Актуальность исследования обуславливается необходимостью регулирования коммуникативного поведения между военнослужащими, которое возможно при создании определенных социально-психологических условий, наличии знаний в области конфликтологии. Статья посвящена подходу к созданию специальных условий регуляции межличностных отношений в воинском коллективе и представляет результаты исследования функциональной организации решения этой проблемы. Проведена экспертная оценка взаимоотношений в воинском коллективе, в котором анализировалось мнение военнослужащих об уставных и неуставных отношениях. Доказано, что коммуникативные барьеры в воинском коллективе могут быть преодолены, если будут созданы специальные социально-психологические условия. В связи с этим автором обозначены условия преодоления коммуникативных барьеров.
Ключевые слова: коммуникативные барьеры, социально-психологические условия, воинский коллектив, общение
Коммуникативное взаимодействие представляет одну из важнейших категорий современной педагогики и психологии [7]. Общение в и коммуникативное взаимодействие в воинском коллективе менее оформлено в измерительном, психодиагностическом плане. Это связано со спецификой воинской службы, однако проблема взаимоотношений между военнослужащими остается неразрешенной. Различают контактное и информационное общение [4], [7]. Контактное общение характеризуется невысокой коммуникативной компетентностью: однотипные ответы, жесты, мимика. Информационное общение — это поведение средней сложности, в котором присутствует исполнительность, пунктуальность, конформность. Высоко коммуникативным является смысловое общение, которое обусловлено многомерностью мышления, ситуативностью поведения и многословностью речевого высказывания и невербального поведения. Рефлексивное общение предполагает вдумчивый анализ происходящего и планирование перспектив дальнейшего коммуникативного взаимодействия.
Философское осмысление коммуникативного взаимодействия связано с проблемами понимания субъекта общения. Философы различных направлений считали, что самосознание личности формируется только в соотнесении себя с сознанием другого, поэтому динамика «Я» и «Я» характеризуется их взаимным опосредованием [5, с.11].
Проблема понимания в общении показывает, что необходимо учитывать не абсолютные, а регулятивные человеческие смыслы [1].
Французский философ Э. Мунье характеризует общение как процесс порождения враждебности. Общение, по его представлению, блокируется потребностью обладать и подчинять себе. Каждый партнер в общении либо раб, либо тиран и это неизбежно приводит к индивидуализму, как выражению чувствований, идей, системе нравов и мировоззрения, которые организуют жизнь индивида на принципах изоляции его от вторжения в его внутренний мир [8].
В последние десятилетия осуществляется проникновение психологии, психолингвистики в теорию общения. Развивается деятельностный подход к интерпретации коммуникативных барьеров и объяснению человеческого общения. Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев считал, что общение и труд — это основные виды человеческой деятельности [6].
Рассмотрим, чем отличается общение от коммуникации, чтобы определить, отчего появляются коммуникативные барьеры. Итак, общение — это процесс взаимоотношений и взаимодействия личностей или социальных групп, и оно имеет множество аспектов.
Коммуникация выражает акт общения, сообщение информации одним лицом другому, т. е. это не общение во всем его комплексе многогранности, а лишь социальный акт [9].
О взаимосвязи личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности, а также влияния деятельности на общение пишет Е. М. Беспаленко [2].
М. Р. Битянова, ссылаясь на учения Б. Ф. Поршнева, выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Она рассматривает психологическую природу коммуникативных барьеров [3 с. 85]
Таким образом, целью исследования явилось выявление причин коммуникативных барьеров в воинском коллективе и, в связи с этим, попытаться разработать специальные психолого-педагогические условия их преодоления.
Предметом исследования психолого-педагогические условия для преодоления коммуникативных барьеров в воинском коллективе, а объект исследования — военнослужащие.
Испытуемые и методика исследования
В исследовании приняли участие военнослужащие воинской части: учебная авиационная база (2 разряда, г. Челябинск): прапорщиков 50 человек из 130; сержантов, служащих по контракту — 50 человек из 117, солдат срочной службы 104 (по Призыву 76). Исследование проходило в июне — октябре 2017 года. Прапорщики и сержанты составляли первую группу испытуемых, а военнослужащие срочной службы вторую группу испытуемых.
Для выявления возможных коммуникативных барьеров была использована методика «Экспертная оценка коммуникативных барьеров». Анализировалось мнение военнослужащих о качестве коммуникативных актов. В утверждениях анкеты отражены особенности коммуникативных барьеров, их сила и влияние на взаимоотношения в воинском коллективе. Утверждения необходимо было оценить по 5-бальной шкале, где «5» — да; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».
Анкета 1
№ |
Утверждения, вопросы |
Оценка 1 гр. (средний балл) |
Оценка 2 гр. (средний балл) |
1 |
Коммуникативные барьеры связаны с излишней строгостью командиров. |
2,4 |
3,1 |
2 |
К сослуживцам относятся так, как они этого заслужили |
1,6 |
2,4 |
3 |
Военнослужащие, которые не нравятся другим, виноваты в этом сами. |
1,1 |
1,8 |
4 |
Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами. |
3,7 |
2,5 |
5 |
События в воинском коллективе зависят от сил, которыми мы не можем управлять. |
1,2 |
2,1 |
6 |
Сохранение эмоционального равновесия не всем под силу. |
2,6 |
3,0 |
7 |
В воинском коллективе есть распределение социальных ролей, среди них «козел отпущения», «арбитр», «шут» и др. |
1,5 |
4,2 |
8 |
Командирами проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи социальной адаптации военнослужащих. |
4,5 |
2,4 |
9 |
Военные психологи необходимы для разрешения противоречий между военнослужащими. |
4,3 |
4,6 |
10 |
Чаще всего непонимание возникает между военнослужащими, вновь прибывшими на службу и теми, у кого срок службы заканчивается. |
1,8 |
2,9 |
Анкеты не подписывались военнослужащими. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение — одна из наиболее распространённых мер, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, делённую на их количество.
Результаты и их обсуждение
Среднее арифметическое по вопросам анкеты 1 неоднозначно. Значения очень отличаются в первой и второй группе. В первой группе, к которой относились прапорщики, сержанты и служащие по контракту коммуникативных барьеров меньше и они более адаптированы к воинской службе. В группе испытуемых, куда входили военнослужащие срочной службы, ситуация критическая и заслуживает особого внимания. Больше половины исследуемых второй группы считают, что коммуникативные барьеры связаны с излишней строгостью командиров (3,1 баллов); военнослужащие, которые не нравятся другим, виноваты в этом сами (2,4 балов); они не всегда уверены в себе, поэтому считают, что события в воинском коллективе зависят от сил, которыми мы не можем управлять. На утверждение «Командирами проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи социальной адаптации военнослужащих» исследуемые первой группы ответили утвердительно и в результате имеют 4,5 баллов, в то время, как исследуемые второй группы в этой графе имеют баллов почти в половину меньше. На утверждение «Чаще всего непонимание возникает между военнослужащими, вновь прибывшими на службу и теми, у кого срок службы заканчивается» вторая группа имеет почти в два раза больше баллов, чем первая. Это подчеркивает, что военнослужащие с опытом военной службы более адаптированы, имеют меньше коммуникативных барьеров. Очевидно, есть учебно-воспитательная форма работы по преодолению коммуникативных барьеров. Однако, этого недостаточно, так как однозначных, положительных результатов в первой группе испытуемых тоже нет, хотя они лучше, чем во второй группе. Отсюда следует, что необходим комплекс психолого-педагогических условий, который будет системным и обеспечит снижение уровня коммуникативных барьеров.
Очевидно, что создание и систематизация психолого-педагогического комплекса условий, способствующих снижению коммуникативных барьеров в воинских коллективах, заслуживает длительного и всестороннего изучения проблемы, что возможно в рамках диссертационного исследования. В нашем исследовании предпринята попытка обозначить эти условия и апробировать в воинской части.
Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров в воинском коллективе могут включать:
- Практические рекомендации для военнослужащих по пониманию экспрессивного поведения в общении. Продуктивным будет «метод проигрывания», т. е. имитация чужого экспрессивного репертуара. Техника: чтобы понять, что хочет выразить сослуживец, нужно воспроизвести некоторые компоненты его поведения. Проигрывая поведение другого человека, человек вызывает у себя такое же эмоциональное и физическое состояние. Это позволяет оценить и сделать вывод о характере переживаний другого человека [Курбатов].
Также можно использовать психологические упражнения на развитие эмпатии. Специфика эмпатийного проникновения заключается в том, что на основе неосознанного анализа мимики, жестов, поз, голоса один из партнеров по коммуникации проникается состоянием другого. Обычно это начинается с психологического метода подражания [кур].
Целесообразно использовать метод проекции, который основывается на приписывании другому тех психологических характеристик, которые свойственны самому наблюдателю. Механизм сличения также является эффективным как способ понимания экспрессивного поведения. Увиденная экспрессия сравнивается с хранящимися в опыте и в памяти эталонами. В данном случае нет вчувствования и моторного подражания.
- Инструментальный аспект социально-педагогической деятельности по преодолению коммуникативных барьеров в воинских коллективах. Как социально-психологическое условие ставит целью достижение изменения психологического состояния: эмоционального отношения к коммуникативным затруднениям; снижения уровня стресса; управления развитием конфликта и способы реагирования в конфликте.
Военный психолог использует основные и вспомогательные методы исследования состояния общения и коммуникативных актов в воинском коллективе и проводит корригирующие мероприятия. Некоторые из них: наблюдение (включенное и невключенное); полевой, формирующий, констатирующий эксперименты; тестовые задания; психологические упражнения и др. Экспериментирование состоит в том, что сознательно вызываются те или иные факты ситуации, поддающиеся наблюдению. По итогам подбираются методы коррекции.
К инструментальному аспекту относится техника «постановка цели». Постановка цели характеризует достижение успеха, если выполнены определенные требования.
- Лингвистические игры и методы социально-психологического анализа. Это возможно использовать в режимных моментах воинского подразделения. Сюда относятся: ассоциативный эксперимент — наиболее распространенная техника семантического анализа; метод классификации, который основан на допущении, что формы классификации материала в речи соответствуют внутренним семантическим связям этого материала; метод субъективного шкалирования, который заключается в том, что перед военнослужащим ставится задача оценить те или иные качества с помощью шкалы оценок. Метод дает характеристику разброса семантических значений, которые испытуемый закрепляет за полярными качествами.
- Методика личностных конструкторов, разработанная Дж. Келли может помочь изменить отношение к себе и к окружающим, переводя эмоциональную составляющую коммуникации на позитивный уровень. Использование метода личностных конструкторов показывает уровень притязаний, другие объективные параметры субъективных качеств военнослужащих, на то, с чем он имеет проблемы. Эти параметры являются полем деятельности военного психолога.
Для создания специальных социально-психологических условий может быть предложено достаточно много методов и методик. Но мы ограничились некоторыми, т. к. для проведения названных условий необходимо согласование и внедрение их в процесс воинской службы.
Вывод. Коммуникативные барьеры в воинских коллективах могут быть преодолены полностью или частично, если будут созданы социально-психологические условия. Умение военнослужащих преодолевать возникающие в общении коммуникативные барьеры позволит им минимизировать отрицательные эмоциональные последствия. От умения преодолевать коммуникативные барьеры во многом будет зависеть морально-психологический климат в коллективе, уровень сплоченности и готовности подразделения к решению оперативно-служебных задач.
Литература:
- Бахнин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, — 424 с.
- Беспаленко Е. М., Взаимосвязь личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности. Воронеж., 2002. ВГТУ, Вестник ВГТУ выпуск 6.2 с.91–93.
- Битянова М. Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2008.- 368 с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»)
- Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000., — 320 с.
- Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов –на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. — 416 с.
- Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Смысл, 1997. — 365с.
- Парыгин Б. Д. Коммуникация как общение: тенденции и возможности // Психология общения. ХХI век. 10 лет развития. Международная конференция. Том 1. М, 2009.- 351 с.
- Mounier E. Le personnalisme. 13 ed. Paris, 1978., — p. 170
- Cherry Colin. On human communication. — MIT Press, 1966.- p. 337.