«Он просто немного другой…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Демидова, Т. А. «Он просто немного другой…» / Т. А. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46791/ (дата обращения: 16.11.2024).



Особые дети, кто они? Давно хотела написать об этом статью. Многие люди, услышав такое название, возмущаются: привыкли делить. Опять какие-то особые дети.

Тут требуется небольшое разъяснение. Особыми называют детей-инвалидов: особые дети или дети с особыми потребностями. Это не юридический термин, а социальный и педагогический. В юридических документах они так и остаются детьми-инвалидами.

Термин «особые дети» пришёл в нашу страну с Запада. Он предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя более комфортно.

Я — воспитатель в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», и мои воспитанники — «особые дети». Хотела бы рассказать об одном из своих «особых» воспитанников.

Помню, войдя в группу, я увидела его, Илью — нового мальчика, которого перевели из другой группы. Мы встретились с ним взглядом… В его глазах я увидела, что — то такое по чему интуитивно поняла: трогать его сейчас не надо. Вспомнила американский фильм «Человек дождя», который впечатлил меня несколько лет назад, и поняла, что передо мной именно этот случай.

Довольно долгое время мы находились рядом, обменивались лишь взглядами. С детьми он не играл, не общался, сидел в сторонке. А я штудировала литературу про аутизм, так как до этого времени я работала только с умственно отсталыми детьми и с аутизмом не сталкивалась. Еще раз пересмотрела американский художественный фильм «Человек дождя», после показа, которого аутичных детей стали называть «дети дождя». Это самый известный художественный фильм о таких людях — обладатель 4-х «Оскаров».

Термин «аутизм» впервые был озвучен в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером. В переводе с греческого «Аутос» означает «сам». Через тридцать лет психиатр Л. Каннер назвал маленьких аутистов — мудрецами, предпочитающими жить в своем собственном мире. [2]

Аутизм — это первазивные нарушения развития, при котором доминирующим являются трудности, связанные с приобретением когнитивных, речевых, моторных и социальных навыков. [5]

Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному.

Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий. Дети с таким диагнозом не могут распознавать невербальные сигналы, не чувствуют состояния и не различают эмоций окружающих людей, что вызывает трудности в общении. Часто наблюдаются проблемы со зрительным контактом. Такие дети не проявляют интереса к новым людям, не участвуют в играх. [3]

Илья вел себя обособленно, в коллективных играх он не участвовал, с детьми не играл и не общался, сидел в стороне. Со временем взгляд мальчика потеплел, появился интерес к некоторым играм и занятиям, но только на расстоянии, его глаза стали лучиться, когда дети шалили между собой или я играла с ними. Как то он сам приблизился ко мне, пощекотал меня травинкой и улыбнулся. С тех пор мы стали друзьями: он ждал меня, радовался, подходил ко мне, брал под руку.

Характерные особенности детей с расстройствами аутистического спектра — повторяющиеся модели поведения. Например, ребенок быстро привыкает к одной дороге и отказывается свернуть на другую, или, привыкнув к одежде, с трудом переодевается в новую. [7] Илья никогда не мог надеть незнакомую одежду, горький пример с карнавальным костюмом, который он категорически отказался надевать на Новый год. На следующий Новый год костюмы гусаров шили в группе взрослые и украшали вместе с детьми. Мальчик это видел, примерял свой костюм и принимал участие в украшении, а потом без проблем одел его.

Часто формируются так называемые «ритуалы», вырабатываются схемы, например, сначала нужно надеть правый ботинок и лишь затем левый, или сначала нужно убрать чашку и лишь потом тарелку, но ни в коем случае не наоборот. Любое отклонение от выработанной ребенком схемы может сопровождаться громким протестом, припадками гнева, агрессией. [6] Илья всегда скручивал в рулон свою одежду, он обязательно должен был скатать каждый носочек и засунуть их в обувь, а попытки помешать ему приводили к крику, визгу и кусанию себя и других.

Присутствуют также проблемы с речью. Дети с таким диагнозом гораздо позже начинает говорить, или речь отсутствует вовсе (зависит от разновидности нарушения). Вербальные аутисты часто имеют небольшой словарный запас, путают местоимения, время, окончания слов и т. д. Дети не понимают шуток, сравнений, воспринимают все буквально. Имеет место эхолалия. [1] У Ильи имелся небольшой набор слов, которыми он мог обозначить, что он хочет, одним словом ответить на вопрос по картинке, на словесные вопросы звучал повтор этого вопроса.

Ребенок может привязаться к одной игрушке или неигровому предмету. Игры часто лишены сюжета, чаще всего дети просто однообразно манипулируют с игрушкой. [8] Мальчик приносил из дома альбом с фотографиями или брал книги с картинками, расставлял это в своем уголке на диване, перелистывал несколько раз. Если кто — то убирал книги в его отсутствие, он тут же выставлял их снова, но если надо было идти домой или в столовую, то он обязательно должен был убрать все и никак иначе, даже если все очень спешили.

Дети с аутистическими расстройствами могут страдать от гипер- или гипочувствительности. Например, есть дети, которые усиленно реагируют на звук, причем, как отмечают уже взрослые люди с подобным диагнозом, громкие звуки не только их пугали, но вызывали сильную боль. [5] Илья очень злился, пищал, закрывал уши ладонями, когда окружающие его дети начинали кричать, включали громко музыку.

У половины детей с подобным диагнозом наблюдаются особенности пищевого поведения — они категорически отказываются есть какие-то продукты (например, красные) или не понравившиеся запахом, отдают предпочтение какому-то одному блюду. Илья в этом превзошел всех: предпочтений у него было немного, а в нашем интернате совсем мало, потому что ему не нравился запах. В итоге он ел только фрукты, гречку, суп гороховый, картофельный и выпечку, и то если понравится запах.

Аутистический спектр очень важно вовремя диагностировать. Чем раньше будет определено наличие нарушений у ребенка, тем быстрее можно будет начать коррекцию. Раннее вмешательство в развитие малыша увеличивает шанс на успешную социализацию. [3]

Если у ребенка диагностировали аутизм, то составляется индивидуальная коррекционная программа детей аутистического спектра. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятья с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при необходимости). Коррекция происходит медленно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а затем и инициировать сюжетную игру. Детям с аутическими расстройствами показаны занятия в группах, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе. [7]

Многому мальчик учился в группе, но своеобразно: он за всем предпочитал наблюдать со стороны из своего любимого уголка на диване — сидел и, как губка, впитывал все, что происходит вокруг. Например, на занятии по ознакомлению с домашними животными сидел на диване, смотрел, а после занятия по картинкам «однословно» ответил на все мои вопросы.

Когда Илья впервые увидел пластилин, он очень заинтересовался и первый раз сел за стол на занятие со всеми детьми. Но знакомство с пластилином разочаровало его: ему совсем не понравилась текстура этого предмета, он отбросил его и ушел на свое излюбленное место. Тогда я вернулась к истокам занятий по лепке, это «Пищащий комочек», когда комочек пластилина пищит, кричит, разговаривает… Потом еще ряд интересных занятий по преобразованию кусочка пластилина в разнообразные фигуры. И в итоге мальчик очень быстро научился лепить из пластилина по показу, а затем по поэтапным изображениям на листе бумаги. Он забрал у меня книгу «Я леплю из пластилина» Лыковой И. А. домой и долгое время лепил по ней дома, поделки приносил показать мне и ждал с нетерпением оценки. Лепил он много и вдохновенно.

Когда же я попыталась заменить пластилин на другие материалы, то он принял только соленое тесто, а глину, песок отверг категорически (слишком руки пачкаются).

Со временем Илья стал проявлять интерес и к другим продуктивным занятиям: аппликация, рисование, ручной труд, математика (если заинтересует сюжет) причем, показывал неплохие результаты. Занятия же по ознакомлению с окружающим, художественной литературе, развитию речи слушал из своего любимого уголка на диване, но все равно небезрезультатно.

Как-то на занятиях по ручному труду я учила детей зашивать вещи. Илюша же сматывал нитки в клубок, так как он пропустил обучение работы с иголкой. Так и работали: дети зашивают носки, футболки, а Илюша наматывает нитки…

Однажды приходят родители мальчика и спрашивают: «Кто научил Илюшу шить? Он дома разрезает вещи и зашивает их». Тогда я провела занятие по пошиву мешочков, дала задание Илье и родителям дома сшить мешочки под пособия. Это сработало, но не совсем: Илья нашил кучу мешочков, но иногда приходил в новых, но уже им зашитых футболках.

Обучение ребенка социальным взаимодействием, развитие способности к произвольному спонтанному поведению, проявлению инициативы является основной задачей коррекции. На сегодняшний день популярной является инклюзивная система образования, которая предполагает, что ребенок с расстройствами аутического спектра будет обучаться в окружении нормотипических детей. [4] Наглядный пример с Ильей — в нашей группе Илья был единственным с таким диагнозом, остальные мальчики с умеренной степенью умственной отсталости, они очень общительные, владеющие речью, умеющие обслужить себя и помочь в уборке и подготовке к занятиям взрослым. Илья никогда не проявлял желания накрыть на стол или убрать свое место после занятий, это делали за него другие, наоборот он категорически отказывался, когда от него это требовали. Однажды произошел момент, когда большинство детей покинули нашу группу, по разным причинам, и тогда Илюша сам после занятия убрал свое место, нашел тряпочку и протер столы после рисования красками. Начал дежурить в столовой после приема пищи, до этого дежурили все дети кроме него.

Аутисты — особенные дети, требующие к себе особого подхода. Такие дети тяжело адаптируются в обществе, их поведение отличается от поведения сверстников — оно особое, многим непонятное. Дети с аутизмом должны быть окружены нормальными детьми и как можно реже находиться в одиночестве. Нужно помочь им быть рядом с другими детьми в детском саду и школе. Общество должно научиться принимать людей с нарушением способности к общению и социальному взаимодействию — они просто по-другому смотрят на мир. А родителям не стоит отчаиваться: их ребенок особенный, и надо найти подход к общению с таким необычным человечком.

Литература:

  1. Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Терефин, 2006
  2. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. — М.: академический проспект, 2004.
  3. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк, 1999
  4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Изд. 3-е стер. — М.: Терефин, 2005.
  5. Питерс Т. Аутизм:от теоретического понимания к педагогическому воздействию — Владос, 2003
  6. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Ч. 2: Психотерапия детского аутизма. — М.: Наука, 2002.
  7. Шипицына Л. М., Первова И. Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — М.: СПб, 1997.
  8. Янушко Е. Игры с аутичными детьми. — Теревинф, М- 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, аутизм, группа, долгое время, любимый уголок, мальчик, подобный диагноз, ручной труд, социальное взаимодействие.


Задать вопрос