Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Новоселов, И. Л. Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих / И. Л. Новоселов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46795/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность исследования обуславливается необходимостью регулирования коммуникативного поведения между военнослужащими, которое возможно при создании определенных социально-психологических условий, наличии знаний в области конфликтологии. Статья посвящена подходу к созданию специальных условий регуляции межличностных отношений в воинском коллективе и представляет результаты исследования функциональной организации решения этой проблемы. Проведена экспертная оценка взаимоотношений в воинском коллективе, в котором анализировалось мнение военнослужащих об уставных и неуставных отношениях. Доказано, что коммуникативные барьеры в воинском коллективе могут быть преодолены, если будут созданы специальные социально-психологические условия. В связи с этим автором обозначены условия преодоления коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: коммуникативные барьеры, социально-психологические условия, воинский коллектив, общение

Коммуникативное взаимодействие представляет одну из важнейших категорий современной педагогики и психологии [7]. Общение в и коммуникативное взаимодействие в воинском коллективе менее оформлено в измерительном, психодиагностическом плане. Это связано со спецификой воинской службы, однако проблема взаимоотношений между военнослужащими остается неразрешенной. Различают контактное и информационное общение [4], [7]. Контактное общение характеризуется невысокой коммуникативной компетентностью: однотипные ответы, жесты, мимика. Информационное общение — это поведение средней сложности, в котором присутствует исполнительность, пунктуальность, конформность. Высоко коммуникативным является смысловое общение, которое обусловлено многомерностью мышления, ситуативностью поведения и многословностью речевого высказывания и невербального поведения. Рефлексивное общение предполагает вдумчивый анализ происходящего и планирование перспектив дальнейшего коммуникативного взаимодействия.

Философское осмысление коммуникативного взаимодействия связано с проблемами понимания субъекта общения. Философы различных направлений считали, что самосознание личности формируется только в соотнесении себя с сознанием другого, поэтому динамика «Я» и «Я» характеризуется их взаимным опосредованием [5, с.11].

Проблема понимания в общении показывает, что необходимо учитывать не абсолютные, а регулятивные человеческие смыслы [1].

Французский философ Э. Мунье характеризует общение как процесс порождения враждебности. Общение, по его представлению, блокируется потребностью обладать и подчинять себе. Каждый партнер в общении либо раб, либо тиран и это неизбежно приводит к индивидуализму, как выражению чувствований, идей, системе нравов и мировоззрения, которые организуют жизнь индивида на принципах изоляции его от вторжения в его внутренний мир [8].

В последние десятилетия осуществляется проникновение психологии, психолингвистики в теорию общения. Развивается деятельностный подход к интерпретации коммуникативных барьеров и объяснению человеческого общения. Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев считал, что общение и труд — это основные виды человеческой деятельности [6].

Рассмотрим, чем отличается общение от коммуникации, чтобы определить, отчего появляются коммуникативные барьеры. Итак, общение — это процесс взаимоотношений и взаимодействия личностей или социальных групп, и оно имеет множество аспектов.

Коммуникация выражает акт общения, сообщение информации одним лицом другому, т. е. это не общение во всем его комплексе многогранности, а лишь социальный акт [9].

О взаимосвязи личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности, а также влияния деятельности на общение пишет Е. М. Беспаленко [2].

М. Р. Битянова, ссылаясь на учения Б. Ф. Поршнева, выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Она рассматривает психологическую природу коммуникативных барьеров [3 с. 85]

Таким образом, целью исследования явилось выявление причин коммуникативных барьеров в воинском коллективе и, в связи с этим, попытаться разработать специальные психолого-педагогические условия их преодоления.

Предметом исследования психолого-педагогические условия для преодоления коммуникативных барьеров в воинском коллективе, а объект исследования — военнослужащие.

Испытуемые и методика исследования

В исследовании приняли участие военнослужащие воинской части: учебная авиационная база (2 разряда, г. Челябинск): прапорщиков 50 человек из 130; сержантов, служащих по контракту — 50 человек из 117, солдат срочной службы 104 (по Призыву 76). Исследование проходило в июне — октябре 2017 года. Прапорщики и сержанты составляли первую группу испытуемых, а военнослужащие срочной службы вторую группу испытуемых.

Для выявления возможных коммуникативных барьеров была использована методика «Экспертная оценка коммуникативных барьеров». Анализировалось мнение военнослужащих о качестве коммуникативных актов. В утверждениях анкеты отражены особенности коммуникативных барьеров, их сила и влияние на взаимоотношения в воинском коллективе. Утверждения необходимо было оценить по 5-бальной шкале, где «5» — да; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».

Анкета 1

Утверждения, вопросы

Оценка 1 гр.

(средний балл)

Оценка 2 гр.

(средний балл)

1

Коммуникативные барьеры связаны с излишней строгостью командиров.

2,4

3,1

2

К сослуживцам относятся так, как они этого заслужили

1,6

2,4

3

Военнослужащие, которые не нравятся другим, виноваты в этом сами.

1,1

1,8

4

Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами.

3,7

2,5

5

События в воинском коллективе зависят от сил, которыми мы не можем управлять.

1,2

2,1

6

Сохранение эмоционального равновесия не всем под силу.

2,6

3,0

7

В воинском коллективе есть распределение социальных ролей, среди них «козел отпущения», «арбитр», «шут» и др.

1,5

4,2

8

Командирами проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи социальной адаптации военнослужащих.

4,5

2,4

9

Военные психологи необходимы для разрешения противоречий между военнослужащими.

4,3

4,6

10

Чаще всего непонимание возникает между военнослужащими, вновь прибывшими на службу и теми, у кого срок службы заканчивается.

1,8

2,9

Анкеты не подписывались военнослужащими. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение — одна из наиболее распространённых мер, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, делённую на их количество.

Результаты и их обсуждение

Среднее арифметическое по вопросам анкеты 1 неоднозначно. Значения очень отличаются в первой и второй группе. В первой группе, к которой относились прапорщики, сержанты и служащие по контракту коммуникативных барьеров меньше и они более адаптированы к воинской службе. В группе испытуемых, куда входили военнослужащие срочной службы, ситуация критическая и заслуживает особого внимания. Больше половины исследуемых второй группы считают, что коммуникативные барьеры связаны с излишней строгостью командиров (3,1 баллов); военнослужащие, которые не нравятся другим, виноваты в этом сами (2,4 балов); они не всегда уверены в себе, поэтому считают, что события в воинском коллективе зависят от сил, которыми мы не можем управлять. На утверждение «Командирами проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи социальной адаптации военнослужащих» исследуемые первой группы ответили утвердительно и в результате имеют 4,5 баллов, в то время, как исследуемые второй группы в этой графе имеют баллов почти в половину меньше. На утверждение «Чаще всего непонимание возникает между военнослужащими, вновь прибывшими на службу и теми, у кого срок службы заканчивается» вторая группа имеет почти в два раза больше баллов, чем первая. Это подчеркивает, что военнослужащие с опытом военной службы более адаптированы, имеют меньше коммуникативных барьеров. Очевидно, есть учебно-воспитательная форма работы по преодолению коммуникативных барьеров. Однако, этого недостаточно, так как однозначных, положительных результатов в первой группе испытуемых тоже нет, хотя они лучше, чем во второй группе. Отсюда следует, что необходим комплекс психолого-педагогических условий, который будет системным и обеспечит снижение уровня коммуникативных барьеров.

Очевидно, что создание и систематизация психолого-педагогического комплекса условий, способствующих снижению коммуникативных барьеров в воинских коллективах, заслуживает длительного и всестороннего изучения проблемы, что возможно в рамках диссертационного исследования. В нашем исследовании предпринята попытка обозначить эти условия и апробировать в воинской части.

Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров в воинском коллективе могут включать:

  1. Практические рекомендации для военнослужащих по пониманию экспрессивного поведения в общении. Продуктивным будет «метод проигрывания», т. е. имитация чужого экспрессивного репертуара. Техника: чтобы понять, что хочет выразить сослуживец, нужно воспроизвести некоторые компоненты его поведения. Проигрывая поведение другого человека, человек вызывает у себя такое же эмоциональное и физическое состояние. Это позволяет оценить и сделать вывод о характере переживаний другого человека [Курбатов].

Также можно использовать психологические упражнения на развитие эмпатии. Специфика эмпатийного проникновения заключается в том, что на основе неосознанного анализа мимики, жестов, поз, голоса один из партнеров по коммуникации проникается состоянием другого. Обычно это начинается с психологического метода подражания [кур].

Целесообразно использовать метод проекции, который основывается на приписывании другому тех психологических характеристик, которые свойственны самому наблюдателю. Механизм сличения также является эффективным как способ понимания экспрессивного поведения. Увиденная экспрессия сравнивается с хранящимися в опыте и в памяти эталонами. В данном случае нет вчувствования и моторного подражания.

  1. Инструментальный аспект социально-педагогической деятельности по преодолению коммуникативных барьеров в воинских коллективах. Как социально-психологическое условие ставит целью достижение изменения психологического состояния: эмоционального отношения к коммуникативным затруднениям; снижения уровня стресса; управления развитием конфликта и способы реагирования в конфликте.

Военный психолог использует основные и вспомогательные методы исследования состояния общения и коммуникативных актов в воинском коллективе и проводит корригирующие мероприятия. Некоторые из них: наблюдение (включенное и невключенное); полевой, формирующий, констатирующий эксперименты; тестовые задания; психологические упражнения и др. Экспериментирование состоит в том, что сознательно вызываются те или иные факты ситуации, поддающиеся наблюдению. По итогам подбираются методы коррекции.

К инструментальному аспекту относится техника «постановка цели». Постановка цели характеризует достижение успеха, если выполнены определенные требования.

  1. Лингвистические игры и методы социально-психологического анализа. Это возможно использовать в режимных моментах воинского подразделения. Сюда относятся: ассоциативный эксперимент — наиболее распространенная техника семантического анализа; метод классификации, который основан на допущении, что формы классификации материала в речи соответствуют внутренним семантическим связям этого материала; метод субъективного шкалирования, который заключается в том, что перед военнослужащим ставится задача оценить те или иные качества с помощью шкалы оценок. Метод дает характеристику разброса семантических значений, которые испытуемый закрепляет за полярными качествами.
  2. Методика личностных конструкторов, разработанная Дж. Келли может помочь изменить отношение к себе и к окружающим, переводя эмоциональную составляющую коммуникации на позитивный уровень. Использование метода личностных конструкторов показывает уровень притязаний, другие объективные параметры субъективных качеств военнослужащих, на то, с чем он имеет проблемы. Эти параметры являются полем деятельности военного психолога.

Для создания специальных социально-психологических условий может быть предложено достаточно много методов и методик. Но мы ограничились некоторыми, т. к. для проведения названных условий необходимо согласование и внедрение их в процесс воинской службы.

Вывод. Коммуникативные барьеры в воинских коллективах могут быть преодолены полностью или частично, если будут созданы социально-психологические условия. Умение военнослужащих преодолевать возникающие в общении коммуникативные барьеры позволит им минимизировать отрицательные эмоциональные последствия. От умения преодолевать коммуникативные барьеры во многом будет зависеть морально-психологический климат в коллективе, уровень сплоченности и готовности подразделения к решению оперативно-служебных задач.

Литература:

  1. Бахнин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, — 424 с.
  2. Беспаленко Е. М., Взаимосвязь личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности. Воронеж., 2002. ВГТУ, Вестник ВГТУ выпуск 6.2 с.91–93.
  3. Битянова М. Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2008.- 368 с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»)
  4. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000., — 320 с.
  5. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов –на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. — 416 с.
  6. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Смысл, 1997. — 365с.
  7. Парыгин Б. Д. Коммуникация как общение: тенденции и возможности // Психология общения. ХХI век. 10 лет развития. Международная конференция. Том 1. М, 2009.- 351 с.
  8. Mounier E. Le personnalisme. 13 ed. Paris, 1978., — p. 170
  9. Cherry Colin. On human communication. — MIT Press, 1966.- p. 337.
Основные термины (генерируются автоматически): воинский коллектив, барьер, военнослужащий, группа испытуемых, общение, воинская служба, группа, коммуникативное взаимодействие, срочная служба, военный психолог.


Похожие статьи

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Значение социально-психологического климата для личного состава нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенств...

К вопросу о формировании личности преступника-мигранта

В статье рассматриваются особенности формирования личности преступника-мигранта, в том числе ее специфических криминологических характеристик и характеристик общих с личностью преступника из среды коренного населения. В результате исследования делает...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения

В статье рассматривается и описывается роль социальных, экономических и личностных факторов, которые оказывают влияние на организационное поведение персонала медицинского учреждения. Рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед менеджментом медиц...

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Похожие статьи

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Значение социально-психологического климата для личного состава нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенств...

К вопросу о формировании личности преступника-мигранта

В статье рассматриваются особенности формирования личности преступника-мигранта, в том числе ее специфических криминологических характеристик и характеристик общих с личностью преступника из среды коренного населения. В результате исследования делает...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения

В статье рассматривается и описывается роль социальных, экономических и личностных факторов, которые оказывают влияние на организационное поведение персонала медицинского учреждения. Рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед менеджментом медиц...

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Задать вопрос