День за днем новые технологии проникают во все большее число сфер общественной жизни. Бухгалтерское дело не осталось без внимания, теперь информационные технологии напрямую связаны с профессией бухгалтера. В статье поднимается вопрос трансформации этой профессии в новых, «цифровых», условиях.
Ключевые слова: бухгалтер, цифровая экономика, бухгалтерский учет, справочно-правовая система, информационные технологии
В течение достаточно долгого времени профессия бухгалтера является одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда и последние несколько лет она претерпела серьезные изменение, так как переход к рыночной экономике дал толчок к развитию новых технологий, которые были внедрены и в бухгалтерское дело.
В названии темы статьи фигурирует фраза «цифровая экономика», стоит разобраться в этом подробнее, прежде чем приступать к основной части. Ни для кого ни секрет, что технический прогресс за последнее время проник во все сферы общественной жизни, без внимания не остались и экономические отделы предприятий и организаций, НТП достаточно сильно повлиял на техническую базу. Абсолютное большинство работников бухгалтерии используют данные всемирной сети, чтобы более эффективно вести бухучет и узнавать то, что было неизвестно, в считанные минуты. Бухгалтеру теперь не нужно ждать очередного выпуска журнала, в котором отражаются нововведения, касающиеся бухучета, достаточно войти в Сеть и сразу увидеть обновления, что упрощает работу и освобождает время для наиболее важных дел, чем перечитывание журналов.
В последние годы наиболее важным стал вопрос использования передовых информационных технологий в различных сферах деятельности, в частности, и в бухгалтерском учете. В связи с этим встал вопрос о перспективах развития профессии бухгалтера: начнет ли она постепенно уходить с рынка труда или же начнется новый виток в ее развитии.
Сегодня не найти бухгалтера, который бы не использовал различные систематизированные программы учета и справочно-правовые системы, которые помогают в непосредственном ведении учета хозяйственных операций и позволяют бухгалтеру повышать свою квалификацию, не покидая рабочего места. Например, такие системы как «Главбух» и «СКБ Контур» позволяют получить сертификат о повышении квалификации за определенную сумму, при этом бухгалтеру или любому, кто захочет узнать больше о бухучете, предлагается несколько программ различного уровня сложности. Таким образом, в данном случае существует несколько систем, помогающих практикующим бухгалтерам не терять время на поездки в другие города для того, чтобы повысить свои навыки ведения учета и получить новый опыт и знания, что непосредственно скажется на качестве ведения бухгалтерского учета и работы предприятия в целом. Это в свою очередь повлияет на эффективность работы бухгалтерского отдела, принятие управленческих решений и, возможно, даже на прибыли организации.
Помимо прочего, бухгалтер уже перестал быть обыкновенным сотрудником, ведущим бухгалтерский учет, профессия за последние несколько лет изменилась достаточно сильно за счет введения тех же цифровых технологий. То есть те изменения, что мы рассматриваем, касаются не только самого учета, но и бухгалтерской профессии.
На сегодняшний день бухучет ведет каждая организация, и перечень обязанностей бухгалтера чаще всего зависит от каждой конкретной фирмы. Бухгалтер имеет широкий круг обязанностей, в частности на его плечах лежит составление первичной документации, контроль за ее достоверностью, подготовка к счетной обработке, а также участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рационального использование ресурсов. Также бухгалтер отвечает за начисление заработной платы работникам, выплаты по гражданским договорам и НДФЛ, ведение налогового и управленческого учета, он составляет и сдает налоговую отчетность в фонды РФ и налоговую инспекцию и минимизирует налоговые выплаты. Помимо прочего, часто бухгалтер выполняет обязанности, не прописанные в должностной инструкции, иногда на него возлагают и работу других бухгалтеров, экономя на рабочих местах. Кроме того, бухгалтер обязан обеспечить необходимой сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности. Считается, что скоро появится возможность полностью автоматизировать ведение бухгалтерского и налогового учета, что освободит бухгалтера от части вышеописанного вида работ, однако проводить анализ финансового состояния предприятия все равно придется самостоятельно, но тогда времени на это будет значительно больше, а качество результатов анализа будет выше.
Недавно проводилось исследование, которое показало, что от финансовых директоров (это следующая ступень карьерной лестницы главного бухгалтера) требуют больше информации, это формирует задачу перед финансовым руководителем уметь рассказать о компании понятным и доступным языком, а также в большей степени быть партнером по бизнесу, чем человеком, который просто анализирует цифры. Поэтому задача бухгалтерской отчетности состоит в большей степени в обработке данных для того, чтобы предсказывать будущее и принимать необходимые решения, взвешивать риски, а не интерпретировать прошлое.
Важно отметить, что компьютерная грамотность становится базовым навыком, который будет востребован всегда. Так считает британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young.
Заместитель руководителя департамента учета, анализа и аудита Финансового университета, профессор Владимир Бариленко считает, что есть необходимость в разработке способов обеспечения гармонизации образовательных программ вузов и профессиональных стандартов бухгалтеров и аудиторов. Только при таком подходе, по его мнению, можно достичь желаемого результата и получить того специалиста, который нужен развивающейся профессии бухгалтера.
«Цель профессиональной деятельности, заявленная в нынешней редакции профстандартов, четко соответствует той, которая присутствует в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Речь идет только о регулировании финансового учета и о формировании финансовой отчетности. Это далеко не все функции реального бухгалтера. Бухгалтер должен быть, в первую очередь, глубоким аналитиком, который не только формирует учетную политику и ставит новые задачи, но и занимается информационным обеспечением управленческих решений по самым разным поводам… Более корректно будет сформировать эту цель иначе, например, «формирование учетно-контрольной и аналитической информации, необходимой для заинтересованных пользователей, для выработки экономических решений»… Мы должны уйти от дилеммы, что первично: профессиональные стандарты или образовательные программы, которые должны подстраиваться под них. Очевидно, что нужна их гармонизация», — заявил Владимир Бариленко.
Таким образом, на протяжении последних лет профессия бухгалтера остается одной из самых востребованных на трудовом рынке. В последнее время число бухгалтеров, желающих повысить свой профессиональный уровень, неуклонно растет. Собственно, это и есть будущее профессии — переход бухгалтеров с низких квалификационных уровней на более высокие, что является позитивной тенденцией развития профессии.
В условиях «цифровой экономики», «экономики знаний», возможности бухгалтера и аудитора расширяются, при этом и растет круг необходимых этим специалистам компетенций. Потребности работодателей обусловливают необходимость усиления ориентации подготовки бухгалтеров на решение актуальных задач учета, анализа и аудита. Для этого необходима не только гармонизация образовательных программ вузов и профессиональных стандартов, но и использование в учебном процессе последних достижений экономической науки, систематическое повышение квалификации, а также безупречное соблюдение норм профессиональной этики.
Литература:
- Макарова Л. М., Коробкова О. В. Эволюция применяемых информационных технологий в бухгалтерском учете // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 380-383.
- OECD Digital Economy Outlook 2015, OECD 15 июля 2015 г. OECD Publishing
- Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2015 года // [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/57.htm/ Дата обращения: 12.10.2017 г. 13:35.