Ключевые слова: государство, субъекты Российской Федерации, молодая семья, Подпрограмма, жилье
Вопрос обеспечения жильем граждан современной Россий является особо значимой социально-экономической проблемой. Большая часть населения, не имеет возможности самостоятельно удовлетворить потребность в улучшении жилищных условий.
Отсутствие возможности самостоятельно улучшить жилищные условия приводит к не менее значимым проблемам государства и общества в целом. Такой проблемой является кризис института семьи, что приводит к снижению уровня рождаемости и благополучия жизни граждан. Стоить отметить, что данные проблемы для государства имеют важное значение, так как они наносят вред не только гражданам, но и самому государству в целом — перспективам развития и укрепления на мировой арене.
При этом социальное развитие государства находится в прямой связи с социально-демографической проблемой, а также с проблемами социальной поляризации населения.
С целью устранения социально-демографической проблемы государству стоит решить одну из приоритетных задач — развитие института семьи. В гражданском обществе роль семьи по своей значимости несравнимо, ни с какими другими социальными институтами. Семья, как социальный институт, находится под влиянием общества, в связи с чем именно молодая семья служит важным фактором социально-экономических и демографических перемен.
Ввиду того, что социально-экономические и демографические проблемы тесно связаны с жилищной проблемой, Правительством Российской Федерации с начала 2000- х был взят курс на снижение нуждаемости граждан в жилых помещениях.
Одним из этапов снижения нуждаемости в жилых помещениях стало активное внедрение на рынок жилья ипотечного кредитования, которое по сей день развивается. В 2016 года ипотека вовсе стала приоритетным направлением в развитии рынка жилья.
Однако усовершенствование ипотечного кредитования не могло кардинально решить жилищные проблемы граждан, в том числе молодых семей. Финансовые организации, выдающие ипотечные кредиты или займы, при рассмотрении вопроса о выдаче ипотечного кредита или займа предпочтение отдавали возрастным семьям, нежели молодым. Кроме того, ипотечные кредиты для многих оказались «не подъемными» в силу высокой процентной ставки за пользование полученными на приобретение жилого помещения денежными средствами, а также низким уровнем дохода. Немало важную роль сыграло отсутствие у значительного числа граждан денежных средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа, который составлял значительный процент от стоимости жилья (30 % и более). В связи с этим молодые семьи, имеющие достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита или займа, не могли уплатить первоначальный взнос. Ввиду чего, ипотека не оправдала ожиданий молодых семей.
Поэтому государству необходимо было создавать такие механизмы, способные сделать процесс приобретения жилья более доступным.
В развитие государственной политики по обеспечению жильем молодых семей, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации государством создана система государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Начальным звеном этой системы стала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы. Источником реализации системы государственной поддержки стал консолидированного бюджета (федеральный, региональный, местный), а также внебюджетные источники. Стоит отметить, что не все субъекты Российской Федерации принимали участие в реализации государственной системы, при этом число субъектов Российской Федерации ежегодно возрастало.
Разработка такого рода государственной системы поддержки молодых семей связано с сокращение численности населения, что прямо указано в паспорте подпрограммы «Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.
По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50–55 млн. человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет сокращаться численность населения восточных регионов страны». [2]
За время реализации подпрограмма был достигнут хороший результат, что и повлекло к разработке новой, более современной подпрограммы, направленной на решение жилищного вопроса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы» (далее — ФЦП «Жилище») была утверждена новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее — Подпрограмма). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050» ФЦП «Жилище» изложена в новой редакции, и её реализация продлена до 2020 года.
В рамках Подпрограммы государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в виде предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
При этом государственная поддержка молодой семьи в том или ином субъекте зависит от наполняемости бюджета, а также от прохождения отбора для участия в реализации Подпрограммы, который проводит Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В 2017 году реализация Подпрограммы осуществляется в 74 субъектах Российской Федерации [5].
Количество семей, желающих получить социальные выплаты, ежегодно увеличивается, а финансирование мероприятия уменьшается. Как правило, молодая семья, прежде чем получить социальную выплату выстаивает очередь «длиною в жизнь». В основном ожидание в очереди составляет более 4 — х лет.
Одним из препятствий на пути получения социальной выплаты является то, что молодых семей исключают из списков участников Подпрограммы, в связи с достижением одного из супруга (либо молодого родителя в неполной семье) предельного возраста (35 лет). Факт исключения молодой семьи из Подпрограммы приводит к негодованию, и, как правило, такие семьи обращаются за защитой своих прав в суды. К сожалению, практика сложилась таким образом, что суды первой и апелляционной инстанции отказывают молодым семьям в восстановлении в списки участников Подпрограммы.
В связи с чем, не все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и включенные в список участников Подпрограммы, улучшают жилищные условия.
Немаловажную роль при реализации Подпрограммы играет развитие рынка жилья. Молодые семьи, получившие свидетельство о праве на получение социальной выплаты, не всегда могут быстро его реализовать, ввиду того, что рынок жилья слабо развит. Даже наличие у молодой семьи денежных средств на приобретение жилья не всегда дает возможность его приобрести, по причине отсутствия свободных метров жилой площади, завышенных цен, по которым реализуется жилье. Помимо этого бюрократические барьеры, стоящие на пути строительства мешают реализации Подпрограммы и увеличивают себестоимость строящегося жилья на каждом этапе.
При сопоставлении рыночной стоимости жилья и размера социальной выплаты целая «пропасть». Социальная выплата для молодой семьи (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) предоставляется в размере 30 % расчетной (средней) стоимости жилья, а для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей — 35 %. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет:
‒ для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), — 42 кв. метра;
‒ для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), — по 18 кв. метров на одного человека.
К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году размер социальной выплаты на состав семьи из 2 человек составляет 618 156, 00 рублей, а стоимость квартиры площадью 42 кв. метра начинается от 3 900 000, 00 рублей.
Большая разница между рыночной стоимостью жилья и расчетной связано с тем, что показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, принимаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, занижены.
В данном случае, государству нужно либо установить жесткую политику в сфере ценообразования жилых помещений либо показатель средней рыночной стоимости привести в соответствие с «реальным миром», что в свою очередь увеличит размер социальной выплаты. Опять же, увеличение размера социальной выплаты не должно послужить уменьшению количества молодых семей, получивших социальные выплаты в финансовом году.
Конечно, для снижения социальной напряженности региональным законодательством молодым семьям предоставляются иные преференции. Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе молодые семьи, имеющих трех или четырех детей, один и более из которых является усыновленным (удочеренным) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получают социальную выплату в размере — 50 % расчетной (средней) стоимости жилого помещения, а молодые семьи, имеющие пять и более детей, а также для молодых семей, имеющих детей-инвалидов в размере — 100 % расчетной (средней) стоимости жилого помещения. Но и этого недостаточно для полноценной реализации Программы.
В настоящее время существующие способы решения жилищного вопроса не удовлетворяют интересы молодых семей. Государству необходимо оказывать активную поддержку молодой семьи, направленную на преодоление жилищного кризиса.
Государственная поддержка может реализовываться как путем предоставления молодой семье под низкие проценты жилищного займа на покупку жилья на длительный срок, так и снижения процентной ставки по программам ипотечного кредитования.
На практике таким примером может послужить пилотный проект по снижению процентной ставки по жилищным займам, реализация которого началась в сентябре текущего года в Ямало-Ненецком автономном округе. Пилотный проект направлен на «реальное» снижение процентной ставки по жилищным займам. По информации, размещенной на сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, на пилотный проект в текущем году будет «потрачено 45 млн. рублей из окружного бюджета, получить ипотечный заём по сниженным процентным ставкам смогут порядка 133 граждан» [6]. При этом трудно делать выводы об успешности реализации упомянутого проекта, так как и там есть свои нюансы. А это и то, что жилье должно быть приобретено только по договору участия в долевом строительстве и только у аккредитованных застройщиков, и у граждан, желающих получить жилищный заём под низкий процент, должен быть первоначальный взнос не 20 % от стоимости приобретаемого жилья.
Отсюда вытекает следующее направление государственной политики в решении жилищного вопроса — это снижение процента первоначального взноса или вовсе его отмена, что, по моему мнению, является не менее важным направлением.
Принимая во внимание все обстоятельства, считаю, что политика государства должна быть направлена на снижение процентной ставки по жилищным займам и ипотечным кредитам, отмену или уменьшению размера первоначального взноса, а также удешевлению строительства жилья без ухудшения его качества. В свою очередь такие меры будут способствовать снижению нуждаемости молодых семей в улучшении жилищных условий и сделает жильё более доступным. В результате чего это приведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015–2020 годы» (в ред. от 20.05.2017 № 609);
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта «а» пункта 6 и подпункта «а» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования»;
- http://www.minstroyrf.ru;
- http://www.правительство.янао.рф.