Одной из важнейших проблем современного общества является значительное ухудшение физической подготовки и общего состояния здоровья нынешней молодежи. Представители студенчества, которые, казалось бы, должны быть полны жизненных сил, энергии и здоровья, все чаще страдают заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, возможной причиной чего может быть недостаток двигательной активности.
Важный показатель физической подготовки, напрямую связанный с состоянием дыхательной и кровеносной системы — общая выносливость. Исследованию развития общей выносливости посвящено немало научных работ в сфере физической культуры, однако как таковых методических рекомендаций, единых требований к формированию этой величины пока не сформулировано. Именно поэтому тема изучения развития общей выносливости среди студентов так актуальна для современной физической культуры.
Для начала стоит разобраться в сущности понятия «выносливость». Краткий словарь терминов по физическому воспитанию дает следующие определения:
1) способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы;
2) способность человека к продолжительному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека. [4]
Физиологической основой выносливости являются возможности организма, когда используется кислород как основной источник энергии (аэробное упражнение), которые «способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена». [9]
Исходя из основной классификации, выделяется общая и специальная (скоростная, силовая, координационная) выносливость. Причем эти разновидности почти не зависят друг от друга — можно обладать высокой скоростной выносливостью, но недостаточной координационной или низкой силовой выносливостью. Нас будет интересовать именно общая выносливость как важный компонент физического воспитания студента.
Вопросу разработки средств и методов развития у студентов общей выносливости посвящено много исследований, и каждый ученый придерживается своей точки зрения.
Одни предполагают, что в качестве средства формирования общей выносливости нужно применять бег: кроссы, повторный бег на средних и длинных отрезках, бег в чередовании с общеразвивающими упражнениями и упражнениями на дыхание. Другие исследователи говорят о целесообразности применения широкого круга средств (различные виды спортивных игр — футбол, баскетбол, гандбол; плавание, конькобежный и лыжный спорт). Обратимся к авторским точкам зрения.
В. В. Кузовенков считает, что в основу успешной сдачи нормативов на выносливость должно лечь комплексное использование всех средств тренировки на базе общей физической подготовки с применением различных методов подготовки. Наиболее эффективными средствами формирования общей выносливости он считает длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах и плавание. [5]
А. В. Лотоненко, А. А. Тимофеев предполагают, что самым эффективным средством для развития выносливости студентов является ходьба на лыжах. [6,7]
Как свидетельствует литература по физической культуре, предпочтительным методом для формирования общей выносливости служит равномерный метод. Слабоинтенсивные продолжительные нагрузки хорошо влияют на функциональное состояние организма, особенно у нетренированных студентов, предохраняют от перенапряжения, легче поддаются контролю. [1, 2]
На данный момент существует распространенная точка зрения, исходя из которой для повышения уровня общей выносливости принято использовать циклические упражнения аэробного характера (В. М. Волков, Е. Г. Мильнер, 1994; М. Я. Виленский, 2001 и др.). Например, Гавриленко В. М. проводил тестирование, результаты которого показали, что в группах, использовавших повышенный объем циклических тренировок, обнаружено положительные изменения выносливости. Весьма неожиданным оказался тот факт, что наиболее высокий прирост результатов в беге на 1000 и 2000 м обнаружен в группе, занимавшейся по программе со скоростно-силовой направленностью по методу интервального упражнения. [1]
Из сказанного следует, что выполнение однообразных двигательных заданий, одинаковых по нагрузке, оказывает положительное воздействие на тренировку общей выносливости. Упражнения, четко дозируя по числу повторений и интервалам отдыха, следует применять в единстве с легкоатлетическими заданиями, спортивными и подвижными играми, значительно повышающими не только выносливость, но и общий эмоциональный фон занятий. Важной особенностью является и то, что повышение эффективности, достигнутое при комплексном применении различных средств, сохраняется дольше, чем при раздельном их использовании. [8]
Отдельный пласт методических рекомендаций по общей выносливости посвящен непосредственному построению тренировок, составлению плана занятий, последовательности средств и методов. Так, А. В. Лотоненко предложил разделить годичный цикл на три этапа, отличающихся между собой по средствам, методам и общим задачам тренировок.
1) I этап (сентябрь–октябрь) — наиболее эффективные средства развития общей выносливости — кросс по слабо пересеченной местности, спортивные игры. Методы: равномерный, переменный и игровой
2) II этап (ноябрь–март) — особое внимание — развитию специальной выносливости, необходимой в лыжных гонках. Методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный и соревновательный.
3) III этап (апрель–май/июнь) — снижение общего объема нагрузки, увеличение интенсивности. Методы: те же. [6]
И. С. Козлов предложил свою двух этапную методику развития общей выносливости. Основными ее положениями были следующие:
1) процесс развития выносливости должен быть непрерывным;
2) объём и интенсивность нагрузки в течение учебного года и времени обучения в вузе должны постепенно увеличиваться;
3) в течение учебного года, месяца, недели нагрузка должна изменяться волнообразно;
4) применение средств и методов развития общей выносливости должно носить цикличный характер; это позволит добиться величины стимула, достаточной для выраженной реакции организма, и обеспечит преемственность в развитии выносливости при исчерпании резервов адаптации к одному виду нагрузки и замене её другим. [3]
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что систематическое выполнение физических упражнений на выносливость совершенствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения органов и тканей, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности.
Таким образом, развитие общей выносливости у современных студентов — очень важная социальная задача физической культуры.
Литература:
- Гавриленко В. М., Михайлов В. П. Возможности сочетания учебно-тренировочных нагрузок, направленных на повышение уровня выносливости и скоростно-силовых качеств у студентов техн. вузов// Теория и практика физ. культуры. 1986. № 1. С. 35–36.
- Генявичюс Ю. А. Об эффективности применения легкоатлетических упражнений в целях подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТОIV ступени: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1979.
- Козлов И. С. Методика развития общей выносливости у студентов нефизкультурных ВУЗов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008 г. № 9. с. 30–34.
- Круглик И. И., Круглик И. П. Краткий словарь терминов по теории и методике физического воспитания и спорта для студентов физкультурных ВУЗов // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/829 (дата обращения: 22.04.2017).
- Кузовенков В. В. Эффективность внедрения основ спортивной тренировки в подготовку к выполнению комплекса ГТО студентами ву-зов// Проблемы физического воспитания студентов: тез. докл. Всесоюз. науч. конф. М., 1976. С. 72–73
- Лотоненко А. В. Физическая культура, спорт, работоспособность студентов. Воронеж, 1986.
- Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17–18 лет в условиях технического вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук. Мн., 1988.
- Хламов В. Н., Драничкин А. С. Особенности развития выносливости у учащейся молодежи с разной профессиональной направленностью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009 г. № 3. с. 20–23.
- Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.