Ключевые слова: разноуровневое обучение, индивидуальные особенности личности, усвоения учебного материала,рациональное распределение учебной нагрузки, развитие познавательной активности и самостоятельности, повышение качества образования
После введения нового Федерального государственного образовательного стандарта одним из ключевых направлений в работе каждого преподавателя стал личностно-ориентированный подход в обучении. Это тот вектор, который позволяет сфокусироваться на заложенном в каждом отдельном воспитаннике потенциале и ставит перед собой цель — выявить, раскрыть и реализовать возможности ребенка. При этом перед преподавателем возникает вопрос, как создать такие условия, которые будут обеспечивать максимальную самореализацию личности и позволят улучшить качество работы воспитанников на уроке. Одним из способов достижения поставленной цели является применение педагогической технологии разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение– это такая система организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала обучаемыми (но не ниже базового), что дает возможность каждому овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Основными задачами разноуровневого обучения являются:
‒ организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне возможностей и способностей воспитанника.
‒ увидеть индивидуальность воспитанника и сохранить ее, помочь ему поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
При организации учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности необходимо четко представлять основные положения концепции разноуровневого обучения:
‒ всеобщая талантливость (нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом);
‒ взаимное превосходство (если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое получается лучше, это что-то нужно искать);
‒ неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным).
Основными требованиями к обучению являются:
‒ создание атмосферы, благоприятной для воспитанников;
‒ активное общение с воспитанниками, чтобы каждый учился согласно своим возможностям и способностям и имел представление о том, что от него ждут;
‒ обучающимся различных уровней предлагается усвоить программу, соответствующую их возможностям (каждому «взять» столько, сколько он может).
Составление и использование разноуровневого и разнотемпового заданий на уроке дает возможность преподавателю разделить класс по уровням:
1-я группа — воспитанники с высокими учебными способностями, возможностями, учебной мотивацией, показателями успеваемости по определенным предметам;
2-я группа — воспитанники со средними способностями, показателями успеваемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом;
3-я группа — воспитанники с низкими учебными способностями, познавательным интересом, мотивацией, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях.
При таком делении применение разноуровневых и разнотемповых заданий помогает достичь максимальных результатов для всех категорий воспитанников.
Для первой группы (воспитанники с высокими учебными способностями):
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
- Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения воспитанников.
Для второй группы (воспитанники со средними способностями):
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
- Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
- Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (воспитанники с низкими учебными способностями):
- Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
- Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Одним из источников получения информации для воспитанников является текст учебника, поэтому при работе с текстами на уроках воспитанникам предлагаются следующие виды заданий:
Поддержка для воспитанников снизкими учебными способностями. |
Усложнение для воспитанников свысокими учебными способностями |
‒ Рассмотрите картинки и иллюстрации к тексту и спрогнозируйте, содержание текста, прочитайте текст и проверьте свою догадку, найдите подтверждения в тексте. ‒ Рассмотрите картинки и иллюстрации, найдите в тексте и составьте список слов для их описания. ‒ Спрогнозируйте содержание текста по ключевым словам и фразам (используется зрительная опора). ‒ Прочитайте текст и выпишите числительные или слова, которые начинаются с заглавных букв. ‒ Вместе со своим соседом по парте объясните, в связи с чем употребляются слова из полученного списка. ‒ Выпишите незнакомые слова/термины, значение которых вы смогли угадать, и слова/термины, которые вам не понятны. |
‒ Рассмотрите картинки и иллюстрации, прочитайте заголовок и составьте список идей, которые могут содержаться в тексте. ‒ Приготовьте задание в формате «Верно/неверно» по содержанию текста. ‒ Допишите по одному предложению (факту) к каждому абзацу. ‒ ‒ Прочитайте текст два раза, закройте книги и составьте сообщение по теме с ключевыми словами (используется зрительная опора). ‒ Работая в паре, составьте интервью для научно-популярной телепередачи по теме прочитанного, разыграйте его. ‒ Допишите продолжение текста. ‒ Напишите сообщение по тексту в виде журнальной статьи или подготовьте сообщение для выступления на конференции по теме прочитанного |
Данные виды заданий позволяют дифференцировать степень трудности при работе с текстами, отвечают уровню подготовки воспитанников, повышают их мотивацию и активность, создают благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности, позволяют при меньших затратах времени увеличить объем и улучшить качество самостоятельной работы воспитанников на уроке.
Использование разноуровневых и разнотемповых заданий обеспечивает рациональное распределение учебной нагрузки среди обучающихся, создает благоприятную психологическую атмосферу, позволяет реализовать положительные ожидания воспитанников и преодолеть разнородность.
Задачей преподавателя в данном случае является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива воспитанников на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Таким образом составление и использование разноуровневого и разнотемпового дидактического материала к уроку является одним из эффективных способов рационального распределения учебной нагрузки. Разноуровневый подход позволяет снять многие стрессообразующие факторы учебного процесса, создать атмосферу, которая расковывает воспитанников, улучшить психологического климата на уроках. В свою очередь создание ситуации успеха для каждого ребенка, помогает ему максимально раскрыть свой потенциал и возможности. При этом учебная нагрузка распределяется рационально, учебный процесс становится более эффективным и повышается качество образования в целом.
Литература:
- Кравченко Т. В. Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике. «Математика в школе», № 1 (2007);
- Емелина А. В. Дифференцированный и индивидуализированный подход как основная составляющая методической базы современного урока (на примере урока русского языка) «Начальная школа», № 6 (2007);
- Корнилаев С. В. Дифференцированный подход к организации обучения мальчиков и девочек. «Химия в школе», № 5 (2007);
- Куценко Е. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. Газета «Первое сентября», № 1 (2007);
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
- Чибрикова О. Л. Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы. Биробиджан. 2009