Правовой режим государственной службы в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 872 раза

Библиографическое описание:

Гайсина, Р. Ю. Правовой режим государственной службы в Российской Федерации / Р. Ю. Гайсина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46754/ (дата обращения: 18.12.2024).



Вданной статье анализируется государственная служба с позиции установленного в ней правового режима с учетом исторического опыта и изменений нормативно-правовых актов Российской Федерации. Реформы, касающиеся государственной службы, повлекли за собой преобразование его правового режима, что привело к появлению различных точек зрения и научных дискуссий на проблемы правового режима государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, правовой режим, реформа государственной службы

Государственная служба является регулятором функционирования общества как социального явления, поэтому на сегодняшний день важнейшей проблемой исследований государственной службы стало определение самого понятия «государственная служба» посредством категории «правового режима». Нужно отметить, что правовой режим — это определенный порядок деятельности государственных органов, который служит регулятором общественных отношений, и закреплен в специальных нормативно-правовых актах [1, С. 38]. Правовой режим является строго обязательным для чрезвычайных ситуаций и военных положений, для территорий, на которых находятся заповедники, при обороте наркотических средств и так далее.

Таким образом, определяя государственную службу через категорию правового режима, необходимо отметить, что правовой режим служит неотъемлемой частью государственной службы, её своеобразным регулятором.

Обращаясь к историческому опыту, следует отметить, что государственная служба в дореволюционное время обладала свойством ярко выраженной публичности. Это означало, что у государственного служащего того времени правовое отношение к государству выражалось в подчинении и деятельности, которую они совершают от имени государства.

В советское время были попытки принятия закона о государственной службе, но они были доведены лишь до стадии проекта. Государственная служба не являлась отдельным аппаратом в целом, так как в то время еще не существовало отдельных полномочий для конкретных государственных органов, не было собственных правовых норм и условий прохождения такой службы. Это представлялось проблемой, так как необходимо было отделить общество и государство, что в то время не представлялось возможным.

Из этого можно сделать вывод о том, что полноценное функционирования государственной службы возможно только тогда, когда гражданское общество отделено от государства.

Уже в 1993 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». Данный Указ послужил началом становления государственной службы в России. Затем, в 1995 году был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», тем самым закрепив институт государственной службы на законодательном уровне.

Как известно, любое нововведение не может остаться не замеченным, поэтому институт государственной службы стал поводом для научных исследований и, как следствие, различных дискуссий.

На наш взгляд, необходимо отметить дискуссии о пути развития института государственной службы. В этом вопросе ученые-правоведы высказывали две совершенно различные позиции [2, C. 55–58]. Одни высказывают мнение о том, что государственная служба есть не что иное, как трудовая деятельность, поэтому существует необходимость конкретизировать Федеральный закон с точки зрения дополнения к Трудовому кодексу, обозначая специфические особенности деятельности государственных служащих. Так как данной позиции придерживались еще советские ученые, то данная точка зрения о трудовых отношениях лишь конкретизировала и обобщила её.

Вторая позиция принадлежит ученым, изучающим административное право. Как следствие, их точка зрения предполагает то, что государственная служба — это система, подчиняемая самому государству в целом, а не конкретному государственному органу. Естественно, они считают, что трудовая деятельность государственных служащих регулируется не трудовым правом, а специально разработанным для них норм государственного права. То есть такие отношения относятся ко внедоговорным [3, C. 33–38].

В настоящее время существует огромное многообразие точек зрения на проблемы государственной службы. Соответственно, данная ситуация требует конкретизации действующего законодательства, а, может быть, и принятие новых нормативно-правовых актов, которые бы в большей мере помогали развитию института государственной службы.

На сегодняшний день было уже принято около 30 поправок в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», что говорит о его несовершенстве и необходимости вносить всё новые и новые поправки, с целью усовершенствования деятельности государственных служащих и функционирования института государственной службы в целом.

Но наравне с этим, необходимо совершенствование и нормативных актов субъектов Российской Федерации. Анализ таких законодательных актов позволяет увидеть в них пережитки советских времен [4, C. 847–856]. Такая ситуация служит лишь еще одним доказательством того, что необходимо более глубокое исследование проблем реформирования государственной службы.

Таким образом, принятие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», несомненно, изменило положение государственных служащих, где ими стали являться военнослужащие и правоохранительные органы, но в полной мере регулирование их деятельности остается несовершенным и требующим множество поправок в законодательство.

Среди плюсов данного Закона можно выделить то, что он конкретизировал направление реформирования государственной службы. Это дает нам понять, что институт государственной службы находится еще в стадии формирования. Может быть, в ходе проведения различных изменений, законодателю удастся принять единый кодифицированный акт, затрагивающий все сферы государственной службы.

В ряд предполагаемых направлений реформирования института государственной службы необходимо включить кодификацию норм, регулирующих государственную службу, где будет содержаться ряд следующих положений:

‒ создание и обобщение положений о системе и об основах государственной службы;

‒ конкретизация и расширение норм, регулирующих отдельные виды государственной службы;

‒ нормы, касающиеся режимов государственной службы (различные нормы для отдельных видов);

‒ нормы о порядке изменения таких режимов и так далее.

Что касается видов государственной службы, то нормы, их регулирующие можно вынести в отдельное систематизированное законодательство.

Наравне с предложением принятия обособленного кодифицированного закона, целесообразно выдвинуть идею о создании отдельной отрасли права — служебное право, где будет рассматриваться институт государственной службы, его особенности. Данной точки зрения придерживаются и некоторые современные авторы [5, C.33]. Служебное право будет являться, скорее, подотраслью административного права, так как вся основа будет лежать на нем.

Таким образом, в настоящее время государственная служба находится лишь на стадии реформирования. На основе вышеизложенного, следует отметить, что институту государственной службы необходимо создание единого кодифицированного акта Российской Федерации. Но вместе с тем, это не представляется возможным, пока не будут проведены все исследования организационных мероприятий, проводимых в ходе реформы.

Среди таких мероприятий должна быть принята единая концепция реформы, должны быть материальное, организационное, техническое её оснащение, формирование конкретных штатов государственных служащих, формирование отдельной подотрасли административного права — служебного права, а также совершенствование существующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности государственных органов.

Предположительно, данные изменения и конкретизация направлений формирования института государственной службы Российской Федерации позволит стабилизировать её состояние и выбрать совершенный процесс реформы, сделав тем самым её основой российской государственности.

Литература:

  1. Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 376 с.
  2. Чиканова JI. A. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2015. № 4.
  3. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной A. M., Маврин СЛ., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. № 6.
  4. О. В. Хабибулина Правовой режим государственной службы // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). — 2013. — № 8. — С. 847–856.
  5. Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право: учеб. пособие. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. —431 c.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, правовой режим, Российская Федерация, акт, время, единый кодифицированный акт, зрение, институт, исторический опыт, трудовая деятельность.


Ключевые слова

государственная служба, правовой режим, реформа государственной службы

Похожие статьи

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной дея...

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы п...

Основные идеи и несовершенства направления развития государственной службы в Российской Федерации

В представленной статье обобщенно изложены результаты изучения важнейших проблем и разнообразных проявлений развития института государственной службы и связанных с этим актуальных теоретико-правовых и прикладных аспектов применения нормативных правов...

Система и виды государственной службы

В статье проведен анализ существующей системы государственной службы. Рассмотрены ее виды и их функциональные особенности. Представлены направления подготовки кадров государственных служащих в современной Российской Федерации.

Сущность кадровой политики в органах государственной власти

В данной статье рассматриваются разные подходы к определению кадровой политики. Государственная кадровая политика не может рассматриваться исключительно как инструмент власти, а деятельность, детерминированная объективным процессом усложнения труда, ...

Теоретико-правовой анализ понятия «государственная должность»

В данной статье рассматривается фактическое состояние теоретического определения государственных должностей Российской Федерации, а также субъектов РФ, неопределённость правовой природы, содержания и сущности государственных должностей, правовое поло...

Проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ

В статье рассматриваются проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ. Обоснована актуальность научных проблем в регулировании прохождения муниципальной службы, выявлен ряд проблем правового регулирования муниципальной службы.

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы определения в законодательстве правового статуса государственного гражданского служащего и вносятся предложения по правовому регулированию государственной гражданской службы и формированию правового статуса гражданских...

Похожие статьи

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной дея...

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы п...

Основные идеи и несовершенства направления развития государственной службы в Российской Федерации

В представленной статье обобщенно изложены результаты изучения важнейших проблем и разнообразных проявлений развития института государственной службы и связанных с этим актуальных теоретико-правовых и прикладных аспектов применения нормативных правов...

Система и виды государственной службы

В статье проведен анализ существующей системы государственной службы. Рассмотрены ее виды и их функциональные особенности. Представлены направления подготовки кадров государственных служащих в современной Российской Федерации.

Сущность кадровой политики в органах государственной власти

В данной статье рассматриваются разные подходы к определению кадровой политики. Государственная кадровая политика не может рассматриваться исключительно как инструмент власти, а деятельность, детерминированная объективным процессом усложнения труда, ...

Теоретико-правовой анализ понятия «государственная должность»

В данной статье рассматривается фактическое состояние теоретического определения государственных должностей Российской Федерации, а также субъектов РФ, неопределённость правовой природы, содержания и сущности государственных должностей, правовое поло...

Проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ

В статье рассматриваются проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ. Обоснована актуальность научных проблем в регулировании прохождения муниципальной службы, выявлен ряд проблем правового регулирования муниципальной службы.

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы определения в законодательстве правового статуса государственного гражданского служащего и вносятся предложения по правовому регулированию государственной гражданской службы и формированию правового статуса гражданских...

Задать вопрос