Российско-монгольские отношения на современном этапе развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 4068 раз

Библиографическое описание:

Голубева, А. С. Российско-монгольские отношения на современном этапе развития / А. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46825/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития.Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Ключевые слова: Российско-монгольские отношения, торгово-экономическое сотрудничество, экспорт, импорт

Российско-монгольские отношения опираются на многолетнюю историю двустороннего взаимодействия, отличаются традиционным добрососедством, носят всеобъемлющий характер, ориентированы на дальнейшее развитие в духе стратегического партнерства.

Первые правовые основы двустороннего сотрудничества между двумя странами были заложены 5 ноября 1921 года. В этот день в Москве было подписано Соглашение между правительством РСФСР и народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений между двумя странами.

Формирование правовой основы отношений между Монголией и Россией продолжилось и в новых политических условиях — в 1993 году был подписан российско-монгольский Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве.

Двусторонние отношения также опираются на Улан-Баторскую (2000) и Московскую (2006) декларации, а также на Декларацию о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией от 25 августа 2009 года. Всего на межгосударственном и межправительственном уровне подписано более 150 договоров и соглашений.

9 июня 2017 года»на полях» саммита ШОС в Астане (Казахстан) состоялась встреча Владимира Путина с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем. Обсуждались различные вопросы двустороннего сотрудничества.

28 августа 2017 года в рамках визита в Венгрию Владимир Путин встретился с президентом Монголии Халтмагийн Баттулгой. Встреча состоялась после церемонии открытия XXXI чемпионата мира по дзюдо в Будапеште.

Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, возглавлявший российскую делегацию на 11-м саммите Форума «Азия-Европа» (АСЕМ), 14–16 июля 2016 года провел в Улан-Баторе обстоятельные встречи с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем, председателем Великого Государственного Хурала Монголии Миеэгомбыном Энхболдом и премьер-министром Монголии Жаргалтулагом Эрдэнэбатом.

Министр иностранных дел Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Улан-Батор 14 апреля 2016 года. В ходе визита главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали Среднесрочную программу развития стратегического партнерства между Россией и Монголией [1].

22 сентября 2016 года «на полях» 71-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке состоялась беседа министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с министром внешних сношений Монголии Цэндийном Мунх-Оргилом.

13–14 февраля 2017 года состоялся визит министра внешних сношений Монголии Цэндийна Мунх-Оргила в Москву.

Особое значение придается развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества, потенциал которого до конца еще не реализован. Взаимный товарооборот под воздействием неблагоприятной мировой конъюнктуры в последние годы снижается.

В 2016 году товарооборот России с Монголией составил 931 580 440 долл. США, уменьшившись на 19,79 % (229 829 340 долл. США) по сравнению с 2015 годом.

Экспорт России в Монголию в 2016 году составил 895 671 721 долл. США, уменьшившись на 19,84 % (221 634 392 долл. США) по сравнению с 2015 годом.

Импорт России из Монголии в 2016 году составил 35 908 719 долл. США, уменьшившись на 18,58 % (8 194 948 долл. США) по сравнению с 2015 годом. Динамика внешней торговли России с Монголией в 2015–2016 гг. представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика внешней торговли России с Монголией в 2015–2016 гг, млн. долл.

В структуре экспорта России в Монголию в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (60,34 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (18,29 %), машины, оборудование и транспортные средства (8,32 %), продукция химической промышленности (7,17 %), металлы и изделия из них (2,42 %). Структура экспорта России в Монголию в 2016 году представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура экспорта России в Монголию в 2016 году

Российский импорт в 2016 году был представлен такими группами товаров как минеральные продукты (75,08 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (18,83 %), текстиль и обувь (5,89 %), машины, оборудование и транспортные средства (0,04 %). Структура импорта России из Монголии в 2016 году представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура импорта России из Монголии в 2016 году

По данным ФТС, в первом полугодии 2017 года внешнеторговый оборот России и Монголии составил 561,3 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 545,2 миллиона долларов и импорт — 16,1 миллиона долларов.

На протяжении многих десятилетий ключевые позиции в народном хозяйстве Монголии занимают совместные предприятия «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «Улан-Баторская железная дорога». Прорабатываются планы развития кооперации в энергетической, транспортной и других сферах. Благоприятные возможности имеются также для увеличения поставок в Монголию продукции транспортного и энергетического машиностроения, участия российских компаний в реализации инфраструктурных и горнодобывающих проектов на территории Монголии [1].

Важный механизм российско-монгольского взаимодействия — Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Очередное 20-го заседание МПК состоялось в Улан-Баторе в декабре 2016 года.

Особое значение приобретает взаимодействие в формате Монголия — ЕАЭС. Стороны поддерживают усилия двусторонней Рабочей группы по контактам между ЕЭК и правительством Монголии, направленные на создание условий для облегчения взаимного доступа товаров на рынки Монголии и ЕАЭС, а также возможного заключения соглашения о свободной торговле.

Важную роль играет механизм Россия-Монголия-Китай, запущенный в ходе трехсторонней встречи Владимира Путина, Цахиагийна Элбэгдоржа и Си Цзиньпина 11 сентября 2014 года в Душанбе. Реализация Дорожной карты развития сотрудничества между тремя странами и других совместных документов, принятых «на полях» саммита ШОС 9 июля 2015 года в Уфе, а также подписанной в Ташкенте в июне 2016 года Программы создания экономического коридора Россия — Монголия — Китай призвана обеспечить условия для углубления взаимовыгодных связей в трехстороннем формате.

Традиционный характер носит российско-монгольское сотрудничество в военной сфере. По приглашению министра обороны России Сергея Шойгу бывший министр обороны Монголии Цэрэндашийн Цолмон принял участие в работе V Московской международной конференции по безопасности в Москве (27–28 апреля 2016 года).

29 августа — 7 сентября 2016 года на территории Восточного военного округа Российской Федерации прошли ежегодные российско-монгольские военные учения «Селенга» (проводятся ежегодно с 2008 года), в которых приняли участие около одной тысячи военнослужащих двух стран.

В 2017 году учение проходили в сентябре в сложных климатических условиях пустыни Гоби.

Развивается сотрудничество с Монголией на межрегиональном и приграничном уровнях. Около 70 % объема двустороннего товарооборота приходится на межрегиональные торговые связи. В честь 95-летия со дня установления дипломатических отношений между Россией и Монголией 19–20 марта в Иркутске на базе Байкальского государственного университета проходила международная научно-практическая конференция «Россия и Монголия: история, дипломатия, экономика, наука».

В открытии конференции принял участие губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

По его словам, Иркутскую область и Монголию связывают давние дружеские взаимоотношения, — отметил глава региона. — Еще в XVIII веке в Иркутске была открыта первая в России школа монгольского языка. Именно из Приангарья в Азию отправлялись экспедиции Русского географического общества. Иркутская область занимает особое место в развитии дипломатических отношений между Россией и Монголией, а приграничное сотрудничество в свою очередь имеет важное значение для развития торгово-экономических связей двух стран. Продукция топливно-энергетического комплекса на протяжении многих лет остается основной статьей экспорта в соседнюю республику. Также значительный объем экспорта занимают пищевые продукты. Со своей стороны Монголия является поставщиком мяса на наши перерабатывающие предприятия и сырья в строительную отрасль.

К сожалению, в последние годы товарооборот между Иркутской областью и Монголией снижается. По словам губернатора, сторонам необходимо принять меры по увеличению объемов экспорта и импорта, в частности, расширить участие в выставочных мероприятиях, в инвестиционных проектах, увеличить номенклатуру поставок и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью (пиломатериалы, лакокрасочные изделия, кабельная продукция).

Кроме того, необходимо рассмотреть вопросы поставок нефтепродуктов для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Монголии, а также продолжить создавать совместные производства в лесоперерабатывающей и машиностроительной отраслях, — добавил Сергей Левченко.

Глава региона подчеркнул, что в течение многих лет иркутские вузы сотрудничают с монгольскими университетами. Например, только в Иркутском национальном исследовательском техническом университете обучаются 263 гражданина Монголии. А взаимоотношения между Иркутским научным центром и Академией наук Монголии (АНМ) уже перешли на новый уровень: принято решение об открытии представительства АНМ в Иркутске.

В сфере туризма считаю необходимым продолжить совместную работу правительства области и государственных органов управления туризма Монголии по реализации международных трансграничных проектов. В первую очередь по маршруту «Великий чайный путь» и «Байкал — Хубсугул», — продолжил Сергей Левченко. — В целом же для развития и укрепления взаимовыгодных и добрососедских отношений сделано многое, но многое еще предстоит сделать. Глава региона считает, что нужно последовательно проводить курс на активизацию повышения эффективности двухсторонних отношений, строго и оперативно выполнять принятые на себя обязательства, сохранять прежние достижения и завоевывать новые позиция во всех областях сотрудничества [2].

В целях дальнейшего расширения монголо-российского торгово-экономического сотрудничества, следует обратить внимание на следующие вопросы: с учетом нынешнего состояния и перспектив развития торгово-экономического сотрудничества следовало бы принять меры по дальнейшему совершенствованию законодательной основы регулирования экономических отношений между Россией и Монголией и либерализации взаимной торговли, предусматривающее, в частности сокращение списков товаров, на которые сохраняются таможенные пошлины. Также после устранения соответствующих барьеров Монголия и Россия могли бы заключить соглашение о свободной торговле, которое могло бы значительно расширить сферу торгово-экономического сотрудничества. Целесообразно активизировать региональное торгово-экономическое сотрудничество, создавать благоприятные условия для его развития и усугубления с учетом современных требований экономического взаимодействия. Иркутская и Читинская области, Бурятия, Тува, Горный Алтай имеют большие возможности для расширения сотрудничества с аймаками Монголии.

Следует развивать условия для взаимных инвестиций и оптимально использовать преимущества от создания свободных экономических зон на монголо-российской границе. Монголия намерена построить в бассейне Селенги, обеспечивающей до 30 % ежегодного поступления воды в Байкал, ГЭС «Шурэн» (245 МВт) на самой Селенге, а также «Эгийн-гол» (315 МВт), «Орхон» (100 МВт), позже — «Чаргайт» (25 МВт) на притоках реки. Планируется, что объемы годовой выработки электроэнергии на этих сооружениях составят от 117 млн кВт.ч до 870 млн кВт.ч. В настоящее время проект заморожен, проводится оценка его возможного влияния на Байкал. Официально проект именуется Проектом по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры горнорудной промышленности (MINIS), его планируется реализовать по инициативе правительства Монголии при поддержке Всемирного банка [3].

По нашему мнению, развитие отношений России и Монголии должны строиться на национальных интересах, взаимном уважении и партнерстве.

Литература:

  1. Российско-монгольские международные отношения. [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/spravka/20170907/1501741735.html
  2. Иркутская область и Монголия имеют ряд перспективных направлений сотрудничества // Областная. [Электронный ресурс]. — URL:: http://www.ogirk.ru/news/2016–03–21/diplomatiya-vo-vremeni.html
  3. Строительство Монголией ГЭС на Селенге отразится на численности омуля и осетра в Байкале — СО РАН // Интерфакс [Электронный ресурс]. — URL: http://irkutsk.fishretail.ru/news/stroitelstvo-mongoliey-ges-na-selenge-otrazitsya-379060
Основные термины (генерируются автоматически): Монголия, Россия, США, Иркутская область, отношение, Байкал, Иркутск, Российская Федерация, стратегическое партнерство, торгово-экономическое сотрудничество.


Ключевые слова

экспорт, импорт, Российско-монгольские отношения, торгово-экономическое сотрудничество

Похожие статьи

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока

В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Направления развития российско-китайского сотрудничества

В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...

Правовой механизм регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики в научно-техническом направлении

В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.

Похожие статьи

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока

В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Направления развития российско-китайского сотрудничества

В статье анализируются результаты в отдельных направлениях сотрудничества России и Китая в сфере промышленного производства в таких отраслях как энергетика, автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, и оцениваются сложившиеся предпосылки обесп...

Правовой механизм регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики в научно-техническом направлении

В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.

Задать вопрос