Вданной статье анализируется государственная служба с позиции установленного в ней правового режима с учетом исторического опыта и изменений нормативно-правовых актов Российской Федерации. Реформы, касающиеся государственной службы, повлекли за собой преобразование его правового режима, что привело к появлению различных точек зрения и научных дискуссий на проблемы правового режима государственной службы.
Ключевые слова: государственная служба, правовой режим, реформа государственной службы
Государственная служба является регулятором функционирования общества как социального явления, поэтому на сегодняшний день важнейшей проблемой исследований государственной службы стало определение самого понятия «государственная служба» посредством категории «правового режима». Нужно отметить, что правовой режим — это определенный порядок деятельности государственных органов, который служит регулятором общественных отношений, и закреплен в специальных нормативно-правовых актах [1, С. 38]. Правовой режим является строго обязательным для чрезвычайных ситуаций и военных положений, для территорий, на которых находятся заповедники, при обороте наркотических средств и так далее.
Таким образом, определяя государственную службу через категорию правового режима, необходимо отметить, что правовой режим служит неотъемлемой частью государственной службы, её своеобразным регулятором.
Обращаясь к историческому опыту, следует отметить, что государственная служба в дореволюционное время обладала свойством ярко выраженной публичности. Это означало, что у государственного служащего того времени правовое отношение к государству выражалось в подчинении и деятельности, которую они совершают от имени государства.
В советское время были попытки принятия закона о государственной службе, но они были доведены лишь до стадии проекта. Государственная служба не являлась отдельным аппаратом в целом, так как в то время еще не существовало отдельных полномочий для конкретных государственных органов, не было собственных правовых норм и условий прохождения такой службы. Это представлялось проблемой, так как необходимо было отделить общество и государство, что в то время не представлялось возможным.
Из этого можно сделать вывод о том, что полноценное функционирования государственной службы возможно только тогда, когда гражданское общество отделено от государства.
Уже в 1993 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». Данный Указ послужил началом становления государственной службы в России. Затем, в 1995 году был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», тем самым закрепив институт государственной службы на законодательном уровне.
Как известно, любое нововведение не может остаться не замеченным, поэтому институт государственной службы стал поводом для научных исследований и, как следствие, различных дискуссий.
На наш взгляд, необходимо отметить дискуссии о пути развития института государственной службы. В этом вопросе ученые-правоведы высказывали две совершенно различные позиции [2, C. 55–58]. Одни высказывают мнение о том, что государственная служба есть не что иное, как трудовая деятельность, поэтому существует необходимость конкретизировать Федеральный закон с точки зрения дополнения к Трудовому кодексу, обозначая специфические особенности деятельности государственных служащих. Так как данной позиции придерживались еще советские ученые, то данная точка зрения о трудовых отношениях лишь конкретизировала и обобщила её.
Вторая позиция принадлежит ученым, изучающим административное право. Как следствие, их точка зрения предполагает то, что государственная служба — это система, подчиняемая самому государству в целом, а не конкретному государственному органу. Естественно, они считают, что трудовая деятельность государственных служащих регулируется не трудовым правом, а специально разработанным для них норм государственного права. То есть такие отношения относятся ко внедоговорным [3, C. 33–38].
В настоящее время существует огромное многообразие точек зрения на проблемы государственной службы. Соответственно, данная ситуация требует конкретизации действующего законодательства, а, может быть, и принятие новых нормативно-правовых актов, которые бы в большей мере помогали развитию института государственной службы.
На сегодняшний день было уже принято около 30 поправок в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», что говорит о его несовершенстве и необходимости вносить всё новые и новые поправки, с целью усовершенствования деятельности государственных служащих и функционирования института государственной службы в целом.
Но наравне с этим, необходимо совершенствование и нормативных актов субъектов Российской Федерации. Анализ таких законодательных актов позволяет увидеть в них пережитки советских времен [4, C. 847–856]. Такая ситуация служит лишь еще одним доказательством того, что необходимо более глубокое исследование проблем реформирования государственной службы.
Таким образом, принятие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», несомненно, изменило положение государственных служащих, где ими стали являться военнослужащие и правоохранительные органы, но в полной мере регулирование их деятельности остается несовершенным и требующим множество поправок в законодательство.
Среди плюсов данного Закона можно выделить то, что он конкретизировал направление реформирования государственной службы. Это дает нам понять, что институт государственной службы находится еще в стадии формирования. Может быть, в ходе проведения различных изменений, законодателю удастся принять единый кодифицированный акт, затрагивающий все сферы государственной службы.
В ряд предполагаемых направлений реформирования института государственной службы необходимо включить кодификацию норм, регулирующих государственную службу, где будет содержаться ряд следующих положений:
‒ создание и обобщение положений о системе и об основах государственной службы;
‒ конкретизация и расширение норм, регулирующих отдельные виды государственной службы;
‒ нормы, касающиеся режимов государственной службы (различные нормы для отдельных видов);
‒ нормы о порядке изменения таких режимов и так далее.
Что касается видов государственной службы, то нормы, их регулирующие можно вынести в отдельное систематизированное законодательство.
Наравне с предложением принятия обособленного кодифицированного закона, целесообразно выдвинуть идею о создании отдельной отрасли права — служебное право, где будет рассматриваться институт государственной службы, его особенности. Данной точки зрения придерживаются и некоторые современные авторы [5, C.33]. Служебное право будет являться, скорее, подотраслью административного права, так как вся основа будет лежать на нем.
Таким образом, в настоящее время государственная служба находится лишь на стадии реформирования. На основе вышеизложенного, следует отметить, что институту государственной службы необходимо создание единого кодифицированного акта Российской Федерации. Но вместе с тем, это не представляется возможным, пока не будут проведены все исследования организационных мероприятий, проводимых в ходе реформы.
Среди таких мероприятий должна быть принята единая концепция реформы, должны быть материальное, организационное, техническое её оснащение, формирование конкретных штатов государственных служащих, формирование отдельной подотрасли административного права — служебного права, а также совершенствование существующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности государственных органов.
Предположительно, данные изменения и конкретизация направлений формирования института государственной службы Российской Федерации позволит стабилизировать её состояние и выбрать совершенный процесс реформы, сделав тем самым её основой российской государственности.
Литература:
- Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 376 с.
- Чиканова JI. A. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2015. № 4.
- Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной A. M., Маврин СЛ., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. № 6.
- О. В. Хабибулина Правовой режим государственной службы // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). — 2013. — № 8. — С. 847–856.
- Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. —431 c.