать метод «Шесть думательных шляп».

Данный метод является универсальным методом обучения, так как включает в себя сразу несколько образовательных технологий: диалоговые, проблемные, информационные. Кроме того, в диалоговых технологиях наиболее часто задействуется дискуссия, которая, в свою очередь, может повлиять на изменение мировосприятия и становление мировоззрения младшего школьника.

Основоположником метода «Шести думательных шляп» является британский психолог Эдвард де Боно. Он разделил собеседников на шесть групп, подобрав им атрибут — шляпы определенного цвета. Участники каждой группы характеризуются определенным типом мышления.

1 группа — «Белая шляпа». Отвечает за сбор и озвучивание достоверной информации по заданной проблеме.

2 группа — «Красная шляпа». Участники выражают эмоции и чувства по поводу озвученной информации или проблеме в целом.

3 группа — «Черная шляпа». Символ критики. Участники высказывают критические замечания на выдвигаемые гипотезы.

4 группа — «Зеленая шляпа». Предлагают различные идеи по поводу выхода из сложившейся ситуации или разрешения проблемы.

5 группа — «Желтая шляпа» — это позитивные стороны рассматриваемого вопроса.

6 группа — «Синяя шляпа». Организаторы, наблюдатели процесса дискуссии или диспута [2].

Э. де Боно выбрал атрибутом именно шляпу, так как она подчеркивает новую социальную роль участника беседы.

В возрасте 7–11 лет ребенок начинает активно познавать мир и формировать свою точку зрения на те события и явления, которые в нем происходят. Зачастую это происходит под влиянием общения со значимыми для него людьми (как учителя и родителей, так и сверстников).

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением [3].

У младшего школьника достаточно развито мышление, поэтому он может рассуждать и приводить аргументы в защиту или опровержение какой-либо гипотезы. К данному возрасту у учащегося уже имеется довольно объемный багаж социальных знаний, для обсуждения ему можно предлагать различные проблемы. Все это будет способствовать обогащению его социальных знаний и становлению собственной точки зрения на окружающую действительность.

Целесообразно при применении метода «Шесть думательных шляп» в обучении младших школьников использовать такую форму как беседа или дискуссия.

Технология проведения беседы с использованием данного метода может быть следующей.

В начале ставиться проблема и тема дискуссии или диспута. Следует выбирать социально-значимую для данного возраста проблему («Как правильно дружить?», «Нужно ли помогать родителям?», «Общение в социальных сетях Интернет»). Затем учащиеся делятся на группы в зависимости от их наклонностей и типа мышления. Учащиеся под руководством учителя участвуют в дискуссии, делают вывод.

Технология становления внутренней позиции школьника в процессе беседы может быть следующей:

При организации такого общения рефлексией будет являться внутреннее обдумывание и повторное переживание беседы индивидуально каждым ее участником.

В процессе дискуссии с использованием данного метода у учащихся формируются личностные универсальные учебные действия. Во-первых, формируется его внутренняя позиция, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности. Во-вторых, формируется позитивная учебная мотивация. В-третьих, происходит становление морально-этических установок учащегося, их осознание и принятие, потребность в выполнении этих норм.

Удобно использовать метод «Шесть думательных шляп» на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности общекультурного направления.

На уроках, в рамках преподаваемых дисциплин, учитель начальной школы ограничен в выборе тем для обсуждений. Но компенсировать это может организация проблемно-ценностного общения во внеурочной деятельности. Оно может проводиться в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий [3, с.20].

Метод «Шесть думательных шляп» является достаточно интересным и доступным для использования в начальной школе и отвечает требованиям ФГОС, так как работает на формирование личностных УУД, а соответственно и на достижение личностных результатов НОО.

Литература:

  1. http://минобрнауки.рф/документы/922
  2. Боно де Э. Учите своего ребенка мыслить. — М., изд. Попурри, 2000.
  3. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, достижение, шляпа, внеурочная деятельность, дискуссия, личностный результат образования, младший школьник, начальная школа, начальное общее образование, окружающий мир, проблема, тип мышления, учащийся.


Похожие статьи

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассматривается, как использование игровых технологий в современном образовательном процессе помогает формированию универсальных учебных действий.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка

В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Похожие статьи

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассматривается, как использование игровых технологий в современном образовательном процессе помогает формированию универсальных учебных действий.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка

В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Задать вопрос