Применение видеоресурсов на уроках английского языка является неотъемлемой частью системы образования и представляет собой способ организации обучения. Данный ресурс является одним из способов воздействия, который направлен на реализацию личностно-ориентированного подхода. Необходимо выдать учащимся наглядное представление о жизни и традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Эти учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации необходимого требования коммуникативной методики и представляет собой процесс овладения языком.
Кроме того, применение видеоресурсов на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивации речевой деятельности у учащихся. При применении видеофильмов на уроках английского языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает.
Достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального проявления на учащихся, которая влияет на повышение уровня мотивации к английскому языку. Успешное достижение этой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.
Естественно, что, используя видеоресурсы на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, мы может открыть ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся.
В отличие от аудио или печатного текста, которые, несомненно, могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет преимущество, соединяя в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия.
Видеоресурсы предоставляют собой практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Очевидно и то, что просмотр видеофильмов может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. [1, с. 18]
Для действительно эффективного использования видеоресурсов на урок необходимо убедиться в том, что:
‒ содержание используемых видеоресурсов соответствует реальному уровню общего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержанием серии уроков по теме;
‒ длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока/этапа урока;
‒ ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;
‒ контекст имеет определенную степень новизны /неожиданности;
‒ текст видеоресурса сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой урока;
‒ видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для учителя;
‒ видеоэлемент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра. [2, с. 12]
Очевидно, самым удобным для учителя является использование учебных видеоматериалов кУМК, если таковые имеются. Данное утверждение основывается на том, что учебные видеоресурсы разработаны авторами профессионально и поэтому удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный).
Помимо учебных видео можно суспехом использовать видеоматериалы, такие как:
‒ художественные и документальные фильмы;
‒ мультфильмы;
‒ видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач
‒ музыкальные видеоклипы;
‒ реклама;
‒ видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;
‒ различные компьютерные программы с видеорядом и т. д. [2, с. 9]
Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.
При работе с видеоматериалом, учитель должен помнить о педагогических условиях эффективного использования видео в обучении английскому языку:
‒ формирование положительной мотивации учащихся в изучении английского языка;
‒ формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре и народу;
‒ формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения;
‒ учет возрастных особенностей и интересов учащихся;
‒ развитие их творческих способностей в процессе активной познавательной деятельности.
Исходя из личного опыта, можно предложить применение видеоресурсов по теме «Cafes and Restaurants» в 6 классе по программе «Starlight». Видеоресурс используется как средство закрепления полученного материала. Учащиеся просматривают фрагмент диалога в ресторане. После просмотра видеоролика, дается задание на озвучивание ролика. В данном случае идет закрепление изученного лексического материала. Затем дается творческое задание: разыграть диалог по ролям.
Подводя итог изложенного, можно показать, что учебные видеоресурсы и мультимедиа раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком интересным для школьников.
Эффективность использования видеоресурсов при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия.
Применение видеоматериалов способствует повышению качества усвоения знаний на уроках английского языка, что позволяет дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран.
Литература:
- Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе № 3.– 2010.– 20с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. — М. -2010. — С 25.